Грузия (храмы). Святые места в Грузии – православные монастыри и храмы Храмы 7 го века в грузии

Как одна из первых стран, признавших христианство государственной религией, Грузия обладает множеством православных святынь. Хранящиеся в древних монастырях и храмах, они позволяют почувствовать истинную ценность христианской веры и погрузиться в благодатную атмосферу минувших столетий. Осмотреть все реликвии государства в рамках одного паломнического тура практически невозможно, однако любому туристу под силу побывать в самых интересных местах, где хранятся наиболее ценные иконы и мощи.

Знамениты святые места в Грузии

Бодбийский монастырь

Старинный Бодбийский монастырь, расположившийся на расстоянии 2 км от городка Сигнахи в Кахетии, хранит в своих стенах мощи святой равноапостольной Нино – великой Просветительницы Грузии, проповеди которой привели к Христу всех жителей страны. Родившись в 280 году, на протяжении 35 лет проповедница занималась апостольским подвижничеством, а перед кончиной удалилась в миниатюрное местечко Бодбе, где и была похоронена. Спустя время над могилой Нино воздвигли храм Святого Георгия, рядом с которым и возник монастырский комплекс.

Мощи проповедницы хранятся в южном приделе храма. Ежегодно к ним приезжают тысячи паломников, стремящихся поклониться священным останкам и побывать на источнике Святой Нино, вода в котором считается целебной. Наряду с мощами, в монастыре содержится еще одна почитаемая святыня – мироточивая Иверская икона Божией Матери. В советский период в монастыре действовал госпиталь, и на образе до сих пор видны следы скальпеля, оставшиеся там как воспоминание о больничном прошлом сооружения.

Патриарший собор Светицховели

Храм Светицховели – один из важнейших духовных центров православных жителей Грузии. Кафедральный собор находится в городе Мцхета и относится к числу крупнейших исторических сооружений государства. Благодаря богатой и насыщенной истории, а также значимости для христианства он входит в почетный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История святыни уходит корнями в IV столетие, когда по совету равноапостольной Нино иберийский царь Мириан III построил первую в государстве деревянную церковь. Во второй половине V века на месте церквушки возвели каменную базилику, а уже в XI столетии сооружение сменил современный трехнефный храм, воздвигнутый под надзором архитектора Арсакидзе.

Согласно преданиям, под спудом собора хранится хитон Иисуса Христа, который привез в Грузию раввин Элеазар. Во время казни священнослужитель пребывал в Иерусалиме и был свидетелем жребия, метаемого об одежде Спасителя. На место захоронения хитона указывает Животворящий Столп, у которого в прежние времена совершалось множество чудес и исцелений.

Монастырь Самтавро

В месте слияния рек Арагви и Мтквари, на территории города Мцхета, высится величественный монастырский комплекс Самтавро , состоящий из монастыря Святой Нино и Самтавро-Преображенской церкви. Сооружение возведено в IV столетии по повелению царя Мириана, которого впоследствии захоронили в стенах храма. Несмотря на многократные разрушения и реставрации, комплекс сумел сохранить оригинальные орнаменты, которые не имеют аналогов в грузинской архитектуре.

Внутри строения содержится много интересных святынь:

  • икона Святой Нино, обладающая чудотворным действием;
  • мощи анахорета Шио Мгвимского и проповедника Абибоса Некресского;
  • икона Иверской Божьей Матери;
  • могила царицы Наны;
  • часть камня с места захоронения Нино в Бодбийском монастыре.

Собор Сиони

Храм Сиони в Тбилиси входит в число двух главных православных сооружений Грузии. Свое название сооружение получило в честь иерусалимской горы Сион, которая в Библии называется «жилищем Божиим». Собор возвышается на побережье Куры в историческом центре столицы. Датой его основания называют VI столетие, однако за минувшие годы храм не раз разрушался и вновь восстанавливался.

Самая ценная святыня Сиони – Крест святой Нино, который, по преданиям, проповедница получила от Богородицы перед посещением Грузии. Сплетенный из виноградной лозы, после смерти Нино он долго хранился в соборе Светицховели, затем путешествовал по армянским храмам, бывал в России, а в 1801 году снова вернулся в Грузию. Сегодня крест размещается в серебряном киоте рядом с северными воротами алтаря храма Сиони.

Монастырь Джвари

По совершенству и оригинальности архитектурных форм монастырь Джвари близ Мцхеты не имеет равных в Грузии. Будучи шедевром грузинского зодчества, храм первым в стране попал в список ЮНЕСКО. Здание высится на вершине горы, где, согласно древним летописям, святая Нино установила Животворящий крест Господень.

Строительство здания пришлось на VI столетие. Изначально это была небольшая церковь, которая сегодня лежит в руинах. В 604 году рядом с ней состоялось торжественное открытие более крупного сооружения, освященного в честь Воздвижения Креста. На его фасадах сохранились старинные рельефы с изображением ктиторов, а внутри содержится современный крест, в котором хранятся частицы того древнего креста, установленного Нино.

Другие грузинские святыни

Путешествуя по территории Грузии, в городах и небольших деревушках страны можно увидеть немало других церквей, соборов, монастырей, в которых содержатся по-настоящему почитаемые реликвии:

  • Монастырский комплекс Шемокмеди – сохраняет самую древнюю грузинскую икону, датируемую 886 годом. Образ Преображения Господня доставили в храм из Зарзмского монастыря в XVI столетии. С того времени икона собирает тысячи паломников и туристов, приезжающих отдохнуть в Западную Грузию.
  • Гелатский монастырь – почитается благодаря усыпальнице царя Давида Строителя. Считается, что под его основанием похоронена царица Тамара, хотя по другим данным, ее прах был позже перевезен в монастырь Святого Креста в Иерусалиме.
  • Собор Влахернской иконы Божьей Матери – в храме размещаются мощи святых Иоанна, Георгия и Марины, частица пояса и риза Богоматери, а также часть губки, из которой Спаситель испил уксус.
  • – в это святое место паломники едут ради поклонения мощам святых Константина и Давида, которые были замучены захватчиками-арабами.
  • Храм Метехи – является местом захоронения святого Або Тбилисского и святой Шушаники, первой в Грузии великомученицы, погибшей от руки своего супруга-огнепоклонника.

История грузинской храмовой архитектуры насчитывает примерно 1500 лет, а точнее 1540 лет (на настоящий момент). Эта эпоха делится на отдельные периоды со своими особенностями. При этом, в отличие от российской, грузинская была более консервативна, почти не вдавалась в эксперименты, и храм VI века не всякий отличит от храма XVIII века. Грузия не знала готики (хотя и приблизилась к ней), барокко, да и модернизм особенно не прижился.

Можно условно разделить историю архитектуры на несколько фаз: 1. Ранняя эпоха (до Х века), 2. Переходная (Х век) 3. Классическая и 4. Поздняя.

Из сохранившихся храмов самый ранний и точно датированный был построен в 477 году, хотя есть претенденты на более раннюю хронологию. Храмов языческой эпохи не сохранилось, хотя есть что-то, претендующее на принадлежность к зороастризму. От языческих храмов кое-где остались только фундаменты, по которым сложно что-то определить. Крупнейший - это, наверное, фундамент зороастрийского храма около монастыря Некреси .

Остатки зороастрийского храма в Некреси

Христианские храмы в Грузии стоились двух типов - базилика и купольный храм. Базилика, если кто не в курсе, это такое четырехугольное здание с двускатной крышей. Пространство базилики можно разделить колоннами на три или две части и получится трехнефная или двухнефная базилика. Если разделить пространство на три части стенами, то получится так называемая трехцерковная базилика .

Базилика - исторически самая ранняя форма храма. Существовала ещё форма ротонды , но такие встречаются только на территории Кавказской Албании и в Болгарии. В Грузии ротонд не строили никогда. В VI веке в мире появляются храмы крестового типа, которые обычно имеют купол, то есть, являются купольными . Со временем доминирующим станет крестово-купольный храм, по грузински - ჯვარულ-გუმბათოვანი (джварул-гумбатовани ).

IV - V века

Эти два века обращуют свой особый период «раннехристианских» храмов. Некоторые храмы того времени имеют расплывчатую датировку и могли быть построены как в IV, так и в V веке.

Из хроник известно, что в последние годы IV века царь Трдат построил храм в Рустави и храм в Некреси. Про первый ничего не известно, а последний ассоциируется с обнаруженной в 1998 году базиликой Чабукаури .

Где-то в V веке, в середине или начале века, в Кахетии была построена базилика Долочопи , которая впоследствии разрушилась и лишь недавно был раскопан её фундамент. Чабукаури и Долочопи - два храма одного размера, построенные недалеко друг от друга на самом краю Иберийского царства. По ним можно делать выводы о том, как строили в Алазанской долине, хотя для таких выводов пока мало данных.

Обнаружение храма Чабукаури поставило под сомнение эту теорию, а обнаружение Долочопи полностью её забраковало.

Храмы того времени были явно немногочисленны и многие потом были перестроены. Например, примерно в 390 году был построен храм в Цилкани, позже перестроенный. В 472 году предположительно был построен храм в селе Самтависи. От него остались только отдельные фрагменты под современным самтависским собором .

Почти одновременно с атенским храмом, ориентировочно в 626 - 635 годах строится собор в селе (или городе) Цроми. Цромский собор - это новая фаза грузинской архитектуры. Впервые купол стал опираться на столбы. Впервые появились высокие ниши на восточном фасаде. А главное - он очень большой, что странно для той нестабильной и переходной эпохи.

Других храмов тех же лет в Грузии нет, зато их немало в Армении. Почти одновременно с Цромским собором строился армянский храм Святой Гаянэ в Вагаршапате , а чуть позже - собор Эчмиадзин , оба с подкупольными столбами, как и Цроми. Можно только гадать, откуда взялось такое внезапное увлечение подкупольными столбами и кто же первый придумал такое новшество.

Примерно через 20 лет случится одно важное событие, хотя и не в Грузии - в армянском Вагаршапате усилиями католикоса Нерсее (халкидонита) будет построен храм Звартноц . Он построен как тетраконх с галереей вокруг. Храм станет весьма знаменит и впоследствии породит много подражаний, в том числе и в Грузии.

Базилика в Дманиси

В этот же период, не очень понятно, когда именно, был построен храм Анчисхати в Тбилиси. Он тоже имеет вид базилики.

В западной Грузии в эту эпоху был построен собор Дранда , который очень похож на тетраконх, но всё же не является таковым в строгом смысле слова.

Что интересно. Храмы Грузии того времени имеют купол в форме шатра (пирамиды). В Византии такого не было. Есть версия, что это влияние персидской зороастрийской архитектуры. Пирамида считалась священным символом огня - сейчас этот элемент можно видеть на храме Атешга в Баку. Видимо, до хрисианизации в Закавказье было построено много зороастрийских храмов с такими куполами. Ни один из них не сохранился.

VIII - IX века

Это своего рода «темный век» грузинской архитектуры. В 735 году арабский полководец Мерван прошелся по стране, разрушая все подряд. Эффект был подобен монгольскому нашествию на Россию - строительство прекратилось надолго. В центральной Грузии образовался Тбилисский Эмират , который просуществовал 400 лет. Странно, что от того периода не сохранилось ни одной мечети.

Храмов той эпохи совсем мало и они находятся на окраинах Грузии. Некоторое оживление произошло в Кахетии, которая осталась в стороне от нашествия. Чуть позже началось строительство в Тао-Кларджети - но все эти храмы сейчас находятся в Турции. В X веке началось строительство в Абхазском царстве.

Странное исключение из общего правила: в 777 году в центральной Грузии был построен большой Сионский Собор в Самшвилде . Это был ну очень большой купольный храм, который сохранился в виду руин. Складывается ощущение, что это самый первый из крупных грузинских храмов.

К кахетинским храмам того времени относится странный двухкупольный храм Квелацминда (Всех Святых) около Гурджаани.

Интересно, что к этой эпохе относят сооружение храма Святого Духа в монастыре Икалто . Если датировка верна, то это первый (или почти первый) храм с классическом грузинском стиле. То есть, с высоким барабаном и высоким шатром.

В VIII веке появляется несколько храмов, точно не датированных: храм Святой Девы в монастыре Некреси , храм Кветера на месте несуществующего сейчас города, Руисский собор и небольшой храм в монастыре Убиса в Имеретии. Впрочем, Кветера обычно датируется первой половиной X века. Этот храм заметно отличается от всех современных ему храмов. Он изящнее всего, что строилось в ту эпоху. Он очень близок по типу к собору Ниноцминда.

VIII век стал "темным веком" грузинской архитектуры. Центр региона занимал Тифлисский эмират, на западе Кахетия еще не накопила ресурсов, так что строили в основном на западе, в Абхазском царстве. Примерно в 819 году, всего через 10 лет после переноса столицы в Кутаиси, царь Феодосий II строит в Хони собор Святого Георгия в виде базилики. Он сохранился по сей день, хотя и забыт почти всеми.

В 842 году в Византии было побеждено иконоборчество. Существует много теорий о том, как это могло повлиять на дальнейшее развитие архитектуры. В Грузии визуальным символом тех лет стал храм Акура , построенный в 855 году.

Но гибель иконоборчества повлияла как минимум на интерьеры. Возникла мода устанавливать иконы между столбами, отгораживающими алтарную апсиду. Так возникла алтарная перегородка, которую сейчас можно видеть в подавляющем большинстве храмов Грузии. Эта же мода потом пришла и в Россию, но там она с XIV века стала усложняться и привела к появлению иконостаса.

X век
В X веке началась новая эпоха. Тбилисский эмират уменьшился в размерах, образовались новые армянские и грузинские государства, и сразу же стали появляться храмы. Технологии, похоже, заимствовались у армян, которые к тому времени накопили побольше опыта в этом деле. Около 915 года кахетинцы завоевывают царство Эрети (еще монофизитское) и превращают Кахетию в мегаимперию, которая тянулась от Дарьяльского ущелья до Шеки. Примерно между 915 и 918 годами кахетинский царь Квирике строит весьма большой по тем временам храм в монастыре Хирса . Этот храм дожил до неших дней в сильно перестроенном виде.

Период Х века нежно любим исследователями архитектуры. Это была эпоха экспериментов и поисков. Каноны ещё не устоялись, поэтому почти каждый храм той эпохи уникален. Все необычные храмы построены именно в эту эпоху.

Первым архитектурным экспериментом стала перестройка храма в монастыре Ишхан , который построили армяне в VII веке, но он сильно пострадал в арабскую эпоху. Вслед за этим был восстановлен собор Бана - вроде бы тоже построенный армянами. Уже после этого начинается бурное строительство. Причём сразу везде, включая Абхазию.

Почти все храмы в Тао-Кларджети относятся именно к этому периоду. После 950 года строится монументальный собор в Ошки , первый из четырех "Великих Кафедралов". До 978 года появляется храм в Пархали, в то же время - монастырь Хахули . В середине века был построен храм Долискана и в неопределенный момент века - храм Отхта в виде базилики. Сейчас все эти храмы находятся на территории Турции.

В это же время началось строительство в Абхазском царстве, которое присоединило к себе Эгриси и Имеретию и теперь имело достаточно ресурсов для любых проектов. Вплоть до того, что абхазские цари засылали миссионеров на Северный Кавказ и строили там храмы. Если кто слышал про Зеленчукский храм (Св. Георгия) в Карачаево-Черкесии, то это один из них.

В середине века перестраивается Успенский Собор в монастыре Чкондиди , в 950-е годы - Успенский Собор в селе Моква (сейчас район Очамчира). Чуть позже, в 964 году абхазский царь строит храм Кумурдо (район Ахалкалаки). Это один из примеров сохранившейся юго-западной грузинской архитектуры. В том же веке, или в начала или в конце, был построен и храм в селе Лыхны . Это были лучшие годы абхазской архитектуры - такого количества храмов в этом регионе не строили никогда после. Царство Картли находилось в то время в подчинении Абхазского царства, и в 960-е годы в селе Дирби был построен небольшой однонефный храм, который превратился со временем в монастырь Дирби . Кризис 970-х годов сильно тряхнул Абхазское царство и привёл к смене династии с абхазской на грузинскую, но традиции не угасли - первый царь новой династии построил Успенский Собор в абхазском селе Бедия.

Эта эпоха породила так же несколько странных исключений из общей схемы. В Кахетии, на территории не существующего ныне города Бочорма был построен храм Святого Георгия в виде шестиапсидного здания. Примерно в те же годы построен ещё один шестиапсидный храм - собор в Кацхи .

Тромпы и паруса

Х век стал в архитектуре важным пограничным веком. В это время вымерла такая архитектурная деталь, как тромп. Это такая маленькая арочка, которая превращает четырехгранник храма в восьмигранник и позволяет построить купол. Например, купол храма Теловани (VIII или IX век) стоит на классических тромпах. В Х веке постепенно появляются паруса . В храмах Х века тромпы остаются просто в силу привычки. Они едва заметны и не функциональны. Примеры таких храмов - Долискана , Кацхи , и Бочорма .


Если вы видите храм VIII века и ранее, то он всегда будет на тромпах, если XI и далее, то всегда на парусах, а если храм IX - X веков, то ту всё непредсказуемо.

XI - XII - XIII

В Грузии это был «Золотой Век», что проявилось и в архитектуре тоже. В это период построено всё великое и знаменитое. В 978 году царь Картли получает по наследству Абхазское царство, затем Тао-Кларджети, затем подчиняет Кахетию и завершает объединение Грузии. Сразу же начинаются стройки. Про собор в Бедия мы уже говорили. Через несколько лет, в 1003 году возводят грандиозный храм Баграта в Кутаиси . В 1010-1014 годах строится храм Никорцминда , не очень большой, но все же эффектный и весьма знаменитый своей резьбой по камню. У этого собора уникальная для Грузии планировка - он имеет пять апсид. Примерно как Кумурдо, но в несколько иной композиции.

Никорцминда

Примерно тогда же сооружается храм Марии в монастыре Кинцвиси , который сейчас сильно порушен.

Вроде бы именно в это время возводится Метехский собор Рождества Богородицы в центре Тбилиси. Почему-то обстоятельства появления этого заметного храма, как и точно время его постройки, уже утратились.

В XIII веке пришли монголы, но до их появления успели построить довольно много. Причем мода на грандиозное прошла. В эти годы строят в основном небольшие храмы в провинции: монастырь Бетания , храм в Церакви, храм Николая Чудотворца в Гелати, храм Святого Николая в монастыре Кинцвиси , храм Богородицы в Метехи, монастырь Тимотесубани в Боржомском ущелье, монастырь Питарети и собор Эртацминда в одноимёном посёлке. И под самый конец эпохи последние два творения: монастырь Гударехи и монастырь Цугругашени (оба в 1222 году). Первый больше знаменит своей колокольней (1278 года), второй - резьбой. Странно, что храм монастыря Гударехи представляет собой относительно несложную базилику, вопреки устоявшейся моде на купольные храмы.

«На склоне высочайшей вершины Грузии - горы Казбек находится Бетлемская пещера, в которой расположен знаменитый монастырский комплекс Бетлеми. Первым заметил возле вершины горы вход в пещеру, зак...»

«Возле подножья Казбека, на высоте 2170 метров над уровнем моря в окружении великолепной природы находится Дарьяльский монастырь - одни из древнейших в Грузии духовных центров. Есть легенда, согл...»

«Сиони является главным историческим храмом Тбилиси и вторым по значению в Грузинской православной церкви. Его назвали в честь горы Сион, а освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он расположен...»

«На проспекте Руставели, напротив здания парламента находится православная церковь Святого Георгия - Кашвети. Она строилась в 1904-1910 годах по проекту местного архитектора Леопольда Бильфельда,...»

«В исторической части Тбилиси находится построенная в XIII столетии армянская церковь Святого Георгия. Она является одной из самых старых армянских церквей грузинской столицы, а к настоящему времени &n...»

«Из правобережной части Старого Тбилиси лучше всего видна желтовато-серая скала, отвесно обрывающаяся к реке. На ней красиво смотрится построенная в XIII столетии Метехская церковь, ставшая для многих...»

«Недалеко от Кутаиси, возле живописного ущелья, на поросшей бурной растительностью горе прячется монастырь Моцамета, хранящий останки мучеников Константина и Давида, которые погибли за веру в Христа. М...»

«В Тбилиси на Мтацминда (Святой горе) находится пантеон, где похоронены общественные деятели, национальные герои, артисты, учёные и литераторы Грузии. Этот некрополь находится на склоне горы Мтацминда,...»

«В юго-западной части Тбилиси находится гора Мтацминда (что означает «святая гора»). Такое название за горой закрепилось примерно в X столетии. На её вершине находится купольная церковь Мам...»

«Церковь Карапи, посвящённая святому Георгию, находится в Клдисубани - одном из старейших районов Тбилиси. До 1991 года она относилась к Армянской апостольской церкви, а затем перешла под контрол...»

«Неподалёку от древнего города Мцхета расположен столь же древний Шио-Мгвимский монастырь, стоящий в узком ущелье между известняковых скал на северном берегу Куры. Отсюда около 30 километров до Тбилиси...»

«Между Ахалцихе и Боржоми находится уникальная архитектурная достопримечательность - Зелёный монастырь, построенный в начале X столетия. Это одно из самых древних мест для поклонения в Грузии. Н...»

«С каждым годом растёт число паломников, направляющихся в монастырь Святого Креста - Джвари. Находится он на вершине горы в живописной местности Мцхеты. В отзывах туристов упоминаются строки поэт...»

«В Кахетии в паре километров от Сигнахи стоит православный монастырь Бодбе, в котором хранятся останки Святой равноапостольной Нины - просветительницы Грузии. Она умерла в 347 году в возрасте 66 ...»

«У подножия Казбека, на высоте 2170 м находится Троицкая церковь. Рядом проходит Военно-Грузинская дорога, на правом берегу притока Терека Чхери стоит деревня Гергети, а прямо под церковью находится по...»

«Изначально расположенный в Тбилиси Девичий монастырь подчинялся Армянской апостольской церкви, но в конце прошлого века его присвоила себе Грузинская православная церковь. Построен он был по инициатив...»


Сегодняшний день выдался солнечным, но холодным и ветренным. Но разве это имело хоть какое-либо значение? Ведь именно сегодня предстояла поездка в древнюю Мцхету - первую столицу православной Грузии. Необходимо отметить, что Грузия - страна с древними христианскими традициями. Согласно преданию, свет веры Христовой в Иверии возжгли в на заре новой эры святые апостолы от двунадесяти Андрей Первозванный и Симон Кананит. Вера прочно укоренилась на благодатной иверской земле, ставшей уделом Пресвятой Владычицы Богородицы.

К IV веку в Грузии уже были достаточно большие христианские общины, возглавляемые епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской.


Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335).


В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии - Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии.


Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Джорджией или Георгией.


Глубоко почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.);


преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) - один из основателей грузинского монашества;


епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие;


Евфимий Святогорец, ученый ино, подвизавшийся на Афоне, - в грузинском Иверском монастыре он перевел с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии;


святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), которая строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой.


Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского.

Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.

Титул Предстоятеля: «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский».


Патриаршая резиденция находится в Тбилиси.Монашество - сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей. В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря - 72 мужских и 62 женских. Ниже будет представлен краткий обзор главных грузинских обителей, своим основанием восходящих к глубокой древности. Расскажем об основных из них.


Мцхета, Грузия. Древняя столица Грузинского царства

Древняя столица Грузии Мцхета – святое место для каждого грузина. Такого количества святых и культовых мест, как в Мцхете, расположенной в 20 км от Тбилиси, нет больше во всей Грузии. За это древний город называют «Вторым Иерусалимом». Именно сюда принесла благую весть святая Нино Каппадокийская, здесь хранится одна из величайших святынь христианского мира – Хитон Господень.


Этим же объясняется статус Мцхеты, как святого города, куда стекаются христианские паломники и туристы со всего мира. Главные объекты, привлекающие туристов и паломников: собор Светицховели, один из самых древних и почитаемых храмов – и старинный живописный монастырь Джвари – уникальные и поразительные образцы религиозной архитектуры средневекового Кавказа.


Мцхета расположена в месте слияния двух горных рек – Арагви и Куры на невысокой речной террасе, в окружении величественных горных вершин.


Легенда о городе гласит, что Мцхета была основана в незапамятные времена легендарным царем Мцехотосом – сыном первого царя Картли, который, построив город, назвал его своим именем.


Факты истории же говорят, что город был основан во второй половине I тысячелетия до н.э. То есть практически одновременно с созданием на территории Грузии Восточного Грузинского царства – Картли (Иверии), столицей которого и являлась Мцхета. Вот почему Мцхету совершенно справедливо называют «колыбелью грузинской государственности».

Как политический центр Восточной Грузии, Мцхета впервые пережила свой расцвет в эпоху Александра Македонского. Стены древнего города выдерживали натиск римских легионов и персидских воинов.


Столичный статус принадлежал Мцхете почти тысячу лет, до конца V в. н.э. – до того времени, пока царь Вахтанг Горгасали не принял решение о переносе столицы в Тбилиси. Но и после этого Мцхета оставалась важным религиозным центром страны, резиденцией грузинских католикосов – глав грузинской церкви.


В эпоху Средневековья Мцхета была значительным городским, торгово-ремесленным и религиозным центром. И сегодня Мцхета продолжает оставаться духовным центром страны.


Наряду с Тбилиси и Пицундой, Мцхета является кафедрой Католикоса – Патриарха всей Грузии.


В конце XIX-начале XX вв. Мцхета и окрестности были объявлены архитектурно-историческим музеем-заповедником, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Монастырский храм Джвари, увековеченный в литературе Михаилом Лермонтовым (поэма «Мцыри»), - древнейший культовый памятник, построенный на заре грузинского христианства в VI веке (585- 604 г.г.).


Свое название Джвари (в переводе с грузинского «крест») храм получил не случайно. Это объясняет старинное предание о том, что именно в этом месте Нино Каппадокийская поставила Святой крест, ознаменовавший принятие Грузией христианства. Позднее, над крестом был сооружен храм, который назвали Храмом Святого креста.

Примечательно, что в первую очередь был построен храм Малого Джвари (сохранился в руинах у основного храма), и только потом был воздвигнут Большой Джвари для сохранения реликвии Святого креста. Согласно древним записям до середины VI в. крест был открыт, был виден издалека и являлся объектом поклонения.


«Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод…» - таким увидел Джвари, воспевший его Лермонтов. Сегодня все в Джвари осталось таким же, как при визите русского классика. Обрушенные каменные стены ограды с входными арочными проемами и сам храм – величественный и строгий.


Его аскетичная красота выражается в идеальных пропорциях зальных помещений и купола, в чистоте строгих и прямых линий, в гладкости внешних стен, не несущих никаких лишних декоративных элементов, кроме рельефов на фасадах. Внешне храм представляет собой большой восьмигранный барабан, перекрытый шестигранным куполом, увенчанным крестом. С двух сторон храма примыкают четыре угловых помещения.


Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Внутри церковь декорирована мозаикой, которая дошла до наших дней только в фрагментах. В центре храма можно увидеть основание, в котором был закреплен Святой крест, принесенный Нино Каппадокийской.


Джвари стоит у самого края высокого утеса и чудесным образом гармонирует с окружающей суровой, но чрезвычайно живописной природой этого края. Внизу у подножия шумят Кура и Арагви – две самые известные реки в Грузии. А напротив расстилается обширная панорама Мцхеты. На ветреных склонах у Джвари растет дерево Желаний, на который паломники завязывают ленточки, загадывая желания.
В 1996 году мужской монастырь Джвари возобновил свою деятельность.


Посетите этот замечательный край, подышите многоцелебным воздухом гор, приложитесь к уникальным святыням, - и сердце навсегда останется здесь


Продолжение следует. Читайте наши публикациями.
Ваша Татиана Лазаренко

Грузия – ближайшая к России закавказская страна, с которой её связывает не только вера, а крещение Грузии произошло на 664 года раньше крещения Руси, но история и культура. Немало славных имён православных святых, царей, великих полководцев, поэтов, писателей, музыкантов и актёров связывает две великие страны. Но самым главным является духовое родство, живущих в наших странах народов.

Жребий Пресвятой Девы Марии

Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иверия досталась Божьей Матери по жребию, когда первые апостолы выбирали страны для проповеди Христа. Но по воле Бога эта миссия была возложена на апостола Андрея.

Согласно преданию, там же вели проповедническую деятельность апостолы Матфей, Фаддей, Симон Каннаит, принявший там мученическую смерть. Становление христианства было непростым. В самом начале своего развития оно почти на протяжении трёхсот лет подвергалось гонениям. Царь Фарсман 1-й в первом веке устроил жестокие преследования на христиан, ссылавшихся на каторжные работы в Тавриду.

История становления православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют конкретные исторические даты, а отдельные факты происходивших чудес, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реально произошедших событий, засвидетельствованных очевидцами.


Официальное признание православие в Грузии получило в 324 году. Связано это великое событие с именами:

  1. Святой Нино Каппадокийской. Её проповедничество способствовало принятию крещения грузинами.
  2. Царя Мириана, обратившегося к вере благодаря святой Нине и чудесному исцелению от поразившей его слепоты при обращении его к Господу.
  3. Святой царицы Наны.

Представить себе православную Грузию без этих имён, невозможно.

Родилась в г. Каппадокии в семье в христиан и с детства получила соответствующее воспитание. Ещё в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 г., она в числе 37 девушек-христианок бежала в Армению, где чудом избежала гибели, а затем в Иверию, где и проповедовала Христа.

Крещение

Правящий грузинский царь Мариан и его жена Нано были убеждёнными язычниками. Благодаря молитвам Нино, долго и тяжело болевшая царица была исцелена и приняла крещение от святой, чем вызвала гнев царя, готового казнить обоих женщин. Но 20 июля 323 года с ним произошла история, аналогичная той, что произошла с апостолом Павлом.


Будучи на охоте и узнав о принятии крещения своей женой, царицей Нано, в гневе поклялся казнить её и Нино. Но, как только он стал угрожать казнью Нино и царице и богохульствовать, то тут же ослеп. Помощи от своих идолов он не получил и в отчаянии обратился с молитвой ко Христу. Зрение к нему вернулось.

События эти происходили весной 323 года, а 6 мая этого же года исцелённый от внезапной слепоты, уверовавший в силу Христа, грузинский царь Мириан обратился в православие. Это событие стало поворотной вехой в истории Грузии, так как после своего обращения царь стал убеждённым проводником православия в своей стране.

14 октября 324 года (по некоторым источникам в 326 году) в Мцхете на реке Кура, епископ Иоанн, специально присланный для этой цели царём Константином Великим, крестил народ. В тот день крестились десятки тысяч грузин. Эта дата — время начала крещения Грузии. С этого времени православие стало официальной государственной религией.


В ознаменование победы христианства в горах Картли установлены кресты. А в Мцхете, царём Мирианом, положившим начало возведению храмов, построен первый в храмовой истории страны православный храм Светицховели (животворящий столб), то есть Собор Двенадцати Апостолов. Если вам доведётся побывать в Грузии, то обязательно посетите этот храм.

После крещения уже никогда не возвращалась к язычеству. Венценосные отступники, пытавшиеся устраивать гонения на верующих во Христа, периодически появлялись. Но грузинский народ от веры уже никогда не отступал.

Более того, известно немало фактов массового подвига грузин во имя веры Христовой. Хорошо известен исторический факт, когда в 1227 году мусульмане во главе шахиншахом Джелаль Эд Дином взяли Тбилиси и горожанам было обещано сохранение жизни в обмен на осквернение икон, разложенных на мосту через Куру. 100 000 горожан, включая женщин стариков и детей, простых монахов и митрополитов предпочли смерть во имя Христа. Таких примеров в истории Грузии немало.

На протяжении всей истории православия в Иверии ей приходилось выдерживать неоднократные попытки не только насильственного уничтожения, ни и извращения чистоты учения:

  1. Архиепископ Мобидаг (434), пытался ввести ересь арианства. Однако был изобличён, лишён власти и отлучён от Церкви.
  2. Были попытки внедрения ересей Петра Фуллона.
  3. Албанцев (в 650 г.) с их ересью манихейства.
  4. Монофизитов и других.

Однако все эти попытки были провалены, благодаря Собору пастырей, жёстко осуждавших ереси, народу, который не воспринимал подобные попытки, Католикосу Кириону, запретившему верующим любое общение с еретиками, митрополитам, твёрдо стоявшим в вере и просвещавших верующих.

Грузины, сумевшие на протяжении многих веков отстоять чистоту и благочестие своей веры заслужили уважение даже иноплеменных верующих. Так греческий монах Прокопий писал: «Иверцы – это лучшие из христиан, самые строгие хранители законов и постановления Православия».


Сегодня 85% грузин считают себя православными, в Конституции государства отмечена большая роль Церкви в его истории. Это подтвердил ещё раз в своём выступлении председательправительства Ираклий Кобахидзе писал: «Церковь всегда боролась за свободу Грузии».

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан. Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии. Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.


Христианами Армянской Апостольской Церкви признаются постановления только трёх Вселенских Соборов, ввиду того, что на четвертом армяне не участвовали, так как их прибытию помешала война. Но именно на четвёртом Соборе были приняты довольно существенные догматы христианства, касающиеся ереси монофизитства.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

  1. В совершении евхаристии.
  2. Производимое на католический манер исполнение креста.
  3. Отличия некоторых праздников по датам.
  4. Использование при богослужении, как у католиков, органа.
  5. Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980-1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.


Такое положение просуществовало до 1917 г., тогда всё вернулось на прежние места и автокефалия ГПЦ была восстановлена. В 1943 г. официально признана Московским патриархатом, а 3 марта 1990 г. и патриархатом Константинополя.

Сегодня в диптихе Церквей занимает первое место после РПЦ. Главой Грузинской Православной Церкви является Католикос-Патриарх Илия II.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных. Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.


Довольно комфортно чувствуют себя здесь старообрядцы. Порядка двадцати их общин находится в стране. Юрисдикционно они относятся к Русской православной старообрядческой церкви в Румынии (Зугдийская епархия) и Русской Древлеправославной церкви.

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

ГПЦ именуется — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. В международной транскрипции — Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church.