Якутский must-have: История платья халадаай. Якутская национальная одежда Якутский национальный костюм

Республика Саха(Якутия)

Сунтарский улус(район)

МБОУ "Кемпендяйская СОШ им. В.И. Иванова"

Урок технологии, 10 класс

Тема беседы «Якутский национальный костюм»

учитель технологии и

изобразительного искусства

МБОУ «Кемпендяйская СОШ им. В.И.Иванова»

с. Кемпендяй

С каждым годом возрастает интерес к истории своей национальной культуры, уникальным ценностям духовного и материального наследия. Несомненно, ярким маркером культуры любого народа является народный костюм. Своей выразительной формой, функциональным назначением, приемами обработки материала одежда несет информацию о культуре и мировоззрении. Каждая эпоха формирует свою культуру, а любая культура вырабатывает свой идеал, отраженный в символике и семантике народного костюма, на основе которого создаются формы и типы современной национальной одежды.

В старину народная (традиционная) одежда якутов, являясь неотъемлемой частью материальной среды, одновременно была связана и с духовной культурой народа. В частности, с мифологическими и религиозными представлениями, отраженными в семантике одежды. Якутский костюм, который надевался для различных торжеств и обрядов, не только является целостным гармоничным ансамблем, наделенным, утилитарными и эстетическими функциями, но и выступает в качестве главного ритуального элемента в атрибутике всех обрядовых действий. Таким образом, костюм наделяется высоким семиотическим статусом.

Формирование одежды любого народа происходит под влиянием их традиционной культуры, которая отражается в культурно-художественных особенностях костюма. Народная одежда якутов, являясь важным историко-культурным источником, отражает эстетический идеал народа, его духовные взгляды и его мировоззрение. С этой точки зрения якутская одежда всегда привлекала внимание ранних исследователей материальной, духовной культуры этноса и продолжает представлять огромный интерес для современных этнографов, культурологов, искусствоведов.

По существующему у многих народов обычаю, на праздники люди приходили одетыми в свои лучшие наряды. Якутский праздник ысыах в старину был единственным праздником общения, на который в назначенное время собирались и стар и млад из отдаленных местностей, поэтому и состоятельные, и бедные старались одеваться в свои лучшие одеяния. Готовились к празднику задолго. Мастера мастерицы заботились о красочном убранстве коня и прочем снаряжении, старики изготавливали специальные кумысные сосуды, обрядовую утварь, женщины загодя шили себе и своей семье нарядные одежды.

Старинная одежда саха – одинакового покроя у мужчин, женщин и детей. Она отличалась только размерами, длиной подольной части, декоративным украшением. Важную роль при этом играли материал и техника изготовления, менявшаяся в зависимости от уровня развития производства. Особенностью традиционной одежды является её удобство, практичность и целесообразность в исполнении с точки зрения климатических условий, хозяйственно-бытовых особенностей образа жизни, а также простота в изготовлении.Следует отметить богатство сырья для различных видов одежды и атрибутов костюма у якутов (так, например, из бычьего пузыря шили летние шапочки, мешочки хаппар, перчатки; из коровьих потрохов после соответствующей выделки изготавливали аксессуары в виде кисета и т.д.).

В XVII в. У женщин, как и мужчин, не было нательной одежды, летом они носили кафтаноподобные пальто из тонко выделенной ровдуги, украшенные бисерными нашивками и аппликацией из прорезной кожи. Зимой надевали такие же кафтаны, утепленные меховымподкладом из шкурок белки, горностая, из лисьих, песцовых и волчьих брюшек и лапок. Только более зажиточные позволяли себе рубахи из китайской дабы или другой ткани.

Первые русские люди, прибывшие в 30-х годах XVII в.на территорию Якутии, застали в качестве нарядной шубы, такЭта нарядная безрукавка являлась исключительно свадебной одеждой невесты, которую шили очень долго. В древности, невестка, согласно обычаю, должна была показываться первые три года родственникам жениха, не иначе как в безрукавке таналай.


Комплекс одежды якутской невесты конца XVII – начала XVIII в. выглядел так:ровдужное платье поверх него меховая безрукавка тангалай. Эта свадебная шуба шилась из дорогих мехов соболя, бобра, богато украшалась бисером и металлическими бляшками. Атрибутом такой меховой безрукавки являются натазные украшения еттуксимэгэ. Они декорировались бисером, бусами, бляшками или кожаными нашивками и комплексом подвесок, состоящим из трубчатой игольницы, кошелька для небольших вещей (хаппар), трутницы с огнивицей (кыалык) и амулета оберега.

Для праздничной и зимней одежды используются дорогостоящие материалы – сукно, бархат, плис, парча, шелк. Она украшается более сложной орнаментикой и различными аксессуарами. Однако, изменение фактуры сказалось лишь на отделке, мужские камзолы и женские сангыяхи не утратили свой общий вид и фасон. Исчезли разрезы на камзолах и шубах, их заменила широкая плоская складка; старинные обрядовые шапки ураа шапки, шапки с рожками и султанами нуогайдаах шапка, шапка с рогами . На смену им пришли конусообразные шапки дьабака.

У богатых шубы нередко шьются мехом наружу из дорогих, лисьих, бобровых и рысьих мехов на суконной подкладке, обыкновенно очень яркого цвета.Различаются несколько видов меха рыси: пепельно-голубой, пятнистый и рыжевато-бурый. Дорогую нарядную шубу шили из пятнистой рыси, так как такой мех считался наиболее ценным. На спине шубы, около лопаток, всегда вышиваются серповидные вставки из меха речного бобра или выдры. Шубу эту якутка надевает не только зимою, но и летом, когда свадьба или пиршество случается в это время года.

Женский костюм, отличавшийся особой выразительностью, представлял собой единый ансамбль, состоящий из островерхого головного убора, верхней одежды свободного покроя и мягкой кожаной обуви с острым носком. Важную роль в оформлении играла декоративная отделка: яркие вставки из парчи и шелка, бисерная вышивка, металлические бляшки, золотое и серебряное шитье.

Нарядной поясной одеждой является набедренник бэлэпчи, который носили и мужчины, и женщины.



Традиционная одежда состоит из четырех составляющих: цвета, материала, формы и конструкции. Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента: красный, желтый, зеленый, черный цвета, которые являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.

Примерно с рубежа XVIII -XIX вв. с приходом русских появляются мануфактуные ткани.Начинает распространяться нательная одежда. Якутский костюм дополняется украшениями и отделкой зеленым, красным, желтым, фиолетовым цветами и их сочетаниями. Являются новые виды женской и мужской одежды. Для праздничной зимней одежды используются дорогостоящие материалы- сукно, бархат, плис, парча, шёлк. Они крашаются более сложной орнаментикой и различными аксессуарами.

В конце XIX - начале XX в широкое употребление входят русские товары-хлопчато-бумажные и льняные ткани, сукно, ткани английского производства-ситец. Бязь, полотно. Зимние шубы стали покрывать сукном или бархатом. В отделке одежды все чаще используют разноцветной мишурой, вышивкойзолотили серебряной нитьюДля праздничной или выходной одежды использовались дорогостоящие ткани: сукно, бархат,плис, шелк, парча, китайка.

Появляются новые виды головных уборов(шляпы. кепки, кубанки).

Во второй половине XX века у якутов центральных улусов чаще всего иматериалом для одежды были лосинаяровдуга, беличий и лисий мех, у вилюйских-оленья ровдуга, лисий и песцовый меха.Современный национальный костюм -это второе «я» своего хозяина. По стилю, образу, уровню он полностью должен соответствовать индивидуальным качествам его обладателя и раскрывать его сущность.С началом XX века традиционная одежда полностью заменяется городской. Натуральное сырье(мех, шкуры) используются пои изготовке обуви, головных уборов. Несмотря на широкое распространение европейской одежды и обуви, ровдужная обувь практически не выходит из употребления. Охотничья и праздничная одежда все еще носит традиционный характер.

Заключение

В конце XX века национальная одежда начинает активно возрождаться. Появляется новое направление одежды: стилизованное, сценическое.Народнымимастерамиреконструируетсястаринные виды одежды, активно пропагандируется среди населения и за пределами республики. Из-за особого покроя и стилевых особенностей национальная одежда стала своего рода визитнойкарточкойреспублики/

Народный костюм сегодня существует в трех направлениях:

Традиционная одежда саха, предназначенная для обрядовых и праздничных случаев. Мастерицы этого направления придерживаются устойчивых традиций фасона. Декора и цветного решения. Преемственность традиций народного шитья продолжают в своих работах З.Понохова, В.Макарова,З.Заболоцкая и др.

Работа народной мастерицы В.Макаровой Пальто. «кытыылаах сон»


Работа В.Макаровой Наряд невесты


Второе направление связано с моделированием современной национальной одежды с использованием современной национальной одежды с использованием новых технологий. В этом направлении народные мастера сотрудничают с дизайнерами и модельерами. При этом наблюдается смешение фольклорных и профессиональных форм культуры.

Работа народной мастерицы З. Поноховой В. Национальная якутская одежда

Работа З. Поноховойсвадебная одежда

Третьенаправление формируется в профессиональной сценической среде. Оно возникает не на бытовойоснове путем развития локальных традиций.Это сценическая одежда, предназначенная для фольклорных, этнографических. Танцевальных и вокальных коллективов, а также для отдельных эстрадных исполнителей-артистов якутской эстрады


А.Филипповахудожник-дизайнер Авангардный костюм «Чолбон»

А.Филиппова художник-дизайнер Костюм «Айыы-Куо»



Национальная одежда стала полноправным компонентом современной культуры. Новое дыхание этот феномен культуры, когда уникальный жанр якутской традиционной культуры эпос-олонхо был признан ЮНЕСКО одним из мировых шедевров нематериального культурного наследия человечества. В связи с этим по всей республике стал проводиться всенародный праздник «ЫЬЫАХ», главной целью которого является возрождение прежде всего ритуально-обрядовой функции. В рамках такой массово-зрелищной деятельности одной из задач ставится пропаганда якутской национальной одежд

Использованная литература:

    Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества. - Якутск: Изд-во «Бичик», 1994. 91с., 83 илл.

2. Гаврипъева P.C. Одежда народа саха конца 17-середины 18 века. - Новосибирск:

«Наука». Сибирское предприятие РАН, 1998. - 144 с.

3. Гарин Н.П. Дизайн для условий Крайнего Севера (принцип преемствования культуры

4. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры). - Якутск:

Издание журнала «Илин», 1993. - 151 с.

5. Ермилова Д.Ю. Экологическое направление в дизайне одежды / Проблемы дизайна

костюма и пути их исследования: Сб. науч. тр. / Под общей редакцией к.т.н., доцента

Г.М.Гусейнова. - М.: Кафедра «Дизайн костюма», 1997.-С. 12-39

6. Калашникова Н.М. Народный костюм. - М.: «Сварог и К», 2002. - 374с.

7. Калашникова Н.М. Традиционный костюм народов России 19-20 вв. - СПб.: 1996. -134

8. Маак Р.К. Вилюйский округ. - 2-е изд., - М.: «Яна», 1994г. - 592 с.

9. Heyстроев Б.Ф. Саха орнаменнара. - Дьокуускай к.: «Полиграфист» ЯНЦСО АН СССР,

1989. 98с.

10. Носов М.М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца ХУП1 до 1920-х годов

/Сб. науч. ст. ЯКМ. - Якутск: Кн. изд-во, 1957. - Вып.2. - С. 116. -152

11. Осипова М. Якутская свадебная одежда. - Якутск: Якутский университет, 1974.-38 с.

12. Петров Н.Е. Из древней истории народа саха. - Якутск: НКИ «Бичик», 2003.-114 с.

13. Петрова С.И. Обрядовая одежда народа саха (этнография, этнология и антропология):

14. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция - Новосибирск:

Наука, 2006. - 104 с.

15. Петрова С.И. 0бугэ танаЬауоннаитэгэлэ (Традиционная одежда и мировоззрение

наших предков). Учебно-методическое пособие. - Якутск: Бичик, 1999 - 80 е., ил.

16. Саввинов И.Е. ОбугэлэрбитолохтородьаЬахтара. - Якутск: Кн. изд., 1992.-40с.

Примерно с рубежа ХVIII–XIX веков, как раз с приходом русских, на якутских костюмах начинают встречаться хроматические цвета: зеленый, красный, желтый, фиолетовый и их сочетания. С этого времени явно ощущается влияние русской культуры. Изменяются покрой и декор якутской одежды. Традиционной женской одеждой становятся шуба бууктаах иликытыылаах сон и шапка дьабака. Поверх одежды надевают нагрудно-спинное украшение илин - кэлин кэбиhэр.

Шапка дьабака состоит из широкой полоски меха бобра, соболя, росомахи. На макушке шапки пришивается навершие чопчуур или чеччэх, сшитое из цветного сукна (в большинстве случаев из красного сукна) и вышитое разноцветным бисером, цветными нитками. Символ, олицетворяющий стилизованный женский торс с ярко выраженными признаками пола, ассоциативно связывается с божеством деторождения и плодородия Ахтар Айыыhыт Хотун. Таким образом, шапка дьабака является одним из главных предметов вещного мира, олицетворяющих женщину.

Основные цвета женской праздничной шубы - красный, желтый, зеленый, черный.

Основной фон - черный, символ Матери-Земли. Он составляет костяк, опору, на которую накладываются цвета-знаки. Широкая полоса из красной ткани идет по подолу, бортам, по груди, плечевой части, вдоль позвоночного столба, охватывая таз и бедра, а также полоска вставляется на уровне предплечья. Так как красный цвет - цвет жизни и плодовитости, красные полоски как бы окружают со всех сторон своей аурой женскую фигуру , выполняя не только продуцирующую, но и охранительную функцию.

Хотя красный цвет, наряду с белым и черным цветами, является наиболее архаическим, при конструкции цвета и декора традиционной одежды он стал широко использоваться лишь после прихода русских, что подтверждается археологическими раскопками . В мифоритуальной традиции якутов красный цвет - цвет жизни, цвет плодовитости, цвет родства, цвет огня.

Зеленый цвет придает свадебной шубе свежесть, молодость, расцвет. Это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы, цвет пробуждающейся природы. На свадебной одежде зеленый цвет соседствует со всех сторон с красным цветом. Сочетание красного цвета с зеленым имеет охранительные свойства. Иногда на уровне груди пришивали ромбовидные фигурки, состоящие из зеленых и красных ромбиков, в шахматном порядке. Они являются своего рода оберегающими знаками.

Желтый цвет, как и белый и красный, относится к солярному символическому цвету. В основном желтый цвет располагается на уровне предплечья и в боковой и задней части в виде полосок или орнаментов. Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление, он как бы выпускает солнечный цвет.

Традиционная одежда состоит из четырех составляющих: цвета, материала, формы и конструкции. Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента: красный, желтый, зеленый, черный цвета, которые являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.

Числу 4 отводится главная роль в космографических и философских концепциях: четыре стороны света, четыре стихии - вода, огонь, воздух, земля. Таким образом, традиционный костюм выступает как структурная образная часть процесса познания мира.

Рассматривая древние якутские и традиционные праздничные шубы, можно выделить два направления в выборе цвета костюма якутов, которые характеризуют два этнокультурных фактора их развития. Первое направление - это тюрко-монгольское, основным цветом которого выступает триада цветов - черный-белый-синий, и традиционно якутское, выражавшееся мировоззренческими, религиозными и этническими факторами, это красный, зеленый, черный, желтый.

Современный якутский национальный костюм богат яркими красками , различными орнаментами , причудливыми формами, но в то же время не утратил своей традиционной специфики. Современная интерпретация идей народного костюма предлагает интересные образцы при создании нарядной одежды . Формируется своеобразный язык молодежной моды , отвечающий характеру и мироощущению молодых людей. И вместе с этим происходит приобщение молодежи к традициям своего народа, к его материальной и духовной культуре.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.
  2. Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII – середины XVIII вв. Новосибирск, 1998.
  3. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.
  4. Зеленчук В.С. Молдавский национальный костюм. Кишинев, 1985.
  5. Санжеева Л.В. Традиционная одежда как элемент культуры бурят. Улан-Удэ, 2002.
  6. Стрелов Е.Д. Одежда и украшение якутки в первой половине XVIII в. // Советская этнография. 1937. № 2–3.

Наталия Ксенофонтовна Васильева,
младший научный сотрудник
отдела этнологических исследований
Института гуманитарных исследований
Академии наук Республики Саха (Якутия),
г. Якутск

Журнал "Тальцы" №1 (30), 2007 год

На просторах Республики Саха среди более чем ста национальностей живут коренные народы - якуты , эвенки , эвены , юкагиры и чукчи . Культура каждого из них складывалась веками. Отражение мировоззрения, эстетики и характера народа можно найти в его костюме. Именно поэтому для создания современной одежды мы обращаемся к народному опыту - традициям национального костюма дореволюционного периода.

Костюм якутов XVIII - нач. XIX в. - многопредметная одежда северных тюркоязычных скотоводов с языческим верованием.

Основным материалом для одежды служила шкура домашнего скота и лесного зверя. Как правило, одежда богато украшалась, причем знание декора было очень важным: он имел культовое значение и «оберегал» носящего. У якутов существовало представление о вертикальном строении трех миров, нашедшее отражение и в одежде.

Верхний мир - мир небожителей - олицетворяли через круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце»: их можно найти на головных уборах и нагрудных украшениях. Средний мир - мир людей - через лирообразный орнамент (женское начало) обозначался в силуэте и декоре плечевых изделий, металлических украшений и рукавиц. И, наконец, нижний мир - мир злых духов - передавали через вышивку обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю, возможно, отражая зависимость жизни на земле от нижнего мира.

Благородный бежево-охристый колер, характерный для костюма якутов, создавался природными красителями или натуральными цветами меха, кожи и замши, из которых шили одежду, и оживлялся медными украшениями и перфорированной отделкой из материалов различной фактуры, разноцветной вышивкой растительных орнаментов.

В узорах, конструкциях и украшениях костюма якутов находим много общего с таковыми тюрко- и монголоязычных народов Сибири и Средней Азии . Истоки этих параллелей берут начало в Пазырыкских курганах на Алтае (ок. 5-3 тыс. лет до н.э.), а также в памятниках Ближнего Востока (5-3 вв. до н.э.).

Принятие православной веры и развитие торговли в конце XIX-нач.ХХ в. привели к влиянию русской культуры на якутскую. Так, широко применялись ткани. Появились новые виды одежды: пальто с буфами, платья «холодай » с «файборой » (широкая оборка по низу платья), кушаки, фабричная обувь, бижутерия.

Новое дыхание получило развитие ювелирного искусства. Серебряные украшения стали доминировать. Но, несмотря на все изменения, костюм якутов по своему художественному образу все же оставался созвучным костюму своих предков - тюрко- и монголоязычных скотоводов Азии.

Что касается костюма эвенков, эвенов и юкагиров, то их этногенетические связи, одинаковые природные условия проживания, идентичность занятий и культуры привели к созданию однотипной одежды. Это парка , кухлянка , камлея из оленьей шкуры - одним словом, костюм, хорошо приспособленный к кочевой жизни охотников и оленеводов. Практическое использование одежды не мешало украшать её шариками и кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами.

Если использовалась вышивка, то, как правило, располагалась она по швам и краям одежды, чтобы «мешать» проникновению злых духов в одежду.

Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента «паук» означали благопожелание и имели охранительную функцию.

Эвенки и юкагиры использовали сочные теплые тона красного, желтого и зеленого цветов бисера. Эвены же предпочитали контрастное сочетание цветов: глубокий золотисто-рыжий радужный и бело-синий бисерный.

Традиционная одежда чукчей сохранилась до наших дней и представляет собой глухую кухлянку и камлею из оленьей шкуры, характерные для всех арктических народов мира.

Семантику ее декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде - это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент - символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода , укрепления могущества общины.

Следует заметить, что верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно «читать», получая определенную информацию в результате расшифровки.

В нём сочетаются культурные традиции разных народов , он приспособлен для полярного климата, что отражается как в крое одежды, так и в её оформлении.

Описание

Сложившаяся в ХΙΙΙ веке якутская одежда сочетает в себе множество разнородных элементов. Особенно ярко это проявляется в верхней одежде, где отмечается использование самых разных по фактуре и цвету материалов: разношерстый мех, сукно, жаккардовый шелк, ровдуга, кожа. Костюм украшается орнаментальными вставками, бисером, металлическими украшениями и подвесками. Претерпевая различные трансформации и модификации, под влиянием происходящих исторических событий в социальной и культурной жизни этноса, народный костюм сохраняет древнейшие художественные традиции.

Материалы и конструкция

Якутская дохристианская одежда ХVII-ХVIII вв. изготавливалась в основном из природных натуральных материалов - кожи, замши, меха домашних животных, так как основным видом хозяйственной деятельности якутов, как тюркского народа, было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота. Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном, в качестве отделки. Меховые полосы в два ряда нашивались по краю борта, низу изделия и рукава - приём оформления, обусловленный, прежде всего, холодным климатом и перенятый у северных народов. Привозные шёлковые, шерстяные ткани импортного производства, полученные путём натурального обмена, применялись в качестве отделки, так как были дорогими. Китайская хлопчатобумажная ткань «дабы» шла на нательную одежду, но ее могли позволить себе только богатые люди. Бедные же люди изготавливали нательные и летние изделия (рубахи, халатоподобную одежду) в основном из тонких замшевых кож.

У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой, как наиболее рациональный и часто обусловленный формой и размерами материала. Традиционный якутский крой в этом смысле не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола.

Нарядная, праздничная одежда якутов, как правило, имеет более сложный покрой - обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав называют «бууктаах», то есть, формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также как и отложные воротники. Облегчённые кафтаны с асимметричной застёжкой, характерные для прибайкальских народов, носили зажиточные якуты. Пальто богато декорировалось по борту бисерной вышивкой, металлическими элементами и узкой полоской дорогого меха (См. изображение мужского кафтана)

Особый интерес с точки зрения заимствования культурных традиций костюмов других народов представляет халатообразное изделие из ткани дабы с цельнокроеными рукавами , которую носили женщины летом. Эти изделия сильно отличаются от перечисленных выше изделий своей конструктивной формой. Очевидно, крой перенятый у восточно-азиатских народов, не имел большого распространения и развития из-за нерационального расхода ткани.

Крой «оноолоох, бууктаах»

Наиболее распространенным и характерным для якутской одежды считается крой «оноолоох, бууктаах» - когда-то перенятый у русских военных и путешественников, но видоизменённый в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями. Такие изделия обязательно имеют складки по боковым и среднему шву спинки («оноо») и рукав со сборкой по окату («буук»). Пальто такого покроя носили как мужчины, так и женщины. Различие проявлялось в декоративном оформлении. У мужчин пальто шили из кожи или ткани дабы. Пальто из ткани имело бархатный воротник и манжеты. Женские пальто такого покроя изготавливалось из меха или замши, в зависимости от сезонного назначения. Варианты пальто из замши шили с декоративными вставками из сукна или шёлка. Если размер шкуры не позволял изготовить объёмную, удлинённую одежду, например зимнее пальто «сагынньях», комбинировали разные материалы - замшу, мех пушных зверей, ткани. Другая разновидность такого покроя называется «кытыылаах». Как вид верхней одежды он распространился значительно позже, с распространением мануфактурных тканей. Эти изделия отличались от «оноолоох» тем, что по краю борта, низа изделия и рукава нашивалась широкая двойная полоса из сукна. Такую одежду женщины носили в прохладные дни.

Наиболее древним считается крой одежды «таналай» . Это изделие небольшого объёма, выполненное из ровдуги с меховой отделкой. Отличительные особенности этого изделия: меховая надставка в верхней части рукава; разрезы по боковым швам; декоративный элемент с металлическими подвесками на уровне талии по бокам. В разных вариациях подобное оформление присутствует во многих изделиях различного сезонного и функционального назначения. Наиболее ярким примером стиля «таналай» считается изделие с укороченным меховым рукавом, кокеткой, отлётным элементом по переду, богато декорированный бисером и металлической отделкой. По мнению некоторых исследователей, назначение одежды свадебное / Якутский филиал СО АН СССР. ─ Якутск: Якутское книжное издательство, 1971. 212 с.

  • Носов М. М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVIII до 1920-х годов // Сб. науч. ст. ЯКМ. - Якутск: Кн. изд-во, 1957. Вып.2. С. 116─152.
  • Петрова С. И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция - Новосибирск: Наука, 2006. - 104 с.
  • Смоляк А. В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина . - М.: Наука, 1984. 248 с.
  • О чем говорят якутские узоры, какой главный элемент традиционного якутского орнамента, какие цвета в якутском костюме символизируют времена года, как одежда может влиять на человека.

    О чем говорят узоры

    Все узоры в якутской одежде строго симметричны. Это как бы повторяет симметрию человеческого тела . Левая сторона , где расположено сердце, считается женской, правая, соответствующая рабочей руке, – мужской. Из этих соображений подбираются и аксессуары.

    Главный элемент традиционного якутского орнамента – цветок лилии-сарданы. Она одновременно напоминает якутский музыкальный инструмент хомус и лиру – символ, известный во многих культурах мира. Августина Филиппова называет ее кодом общения для всего человечества и считает, что она символизирует творческое начало.

    Якутский узор всегда состоит из непрерывной разветвленной линии. Таким образом, предки хотели напомнить своим потомкам, что их род не должен прерываться. Чем больше ответвлений, тем больше детей у того человека, кто носит этот узор. Древние якуты проделали долгий путь из далеких земель, прежде чем расположиться там, где они сейчас живут. Вся история долгих скитаний также передается в длинных извилистых завитках.

    Шапку всегда делали похожей на камелек. Лицо из нее выглядывает, как огонь из печурки. На верхушке обычно оставляли отверстие – для того, чтобы туда, как в жилище-урасу, заглядывали солнце и луна и оставляли семечко мальчика или девочки.

    Ушки на шапке означают связь человека с космосом. Это своего рода антенны. В последнее время их принято украшать бисером. Есть и более прозаическое объяснение этого необычного элемента. Когда предки якутов осваивали север, вместо шапок они надевали шкурку с лисьей головы.

    Якуты старались, чтобы в их костюме сочетались все цвета года. Черный символизирует землю и весну, зеленый – лето, красный и коричневый – осень, а серебряные украшения – звезды, снег и зиму.

    А вот какое интервью дала Августина Филиппова "Российской газете".

    РГ | Каждый костюм вы изготавливаете в единственном экземпляре, причем все его элементы обязательно складываются в какой-то сказочный сюжет . Это и костюм Снежаны – Снегурочки, и наряд хозяйки Ледовитого океана , и другие. Как вы думаете, понимают ли девушки, мечтающие увидеть себя в этих богатых, королевских платьях тот смысл, который вы в них вкладываете?

    Августина Филиппова | Думаю, они просто ощущают его. Несколько раз даже иностранки, которые не знакомы с нашими сказками и легендами, примерив костюмы, признавались, что почувствовали себя настоящими принцессами. Я стремлюсь, чтобы в этих нарядах было заключено благословление для того, кто наденет их. Богато расшитые бисером и стразами старинные узоры на платьях, шапочках и сумках – материальное воплощение добрых напутствий и пожеланий. Для меня работа модельера – это еще и возможность рассказать о своем мироощущении. Я смотрю на березку и вижу робкую стройную девушку , а река кажется величественной женщиной. В процессе творческих поисков эти образы развиваются, оживают, превращаются в вещи, которые можно носить. А потом они могут даже влиять на настроение и ощущения человека, облачившегося в них.

    РГ | Сколько в ваших работах выдумки и сколько исторической точности?

    Филиппова | Мне никогда не нравилось то, как якутский национальный костюм представляют на подиуме. Все казалось таким серым, безвкусным. Ну, кому захочется надеть платье, которое сняли в музее с манекена? Даже женщины позапрошлого века хотели выглядеть модными и, увидав у русских приезжих барышень наряды, просили мастеров сделать себе берестяные кринолины. Я, скорее, стараюсь сохранить силуэт того или иного фасона, может быть крой, а не слепо копировать рисунки с находок археологов.

    РГ | Какой из элементов, например в наряде невесты, вы назвали бы самым главным? Наверняка предки понимали, что та или иная одежда может определить будущее молодоженов.

    Филиппова | Вообще национальный костюм невесты был настолько многослойным, что весил около 30 килограммов. По тому, как девушка закончит свадебный день, определяли, какой женой она будет. Вытерпит, не упадет в обморок – значит, сможет родить кучу детей. Конечно, трудно представить современную невесту в таком облачении. Для свадебного платья я оставляю один элемент исторического костюма – меха на плечах. Это своего рода символ отрезанных крыльев. Девушка спускается на землю, чтобы продолжался род человеческий, а со срезанными перьями она не сможет вернуться обратно.

    РГ | Можно ли использовать подобный магический смысл в повседневной одежде?

    Филиппова | Конечно. Завистники, а они, к сожалению, встречаются часто, обычно злословят за спиной: в лицо улыбаются, а стоит отвернуться, как они тут же плюют в спину и даже посылают проклятья. Чтобы уберечь себя от сглаза, наши прадеды одевались спереди всегда очень скромно, а сзади расцвечивали одежду всевозможными украшениями. Мол, если человек и захочет что-то плохое сказать, увидев такую красоту, у него язык не повернется. Можно последовать их примеру.

    РГ | А есть ли у вас правила на счет того, как подбирать одежду к лицу?

    Филиппова | Никто не вправе навязывать то, в чем человеку дискомфортно.

    Между тем я считаю, что людям даже с самыми скромными доходами нужно одеваться как можно лучше. Тем самым они демонстрируют любовь и уважение к окружающим и к жизни вообще. То есть с помощью одежды они показывают свое духовное богатство. Это не обязательно должна быть очень дорогая одежда. Хорошо, когда при этом она отражает индивидуальность своего хозяина. Но всегда следует помнить: одно из правил хорошего вкуса – костюм должен быть уместным.

    Основным видом праздничной одежды, надеваемой на национальный якутский праздник Ысыах является традиционный якутский женский костюм, состоящий из платья "халадай" и жилета "хассыат".

    В этой публикации дается описание построения лекала и пошива женского платья халадай и выкройка жилета хассыат по рекомендациям художника-модельера Зинаиды Заболоцкой и кандидата исторических наук Светланы Петровой.

    Ысыах 2013. Фото: Айар Варламов / YakutiaPhoto.com

    Платье халадай - объемной формы, с кокеткой по полочке и спинке, может выполняться как из плотной шелковой ткани (тафты), так и легких тканей. По низу платья настрачивается в один ряд оборка. Рукав платья имеет объемную форму, с густой оборкой по окату, к низу рукава притачивается манжета.

    Жилет "хассыат" - слегка расклешенного силуэта выполняется с декоративным отлетными клапанами по переду и среднему шву спинки. Воротник отложной. Декоративная ажурная отделка из тесьмы, бисера, стекляруса и блесток нашивается по краям борта, пройме, клапана и низу изделия.

    Как вид одежды «хассыат, халадай» сформировался еще до революции, в 19 веке. Развитие данного вида одежды было обусловлено, прежде всего, широким распространением мануфактурных тканей, их доступностью для всех слоев населения Якутии и под влиянием русской городской одежды. Сложившийся в современное время крой «хассыат, халадай» это, безусловно, результат переосмысления в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями и ставший традиционной формой одежды для народа саха. В настоящее время этот вид остается основным видом одежды, носимой женщинами на общенациональном празднике Ысыах.

    Костюм женский праздничный

    Петрова С.И. в якутском костюме

    Семья. Ысыах 2015

    Ысыах 2015

    Построение лекал женского платья "халадай"

    Проще всего изготовить лекала костюма на базе готовых выкроек, подходящих вам по размеру и росту, которые можно взять из журналов мод, например, лекала простой блузки со втачным рукавом или платья.

    В нашем случае лекала женского платья халадай выполнены на основе изделия полуприлегающего силуэта.

    Работа выполняется по следующим этапам:

    1. Сначала намечаются модельные линии платья – халадай: линии кокетки на полочке и спинке (приблизительно выше линии груди и лопаток), линия оборки по низу изделия (приблизительно чуть выше колена); на лекале рукава намечается линия притачивания манжеты (на уровне 10-12см) и произвольно-вертикальные линии разведения рукава;

    2. Нагрудная вытачка на кокетке закрывается и переносится на стан полочки;

    3. Стан полочки и спинки раздвигается по вертикали на необходимую ширину (в зависимости от тонины, толщины ткани от 1/2 до 2 раз);

    4. Оборка также расширяется на нужную по модели ширину (в 1/2 раза или 2 раза);

    5. Манжета рукава слегка расширяется по верхней линии (на 1см с обеих сторон), поэтому верхние и нижние линии манжеты переоформляются по кривой;

    6. Рукав раздвигается методом «конического разведения», т.е. верхняя часть расширяется больше, чем нижняя (в зависимости от ткани и модели в 1/2 или 2 раза). Головка рукава поднимается по высоте приблизительно на 5-7см;

    7. Воротник-стойка строится по расчетному методу: для этого проводится вертикальная и горизонтальная линия, по вертикали откладывается отрезок равный 3 см., по горизонтали - расстояние равное 1/2 обхвата шеи и соединяется по прямой. Затем по вертикали отмечается высота стойки (2-3см), от точки пересечения линии воротника и горизонтали поднимаем перпендикулярную линию, отмечаем высоту воротника (2-3см) и соединяем эти точки. Далее оформляем кривизну воротника-стойки, для этого от середины нижней линии воротника поднимаем перпендикуляр, отмечаем отрезок равный 1 см. и через эту точку оформляем кривую линию (верхняя линия оформляется точно так же).

    Базовые лекала женской одежды


    Моделирование платья "халадаай"


    Лекала платья "халадаай"

    Лекала платья "халадай" состоят из следующих основных деталей:

    • кокетка полочки - 1 деталь,
    • кокетка спинки - 2 детали,
    • полочка - 1 деталь,
    • спинка - 1 деталь,
    • оборка - 2 детали,
    • рукав - 2 детали,
    • манжета - 4 детали,
    • воротник -2 детали.

    Примечание. Рюши выкраиваются по прямой в виде полоски. Длина полоски соответствует трем измерениям горловины (т.е. если горловина 20 см. то длина полоски 60 см.). Высота рюши от 2 см до 3 см. в готовом виде. Выкраивается двойная высота (т.е. 4 см или 6 см). Не забудьте, что лекала даются без учета шва, т. е. на швы прибавляете 1.5 см.

    Пошив платья "халадай"

    1 этап. Раскрой деталей платья по лекалам
    • Кокетка полочки - 1 деталь
    • Кокетка спинки - 2 детали
    • Полочка - 1 деталь (при раскрое дается нужное расширение по всей длине)
    • Спинка - 1 деталь (при раскрое дается нужное расширение по всей длине)
    • Рукава - 2 детали
    • Манжеты - 4 детали (верхняя, нижняя)
    • Воротник - 2 детали (верхняя, нижняя)

    Также выкраивается полоса оборки, пришиваемые по низу платья, высотой от 45см. до 50 см; шириной от 300 см. до 450 см. в зависимости от тонины ткани; и рюши высотой 2,5см. или 3 см. для воротника и манжет, длина которой зависит от густоты рюши.


    2 этап. Соединение кокеток полочки и спинки по плечевому срезу.


    3 этап. Соединение кокеток с полочкой и спинкой.

    Полочка и спинка предварительно сосбариваются на ширину кокетки.



    Подклад платья в подготовленном виде. Далее, подклад притачивается к платью по пройме и горловине.

    Примечание. Может быть вариант притачивания кокеток подклада и платья вместе.

    4 этап. Притачивание оборки по низу платья.

    Предварительно верхние края оборки оформляются зигзагом. Затем сосбариваются на ширину низа полочки, спинки.


    5 этап. Оформление рукавов.

    Сначала оформляется манжета. Нижняя манжета предварительно дублируется флизелином.

    Потом к манжетам пришиваются воздушные петли.


    Затем, к манжетам притачиваются рюши.


    Рукав сосбаривается по окату и низу.


    Затем к рукаву притачивается манжета.


    Рукав готов.

    Готовые рукава притачиваются к платью.

    6 этап. Оформление воротника.

    Заранее заготовленную рюшу притачиваем к воротнику.

    Примечание. Рюши могут быть разных вариантов - со сборкой или со складками.

    Затем, притачиваем готовый воротник к платью (вид сзади).


    Платье в готовом виде. Вид спереди.

    Выкройка жилета "хассыат".

    Крой женского жилета "хассыат". Размер 48, рост 156

    Источник -из книги С.И.Петровой "Свадебный наряд якутов"


    Желаем удачи в пошиве!

    Якутия, Республика Саха - маленький, отдаленный и достаточно холодный регион Российской Федерации. Вот и все, что, как правило, знает поголовное большинство населения нашей страны об этой области. А между тем якуты - народ удивительный.

    Коротко о регионе

    Еще несколько столетий назад на территории современной Якутии располагался Якутский уезд, предшественник современного региона. Нынешняя же Республика Саха была образована в апреле 1922 года - поначалу как Автономная Советская Социалистическая Республика. В 1990 году ее преобразовали в Якутскую-Саха ССР, а современное наименование она получила год спустя.

    Якутия входит в состав Дальневосточного федерального округа и занимает площадь более чем в три миллиона квадратных километров. При этом население всего округа едва доходит до миллиона. Главным городом Якутии считается Якутск, выросший из Якутского острога на правобережье Лены. Одна из особенностей региона заключается в том, что на его территории официально сосуществуют два государственных языка - русский и саха.

    Откуда взялись якуты

    О происхождении якутов ходят легенды. Одна из них, например, утверждает, что этот народ - первооснова всего человечества, поскольку Адам и Ева, от которых произошли все люди на Земле, были северянами. Другая версия гласит о существовании в древности некоего Тыгына, от которого якобы и берут начало якуты. Есть также мнение, что якуты - это татарские племена времен Орды, что они - потомки древних европейцев, что генетически им близки эвенки и много-много других. Тем не менее исследования археологов выявили, что на территории будущей Якутии люди стали жить уже во времена палеолита. В первом тысячелетии нашей эры сюда пришли предки эвенков и эвенов, тюркоязычные племена продолжали заселять площадь региона вплоть до пятнадцатого века. По утверждениям историков, якуты образовались в результате смешения тюркоязычных и местных племен. Также в крови якутов могут быть гены пришлых тунгусов.

    Особенности якутов

    По внешнему виду якута узнать просто. У них, как правило, овальное лицо с широким лбом, веки слегка скошенные, а глаза большие, черные. Большим является и рот, эмаль зубов желтоватая, нос обычно с горбинкой, но бывает и прямым. Цвет кожи отдает серовато-желтым или является смуглым. Волосы черные, жесткие, не вьются. Рост, как правило, небольшой. У якутов довольно высокая продолжительность жизни.

    У этой народности хорошо развит слух, зрение, напротив, не очень. Они не отличаются быстротой движений, все делают неторопливо. Сверхсильных атлетов среди якутов тоже не встретить. Нация отличается высокой работоспособностью. Издавна их основными занятиями считались коневодство, разведение крупного рогатого скота, рыболовство, охота на пушного зверя. Также якуты обрабатывали дерево, выделывали шкуры, шили ковры, одежду, одеяла.

    Религия занимает огромное место в жизни якутов. Сейчас они - православные, но с древних времен их быт был тесно связан с шаманством (кое-где это осталось и по сию пору).

    Жилище якутов

    Поскольку предки якутов были людьми кочевыми, то живут нынешние сахалары (это их самоназвание) в юртах (конечно, не все, к обитателям городов это не относится). Их поселения представляют собой собрание нескольких домов. Жилище якутов отличается от монгольских юрт тем, что возводится из круглых бревен, а не из войлока. Используют при этом лишь небольшие деревья. Рубить высокие, крупные для них грех - это одна из традиций и обычаев якутов.

    Крышу делают конусообразную, а дверь располагают с востока. Помимо этого, якутские юрты имеют много маленьких окошек, вдоль которых стоят самые разнообразные лежаки - низкие и высокие, широкие и узкие, отгороженные друг от друга так, чтобы получались маленькие комнатки. Самый высокий лежак предназначается для хозяина, самый низкий находится возле входа в дом.

    Как правило, юрты ставят в низинах, чтобы их не продували ветра. Часто дома делаются разборными - если племя ведет кочевой образ жизни. Выбор места для постройки жилища очень важен для якутов - оно должно приносить счастье.

    Национальный костюм

    Якутский костюм напрямую зависит от температурных условий - климат в Республике Саха нежаркий, именно поэтому одежда зачастую шьется с использованием конской или коровьей шкуры (а не только ткани). Для зимнего одеяния берут мех.

    Сам костюм представляет собой кафтан с широкими рукавами и поясом в сочетании с кожаными штанами и меховыми носками. Кроме того, носят якуты и тканевые рубашки, подпоясанные ремешком. Материал, помимо меха и кожи, используют самый разнообразный - и шелк, и сукно, и ровдугу. В древности часто шили костюм из замши. Праздничный костюм более расклешенный книзу, с рукавами формы «буф» и отложными воротниками.

    Якутская свадьба

    Свадьба у якутов - явление особенное. Есть древняя священная традиция, согласно которой родители малышки практически с самого момента рождения должны найти ей будущего спутника жизни. Они выбирают мальчика и на протяжении долгих лет наблюдают за его жизнью, характером, привычками, манерой поведения - ведь очень важно не ошибиться в партии для своей дочки. Как правило, в первую очередь обращают внимание на тех мальчишек, чьи отцы обладают хорошим здоровьем, сильны, выносливы, умеют трудиться руками - делать юрты, добывать пропитание и так далее. Это означает, что все свои умения и навыки такой мужчина передаст сыну. В противном случае в качестве потенциального «жениха» мальчуган не рассматривается. Некоторые родители дочерей ухитряются выбрать будущего мужа своей малышке быстро, у некоторых этот процесс занимает довольно длительное время.

    Сватовство также относится к традициям и обычаям якутов и проходит следующим образом. Девушке запрещено в этот день выходить из дома, а родители отправляются в дом кандидата на ее руку и сердце. Они беседуют не с самим парнем, а с его родителями, расписывая им в красках все достоинства дочки - здесь очень важно постараться, чтобы будущая невестка понравилась им заочно. Если родители парня не против, то они называют размер калыма - раньше калым отдавали оленями (это кое-где сохраняется и поныне), сейчас - деньгами. Когда родители ударяют по рукам, начинаются торжественные приготовления к свадьбе. Девушку к обряду готовит мать. Она же должна выдать дочери приданое, в которое непременно включаются богато украшенные наряды - это показывает, что невеста не из бедняков.

    Свадебное одеяние якутов раньше шилось только из натуральных материалов, сейчас это не столь обязательно. Важно лишь одно: ослепительно белый цвет, он означает чистоту и непорочность. Также в наряде непременно наличие тугого пояса.

    Время свадьбы выбирает девушка. Поначалу жених и невеста находятся в разных юртах. Шаман (вместо него может быть отец невесты или мать жениха) окуривает их берестяным дымом - считается, что это очищает молодоженов от различных наветов и всего дурного. Лишь после этого обряда им дозволено увидеть друг друга и совершить традиционный круг вокруг своего будущего дома (важно: до этого момента жених и невеста не встречаются с глазу на глаз, рядом с ними должен всегда кто-то находиться). Затем их объявляют законными мужем и женой и начинается трапеза, во время которой на девушке обязательно должны быть обереги - они защищают новоиспеченную семью от зла и болезней. Традиционные блюда на якутской свадьбе - оленина, говядина, рыба, жеребятина. Из напитков - кумыс и вино.

    До свадьбы девушки-якутки могут ходить с непокрытой головой, выйдя замуж, молодая супруга отныне должна прятать свои волосы ото всех, кроме мужа.

    Якутское искусство

    Особенными являются и якутские песни. В первую очередь, речь идет об олонхо - местном эпическом фольклоре, который считается при этом видом поэзии. Исполняется он, как опера. Это древнейший вид якутского искусства, который нынче считается достоянием ЮНЕСКО.

    Олонхо могут быть какого угодно размера - максимальные достигали тридцати шести тысяч (!) строк. В них входят все традиционные предания и сказания якутов. Исполнять якутские песни может далеко не каждый - для этого необходимо обладать ораторским даром и способностью к импровизации, а также уметь придавать своему голосу различные интонации и окраски. Олонхо рассказывают без перерыва - до семи ночей подряд, так что исполнитель должен обладать еще и хорошей памятью (впрочем, это - отличительная черта всех якутов).

    Есть у якутов и свой национальный музыкальный инструмент. Он похож на варган, некоторые считают его именно разновидностью варгана. Называется этот инструмент хомус. Также к искусству якутов относится горловое пение, которым они очень славятся.

    Традиции и обычаи

    Издавна остаются неизменными некоторые традиции и обычаи якутов. Так, и поныне они очень почитают природу, веруя, что она живая. Они верят в существование добрых и злых духов и в то, что природа помогает бороться с последними. Так, например, молнии, гром, гроза, по их убеждениям, преследуют злых духов. Есть свои духи и у ветра - они охраняют покой на земле. Особо почитают якуты и воду, ей приносят подношения - лодочки из бересты. Нельзя опускать в воду что-либо острое - это может ранить ее. Огонь у якутов считается покровителем домашнего очага, раньше его не гасили, а переходя с места на место, забирали с собой в специальных горшках. Отдельное уважение якуты оказывают духу леса, который помогает им на промысле. Священное животное для этого народа - медведь, чьи когти они носят как амулеты и талисманы.

    С традициями и обычаями якутов тесно связаны их многочисленные праздники. Например, Ысыах, который проходит в начале лета. Это семейный праздник, символизирующий дружбу народов, он считается у якутов самым главным. Другое его название - «Праздник кумыса». В его завершение непременно нужно исполнить особый танец-хоровод в честь солнца - таким образом светило благодарят за тепло.

    К традициям и обычаям якутов относится и кровная месть. Также есть очень много родильных обрядов. А при смерти нужно позвать к себе кого-нибудь из молодежи и оставить ему все свои связи - рассказать как о друзьях, так и о врагах.

    1. Якутия - единственный регион в нашей стране, где действует сразу три часовых пояса (разница с Москвой 6, 7 и 8 часов).
    2. Почти половина территории Якутии расположена за Полярным кругом.
    3. У Якутии - первое место в РФ по общему количеству запасов всех природных ресурсов.
    4. Помимо двух государственных языков, в Республике Саха распространены эвенкийский, эвенский, долганский и юкагирские наречия.
    5. У якутов не растут волосы на теле.
    6. Почти в каждой якутской семье есть особые национальные ножи с асимметричным лезвием.
    7. Якутская легенда гласит, что камень Сат, который достают из желудков птиц и животных, считается волшебным, но он потеряет свою силу, если на него посмотрит женщина.
    8. Сахалар - это самоназвание якутов, а сахаляр - это человек, рожденный от брака якута и европейца.

    Это далеко не все особенности и обычаи якутов. Такую интересную нацию нужно изучать долго и тщательно, чтобы полностью проникнуться их духом, - впрочем, как и любую другую народность на Земле.

    Одежда изготавливалась из натуральных материалов (шкура, кожа, мех), лишь в редких случаях использовались мануфактурные хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани, обменянные на скот.

    И женщины и мужчины носили шубы из сукна или замши, подбитые беличьим мехом (заячьим у бедняков). Без складок и карманов, с разрезом сзади и узкими рукавами, отороченная по подолу мехом выдры или бобра, шуба доходила до колен. Середняки шили нарядные шубы саныйах чаще всего из волчьего меха, бедняки – шкур молодых лошадей и оленьих, богачи могли позволить себе собольи.Саныйах шире и длиннее, чем истээх сон.

    Верхнюю женскую одежду – длинную шубу саныйах – шили из росомашьей, волчьей, лисьей, собольей шкур, мехом наружу. Шуба (с меховой вставкой в виде крыльев птицы на спинке) обязательно входила в состав свадебной одежды невесты. По всей видимости, шуба была мужской промысловой одеждой, т.к. сзади имелся разрез, делавшийся для удобства верховой езды. После изменения фасона охотничьей одежды, длиннополая шуба с орлом стала исключительно женской одеждой.

    Поверх мехового пальто (в) носили шубу (г) или доху из волчьего, лисьего, рысьего или оленьего меха. Нательную плечевую одежду (рубаху) изготовляли из ткани или ровдуги (замша из оленьей шкуры).

    Одежда ниже пояса представляла собой штаны или заменяющие их меховые натазники и ноговицы (наколенники) волосяным покровом наружу.




    Танцевальный костюм

    Источником танцевальных костюмов послужила старинная якутская обрядовая одежда. Костюм состоит из платья, топика, шорт и ноговиц. Костюм дополняет головной убор с ушками и перьями. Платье выполнено из шифона голубого цвета. Топик, шорты и ноговицы выполнены из натуральной замши. Рукав топика - из меха горностая. Костюм богато вышит бисером, украшен бусами и мельхиоровыми бляшками.


    Представительская модель одежды "Туйарыма".


    Представительская модель одежды "Айыы Куо".

    Источником послужила мифологическая героиня олонхо. Костюм состоит из жакета со шлейфом, юбки и головного убора. Наряд дополняет головной убор с ушками и перьями. Жакет комбинированный, выполнен из золотистой и серебристой парчи. Рукав жакета оформлен двойным меховым рукавом из песца. Края низа изделия окантованы полоской меха. Перед, спинка, рукава, шлейф изделия богато орнаментированы бисером, бусами, стразами. Юбка объемной формы выполнен из органзы.



    Обувь

    Унты и торбаса.





    Традиционная зимняя обувь, унты из камуса оленя - «Тыс этэрбэс» , предназначенную для суровой якутской зимы, где температура воздуха опускается до -50 градусов и более. Это уникальная обувь, сшитая из оленьих лап (камусов) . Непременной частью женских унтов является «билэ» , расшитое мелким бисером, вышивкой нитью, меховой мозаикой. Подошва унтов подшита войлоком. Унты отличаются высоким качеством и индивидуальностью. Унты разнообразны в своей цветовой гамме: белоснежные, светло-серые, серые, коричневые, элитные темно-коричневые. Разработано более 40 разнообразных узоров для билэ с бисером и более 30 для вышивки нитью, а если учесть, разнообразие цветов бисера и нитки, то сложно найти совершенно одинаковые унты. Они шьются согласно народным традициям.



    Торбаза




    Весь уклад жизни и хозяйство деятельности якутов были тесно связаны с Матушкой – Природой. Поэтому – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и простотой. Пробуждение природы лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – всё это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, чёрный, синий, голубой, зелёный и красные цвета.

    Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье. В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. Излюбленными узорами- знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: прямая линия, двусторонний зигзагообразный мотив, небесный мотив орнамента, стреловидный мотив, сердцевидный мотив, круг, оберегающие знаки.