Причиной крушения «Аэробуса» A330 над Атлантикой стали ошибки пилотов и ненадежная техника. Все авиакатастрофы (аварии) самолетов компании Air france Рейс 447 авиакомпании air france

Французское бюро по расследованию авиакатастроф поставило точку в истории одного из самых . Обнародован доклад о причинах крушения аэробуса Air France над Атлантикой. 1 июля 2009 года по пути из Рио-де-Жанейро в Париж А-330 рухнул в океан, унеся жизни 228 человек.

Расследование трагедии осложнялось тем, что обломки лайнера ушли на огромную глубину. Бортовые самописцы удалось обнаружить лишь , после самой катастрофы. Расшифровав их, эксперты поделились предварительными выводами: часть вины была возложена на пилотов, которые не сумели адекватно среагировать на отказ техники. Подтвердилась ли эта версия в окончательном анализе, сообщит из Парижа обозреватель НТВ Вадим Глускер .

В этой авиакатастрофе роковую роль сыграли и турбулентность, и отсутствие визуальных ориентиров, но главное — обледенение датчиков системы воздушных параметров.

Ален Буйяр , руководитель расследования: «Причиной свала самолета послужило отсутствие контроля траектории полета в условиях недостатка информации о высоте и скорости. Кристаллы льда забили каналы датчиков воздушного давления — так называемых трубок Пито».

Но главная претензия экспертов к самому экипажу. В докладе прямо утверждается, что действия пилотов во время чрезвычайной ситуации были ошибочными.

Расследование показало, что спустя три часа после взлета командир экипажа разбудил второго пилота и сообщил ему, что пойдет поспать. Спустя десять минут второй пилот объявил экипажу, что лайнер входит в зону турбулентности, и летчики принимают решение перевести самолет в ручной режим управления. Спустя две минуты датчики начинают показывать взаимоисключающие показатели скорости. Второй пилот по-прежнему пытается разбудить командира экипажа, который все-таки вернется в кабину. Тогда уже поступит сигнал тревоги о потери скорости. В 2:12 — последние данные расшифровок и крик командира: «У нас нет никаких показателей, мы не можем доверять приборам!».

Ален Буйяр : «Ориентируясь на аэродинамические шумы и тряску, пилот решил, что, должно быть, скорость самолета слишком высока. Несмотря на то, что индикатор свала неоднократно срабатывал, команда так и не поняла, что началось сваливание, и самолет стремительно падает».

Кроме того, эксперты выяснили, что командир корабля во время чрезвычайной ситуации не просто спал и отказывался возвращаться, когда его настойчиво звал второй пилот: он проводил время со стюардессой. Как бы то ни было, дело по техническому расследованию авиакатастрофы завершено. Теперь последним рейсом аэробуса А-330 займутся судебные следователи.

Вторник. 2 августа 2005 года. В аэропорту Парижа 296 пассажиров поднимались на борт самолета компании «Air France ». Это был рейс 358, который летел в Торонто.

Пассажир: Мы с дочкой сидели отдельно. Она сидела впереди нас, рядом с крылом самолета.

В то время, как пассажиры занимали свои места, экипаж начал готовить Airbus A340 к вылету. Командиром был 57 летний Алан Росай. Он работал в компании «Air France» уже 20 лет. Его помощником был Фредерик Ноу. Пилоты решили, что капитан Росай совершит взлет в Париже, а его помощник Ноу приземлится в Торонто. Пилоты часто распределяли между собой обязанности для того, чтобы помощники набирались больше опыта.

Самолет Airbus A340 был одним из самых безопасных в мире. Без нескольких минут до полудня самолет рейса 358 взмыл в небо над Парижем. Перелет из Парижа в Торонто занимал приблизительно 8 часов. Самолет приближался к Канаде, и казалось, что ничего необычного уже не может произойти.

Пассажир: Сервис компании был великолепен, еда - отличная. На борту было много студентов из Франции.

Все время перелета была прекрасная погода. Ярко светило солнце, а по небу проплывали белые облака. Автопилот делал основную работу пилотов. Экипаж регулярно получал новые сводки о погоде. Новый прогноз сообщал о возможной сильной облачности и грозе в Торонто.

Через несколько часов в международном аэропорту Торонто во всю бушевала гроза. Руководство объявило боевую готовность. Вероятность удара молнии была настолько высока, что наземному персоналу запрещалось работать в самолетах. По приближению к месту назначения, рейс 358 начал кружить над аэропортом. Самолет задерживали.

Пассажирка: Я была очень удивлена, когда услышала объявление командира о том, что посадка откладывалась.

Запасной аэропорт самолета находился в Оттаве, на расстоянии 300 километрах. В баках было еще достаточно топлива, чтобы долететь туда.

Эксперт: Обычно, пилот должен думать об экономической стороне перелета на запасной аэропорт. Но, все же, окончательное решение принимает не он. Пилот только предлагает свой вариант. Ведь если изменить курс, как потом доставить пассажиров в их изначальный пункт назначения?

Перелет в Оттаву мог обернуться кошмаром с точки зрения логистики. В то же время, экипаж не мог бесконечно кружить в воздухе и ждать улучшения погоды. Через полчаса задержка была отменена, и самолет начал снижаться для совершения посадки. Однако, погода не улучшилась. Безжалостный летний шторм был в самом разгаре. Порывы ветра и молнии громыхали над аэропортом. Это создавало трудности для прибывающих самолетов. В том числе и для рейса 358. Пилоты продолжали снижение прямо в грозовое облако. До приземления оставались считанные минуты, и второй пилот Ноу старался все держать под контролем. Вокруг становилось все темнее. Пассажирам казалось, что вокруг вспыхивали сотни молний. Поэтому они довольно сильно занервничали.

Перед лайнером компании «Air France» два других самолета уже сели на ту же посадочную полосу, на которую планировался рейс 358. Экипажу приказали лететь на левую полосу 24. Это позволяло им приземлиться в ветер. Полоса 24 также была ближайшей к самой большой магистрали города, на которой уже собрались вечерние пробки. Решая проблемы с непредсказуемым ветром вокруг полосы, экипаж готовился к посадке.

Пассажир: Последние минуты перед приземлением были ужасны. Турбулентность была очень высокой. Можно было почувствовать, как экипаж сражался с самолетом, пытаясь удержать его параллельно посадочной полосе. Мои дети сильно испугались.

Пассажирка: Я еще сильнее закрепила свой ремень безопасности. Все ждали очень жесткой посадки.

В 16:02 самолету рейса 358 удалось сесть. Но как только он выровнялся на полосе, начался настоящий ад. Самолет начал сильно раскачиваться вверх и вниз. Через несколько секунд после посадки, на скорости 146 км/ч, авиалайнер сошел с полосы.

Пассажир: В иллюминатор я увидел багровый свет пламени. Моя дочь, которая сидела впереди нас, с ужасом обернулась к нам. В тот момент я подумал, что мы все погибнем. Было очевидно, что никто не сможет пережить это.

Наконец, сломав шасси, самолет остановился. Все пассажиры были напуганы до смерти. Однако, это был еще не конец. В салон начал проникать запах авиационного топлива. К тому же, у самолета горел один двигатель. Паника быстро распространялась. Все хотели побыстрее выбраться из горящего самолета. Стюардессы открыли двери и начали эвакуацию людей. Но огонь уже вовсю бушевал вокруг. В кабине пилотов капитан Росай сильно травмировался. Это случилось, когда его кресло опрокинулось на пол под действием удара.

Пассажир: Я протолкнул своих родных вниз по аварийному трапу. Мы бежали мимо обломков так быстро, как это только возможно.

Спасатели смогли добраться до горящего самолета уже через минуту после крушения. Однако, из-за угрозы взрыва, подходить близко было опасно. Также ситуацию осложнял сильный ливень. Что-то разглядеть было очень сложно.

Спасатель: Дождь не переставал. Большие клубы дыма окутывали самолет. Можно было увидеть, что некоторые части авиалайнера отвалились. Какие-то колеса валялись на обочине дороги.

Когда пассажиры поднимались по склону холма, подальше от самолета, раздался взрыв. Вскоре уже весь фюзеляж был охвачен пламенем. Подоспевшие спасательные службы начали тушение пожара. Также врачи начали осматривать пассажиров.

Спасатель: Люди были мокрыми от дождя и грязными из-за подъема на холм. Некоторые плакали и были перевозбуждены. Другие оглядывались в поиске других пассажиров.

Кадры аварии тут же начали показывать по местным телеканалам. Тысячи машин стояли на автотрассе неподалеку, и водители наблюдали жуткую картину горящего самолета. Автомобилисты начали подбирать пострадавших, чтобы отвезти их в аэропорт. Как только люди начали прибывать, работники аэропорта изо всех сил пытались сосчитать, все ли пассажиры смогли выбраться из горящего самолета. Наконец, спустя несколько часов, пассажиры смогли увидеть родственников, которые их встречали.

Пассажир: Мы увидели сына, который нас встречал. Это непередаваемые чувства. Мы были так счастливы! Это был очень трогательный момент, пронизывающий до глубины души.

Для поиска и идентификации всех пассажиров требовалось время. Однако, уже поздно вечером, «Air France» сделала невероятное заявление. Удивительно, но всем пассажирам и членам экипажа рейса 358 удалось спастись из горящих обломков.

На следующий день от самолета остались запах гари и обуглившиеся обломки. Авиалайнер Airbus A340 сгорел. Управление безопасности перевозок Канады сразу начало расследование несчастного случая. Дождь и молнии на самом деле очень мешали посадке самолета. Только ли плохая погода была причиной этого крушения? Компания «Air France» запретила всем членам экипажа, находящихся на борту рейса 358, общаться со СМИ.

Эксперт: Погода очень мешала. Бесчисленные молнии буквально ослепляли пилотов. В свою очередь, турбулентность тоже отвлекала внимание. Из-за нее было трудно считывать показания приборов.

Следователи установили, что экипаж делал все возможное, чтобы контролировать ситуацию в своей кабине. Но, на земле приборы для определения силы ветра на полосе были повреждены молнией. Имея поврежденные наземные приборы, пилоты могли полагаться только на приборы в кабине.

Эксперт: Бортовые приборы давали информацию только о фактическом направлении ветра и о скорости лайнера. Экипаж не мог ничего прогнозировать. Они не знали, что их ждало впереди.

Но два самолета приземлились на ту же посадочную полосу всего за несколько минут до рейса 358. Экипажи тех самолетов сообщали наземным службам о сложных условиях посадки. Они говорили о ветре на полосе в 20 узлов. 20 узлов - это сильный ветер, но такие условия соответствовали техническим возможностям для приземления Airbus A340. Изучив показания радара аэропорта, эксперты восстановили картину происходящего. Когда рейс 358 совершал посадку, сильный дождевой шквал продвигался по посадочной полосе. Сила ветра достигала 33 узлов. Выяснилось, что экипажу разбившегося самолета пришлось столкнуться с гораздо худшими условиями, чем они предполагали.

Эксперт: 33 узла - это демонстративно максимальная скорость встречного ветра для самолета Airbus A340 даже при условии сухой посадочной полосы.

Изучив окрестности аэропорта более подробно, эксперты выяснили еще одну странную особенность. Технические требования и погодные условия вынудили службу контроля полетов использовать полосу 24 для посадки. Это была самая короткая посадочная полоса в аэропорту. Она короче остальных почти на 650 метров. В итоге, сильный дождь, порывы ветра, молнии, и факт приземления на короткую полосу, обеспечили проблемы экипажу рейса 358.

Следователь: Было ясно, что пилоты не полностью восприняли полученную информацию. Не понимая, насколько угрожающей была ситуация, они попытались сесть.

Но даже в тяжелых условиях и на короткой посадочной полосе, у экипажа было 3000 метров для посадки своего самолета. Этого должно было хватить. Чтобы понять, почему это произошло, эксперты углубились в прошлое. В 1999 году до ужаса . Тогда в борьбе с непредсказуемой погодой, самолет компании «American Airlines » совершил посадку, сойдя с посадочной полосы. 11 человек погибло. Один из следователей участвовал в расследовании той катастрофы.

Следователь: Первое, что я подумал: «я это уже видел». Первая же информация о крушении самолета « Air France » сильно напоминала о катастрофе с американским лайнером в Литл-Роке.

При расследовании в 1999 году следователи установили, что экипаж совершил роковую ошибку. Они не выполнили все установленные правилами действия. В том случае наземные спойлеры остались не выпущенными. Это значительно снизило эффективность торможения. Спойлеры - это лишь один из инструментов, с помощью которых пилоты сажают самолет. Также используются запасные двигатели тяги. Они перенаправляют действие двигателя во время посадки самолета, а затем тормозная система останавливает его. Все системы посадки авиалайнера внимательно изучались экспертами. Вскоре они узнали, что тормоза были исправны, и спойлеры были полностью выпущены. Ни о какой технической неисправности не могло идти речи.

Пока длилось расследование, французская пресса выпустила сенсацию. Газета «Le Figaro» опубликовала статью о катастрофе рейса 358. В ней говорилось, что запасные двигатели тяги, которые помогают самолету тормозить, не включились, пока самолет был на посадочной полосе в течении 12 секунд.

Эксперт: Капитан Росай подтвердил написанное в газете. Он объяснил это тем, что второй пилот был в напряжении и с трудом мог управлять боковым перемещением самолета. При таком ветре и при такой скорости его рука сильно давила на рычаги управления. Это не давало возможности капитану дотянуться до них самому. Поэтому запасные двигатели тяги не были запущенны.

После этого следователи сделали свой доклад. Во многом он был схож с версией, изложенной в «Le Figaro». Управление безопасности перевозок Канады установило, что в то время, как двигатели тяги находились в позиции готовности, они не был полностью задействованы. Фактически, понадобилось 17 секунд, чтобы они заработали на полную мощность.

Эксперт: Задержка была проблемой, указанной в докладе. Очень сложно понять, почему она произошла. Я лишь знаю, что обычно, пилоты пытаются задействовать двигатели как можно быстрее, чтобы остановить самолет.

Экспертиза выявила и другие запутанные факты. Когда рейс 358 приблизился к посадочной полосе, самолет был на высоте в два раза большей, чем это необходимо. Когда он приземлился, то находился на середине полосы. Это одна из причин, почему пилоты не смогли вовремя остановить самолет. С того момента, как самолет коснулся земли, у него оставалось всего 1500 метров.

Следователь: Если бы запасные двигатели тяги были запущены вовремя, это ускорило бы торможение. Другое дело, что самолет сел на середину полосы, и тормозить было уже поздно.

К сожалению, случай с рейсом 358 далеко не единичный. В 2005 году во всем мире было 37 подобных инцидентов. Самое главное, что причины всех аварии были очень схожи. Каждый раз погодные условия и состояние посадочных полос играло свою роль.

Эксперт: Нужно учитывать все, что происходит вокруг. Существует много факторов, которые могут снижать эффективность торможения самолета. В некоторых случаях тормозной путь с легкостью может увеличиваться на 50%.

Сейчас, для увеличения безопасности, во многих аэропортах устанавливаются специальные устройства. Они строятся в конце посадочных полос и представляют собой барьер из щебня, который быстро и безопасно тормозит самолет.

В завершении хотелось бы отметить оперативность действий экипажа рейса 358. Всего за 90 секунд им удалось эвакуировать всех пассажиров. Только благодаря этому все остались живы.

События, связанные с катастрофой аэробуса А330 авиакомпании Air France над Атлантикой, в последние дни развиваются стремительными темпами. Еще 5 июня казалось, что поиски придется вести с самого начала, поскольку обнаруженные ранее обломки оказались не кусками обшивки аэробуса, а обыкновенным мусором. Единственная зацепка пропала. Однако уже на следующий день из воды стали извлекать трупы пассажиров аэробуса и обломки самолета.

Исчезла мучительная неопределенность, а вместе с ней и надежда - аэробус упал в воду и все находившиеся на борту погибли. Однако вопрос: "почему это произошло?" - продолжает оставаться загадкой.

Тела первых двух пассажиров обнаружили в субботу, 6 июня. По словам представителя бразильских ВВС полковника Хорхе Амараля (Jorge Amaral), это были тела двух мужчин. Кроме того, из воды были извлечены различные предметы с борта аэробуса, в том числе портфель с билетом на рейс Рио-де-Жанейро - Париж. В воскресенье, 7 июня, были найдены тела еще трех погибших. К 8 июня из воды удалось извлечь в общей сложности тела 17 человек, находившихся на борту, а потом стало известно, что обнаружены 24 погибших. Большинство тел и обломков были найдены в районе, расположенном в 1150 километрах от прибрежного бразильского города Ресифи.

На борту фрегата "Конституисау" тела погибших отправлены в Бразилию, где властям штата Пернамбуко предстоит провести их идентификацию. Не исключено, что мрачная статистика выловленных из воды тел будет расти. Для тех, кто потерял своих близких, это может оказаться хоть каким-то утешением, если разговоры об утешении тут уместны. В поисковой операции участвуют 14 самолетов, пять кораблей ВМС Бразилии, а также французский фрегат "Вантоз". Франция и Бразилия разделили полномочия: Париж занимается расследованием катастрофы, а бразильская сторона осуществляет поиски в океане. Операция, по словам представителей бразильских властей, будет вестись до тех пор, пока из воды не извлекут все тела и как можно большее количество обломков.

Однако не менее важный объект поисков представляют собой бортовые самописцы - "черные ящики" аэробуса А330, без которых узнать, что произошло на борту, практически невозможно. Отмечается, что "черные ящики" могут выдерживать давление воды на глубине до шести километров. В течение 30 дней их маяки издают сигналы, по которым можно определить их местонахождение. Однако найти их крайне сложно. Как сообщает французский журнал Le Point, под водой сигнал радиомаяка бортовых самописцев может быть запеленгован на дистанции 1500 метров. Между тем, аэробус упал почти посередине Атлантики, где глубина колеблется от 3000 до 5000 метров. Помимо глубины необходимо учесть большую площадь зоны поисков: обнаруженные обломки А330 разбросаны на пространстве протяженностью в 300 километров.

Неким утешением может служить обнаружение 8 июня хвостового стабилизатора А330: это теоретически сужает район поисков, поскольку "черные ящики" расположены в хвостовой части. Однако все трудности, связанные с поисками на большой глубине, остаются. Чтобы обнаружить сигнал "черных ящиков", предлагается погрузить на "промежуточную" глубину в 2000-3000 метров сонар, который на длинном тросе будет тянуть за собой один из кораблей. Очевидно, в данном случае поиски замедлятся - при том, что в принципе и они и так уже превратились в гонку со временем. 5 июня стало известно, что Франция отправляет в район поисков атомную торпедную подводную лодку "Эмерод". По словам министра обороны Эрве Морена, пеленгационное оборудование субмарины может помочь найти бортовые самописцы.
Сообщается также, что США предоставили для поисков "черных ящиков" самые современные гидроакустические системы, однако какие именно, не уточняется. По словам представителей Бюро по расследованию аварий (BEA), оборудование разместят на двух кораблях, которые уже находятся в зоне поисков. Наконец, в Атлантику направилось французское исследовательское судно "Пуркуа па", на борту которого находятся глубоководный батискаф Nautile, способный работать на глубине до 6 тысяч метров, а также дистанционно управляемый робот Victor-6000. Они уже использовались для поисков и поднятия обломков самолетов со дна моря. Nautile, сконструированный в 1994 году, совершил более 1500 погружений. Словом, задействованы значительные силы.

Тем временем специалистам удалось расшифровать последние автоматические сообщения, которые приходили с борта аэробуса, перед тем как он исчез с экранов радаров. Всего за четыре минуты между 23:10 и 23:14 (бразильское время) с самолета пришло 24 сообщения о неполадках, причем 10 из них - за 1 минуту, с 23:10 до 23:11. Все это говорит об обвальном отказе всех систем и указывает, по мнению ряда экспертов, что аэробус развалился на куски еще воздухе. Французская Le Monde перепечатала заметку весьма авторитетного бразильского издания Estado de Sao Paulo, которое опубликовало неполную расшифровку последних сообщений с А330, якобы полученную от источника, близкого к расследованию катастрофы. Из нее можно заключить, что рейс АF447 погиб за четыре минуты, а может, и того меньше: по некоторым данным, последнее сообщение могло прийти уже в тот момент, когда обломки А330 опускались на дно.

Из-за чего возник обвальный отказ всех систем, остается только гадать. Не исключено, что на борту произошел взрыв. Испанская газета El Mundo опубликовала интервью командира экипажа рейса 974 Лима - Мадрид авиакомпании Air Comet. Его самолет пролетал рядом с маршрутом А330 как раз в то время, когда аэробус Air France пропал с экранов радаров. Пилот заявил, что видел мощную белую вспышку, которая потом стала скользить по нисходящей траектории и через шесть секунд рассыпалась. Вспышку видел также помощник пилота и пассажирка рейса. Утверждать, что вспышка имеет непосредственное отношение к аэробусу, никто не берется, однако версия теракта, ранее резко отметавшаяся французскими и бразильским властями, зазвучала более отчетливо: теперь представители Франции и Бразилии заявляют, что не исключают ее на все 100 процентов.
Однако не меньший, а может быть, больший ажиотаж вызвала версия, связанная с возможными техническими неполадками или ошибкой экипажа. Представители Air France заявили, что самолет летел на непривычно низкой скорости, что в итоге могло привести к сваливанию и падению. Предположительно, попав в зону высокой турбулентности, экипаж сбросил скорость и в результате потерял управление. Авиакомпания в этой ситуации выпустила предупреждение ко всем своим пилотам не снижать скорость, проходя зону турбулентности. Данный поспешный шаг вызвал легкое недоумение у экспертов и заставил их предположить, что Air France знает гораздо больше, чем говорит, и что снижение скорости могло быть обусловлено не столько действиями экипажа, сколько техническими неполадками самолета.

По данным Le Figaro, расшифровка последних сообщений показала, что три измерителя динамического давления, так называемые трубки Пито , установленные на аэробусе, посылали на центральный компьютер различные показания. По данным трубок Пито специалисты судят о скорости лайнера, и в данном случае разброс составлял до 50 километров в час. В итоге компьютер отключил автопилот и, вероятно, не вовремя: пилотам не удалось взять управление на себя, чтобы выправить машину. Причиной, по которой трубки Пито "свихнулись", могло стать оледенение. В зоне межтропической конвергенции - так называемом "черном горшке", где теплый воздух с поверхности океана резко поднимается вверх и остывает, превращаясь в плотные кучево-дождевые облака, - самолет может обледенеть за несколько секунд. Конечно, трубки Пито были оборудованы специальной системой подогрева, защищающей их от обледенения. Однако, как оказалось, несмотря на это в прошлом они уже давали сбои.

Батискаф Nautile, отправленный на поиск "черных" ящиков. Фото AFP

Как сообщает Le Figaro, с 1995 года трубки Пито на аэробусах не раз замерзали, следствием чего становились сбои в работе бортового оборудования и нарушения скоростного режима: либо резкое увеличение скорости, либо наоборот замедление, ведущее к сваливанию. В сентябре 2007 года Airbus рекомендовал всем авиакомпаниям, использующим машины А320, А330 и А340, заменить установленные на них измерители динамического давления на более современные. Air France начала переоборудовать свои самолеты еще в апреле, заметив неполадки в работе трубок Пито на больших высотах. В конце 2008 года аэробус А340 Air France, совершавший рейс из Токио, попал в плотные кучево-дождевые облака, что привело к замерзанию трубок Пито, нарушению выбранного скоростного режима и отключению автопилота. После катастрофы с А330 над Атлантикой ряд пилотов Air France, входящих в профсоюз Alter, пригрозили, что не сядут за штурвал, пока по крайней мере две из трех трубок Пито не будут заменены на более современные.
Взрыв или обледеневшие трубки? Неизвестно. Все эти версии могут так же легко отпасть, как и версия об ударе молнии, которую выдвигали по горячим следам. Остается надеяться на то, что "черные ящики" в Атлантике все же найдут. И ждать.

Хроника катастрофы

23:10 - Пришло сообщение об отключении автопилота. Неизвестно, был ли автопилот отключен экипажем или же выключился автоматически в результате срабатывания систем безопасности. Обычно отключение происходит, когда бортовые компьютеры фиксируют серьезное повреждение.
23:10 - Сразу же после первого пришло второе сообщение о том, что электрические приводы закрылков и элеронов перешли на резервное питание. Оно активируется автоматически, когда на борту обнаруживаются многочисленные электрические неполадки. Хотя в этом случае у самолета достаточно питания, чтобы продолжать полет, системы, отвечающие за стабилизацию, могут работать с нарушениями.
23:12 - Пришли два сообщения, свидетельствующие о выходе из строя двух важных бортовых систем: Adiru (Air Data Inertial Reference Unit) и Isis (Integrated Standby Instruments System). Эти компьютеры предоставляют основные данные о высоте, скорости и направлении полета.
23:13 - Новые сообщения, оповещающие о сбоях и электрических неполадках в главном и вспомогательном бортовых компьютерах (Prim1) и (Sec1).
23:14 - Последнее сообщение: "кабина - вертикальная скорость". Это говорит о разгерметизации, которая, как отмечает Le Monde, стала либо причиной, либо следствием того, что самолет распался в воздухе.

Последнее сообщение - «пролетаем грозу»

Международная военная операция, сравнимая по стоимости с иными натовскими маневрами, крупный научно-исследовательский проект, всемирный форум экспертов... Все эти определения подходят к расследованию причин гибели «Аэробуса 330-200», который в ночь на 1 июня потерпел таинственную аварию над Атлантикой, выполняя рейс 447 «Эйр Франс» из Рио в Париж. Трагедия унесла 228 жизней.
Рейс Air France 447 вылетел в 2 часа ночи 1 июня из международного аэропорта Рио-де-Жанейро и должен был приземлиться в парижском аэропорту около 13:00 2 июня, однако пропал с экранов радаров через три с половиной часа после вылета, когда он находился над Атлантикой. Последняя связь с пилотами состоялась через три часа после начала полета. Они сообщили, что пролетают «сильную грозу».
Всего в самолете А330, выполнявшем рейс по маршруту Рио-де-Жанейро - Париж, находились 216 пассажиров из 32 стран и 12 членов экипажа. Он потерпел катастрофу в районе, расположенном от 1,2 до 1,4 тысячи километров от побережья Бразилии.
На поиски пропавшего борта сразу были мобилизованы немалые силы и средства Бразилии и Франции. На помощь пришли испанцы и американцы. Военные корабли, самолеты и вертолеты в шторм и грозу утюжили район предполагаемой аварии. К поиску подключилась американская космическая разведка.
Миссия была из ряда невыполнимых. Район поиска простирался на тысячи километров - почти от южноамериканского берега до африканского. Всё равно что искать иголку в стоге сена. Целую неделю эксперты Бюро расследований и анализа (BEA) разводили руками: хотя бы какую-нибудь зацепку, а то ведь совсем ничего, кроме догадок и серии автоматических радиосообщений о неполадках... Ни обломка, ни масляного пятна. А часы между тем тикали, оставляя всё меньше надежды: бортовые самописцы («чёрные ящики») могут подавать сигналы только месяц. Если они будут обнаружены, то их поднимет «Наутилус», один из трех глубоководных роботов, которые находятся на борту океанографического судна «Пуркуа-Па». «Наутилус» с дистанционно управляемой стальной «рукой» может работать на глубинах до 6000 метров.
Однако найти «черные ящики» крайне сложно. Под водой сигнал радиомаяка бортовых самописцев может быть запеленгован на дистанции 1500 метров. Между тем аэробус упал почти посередине Атлантики, где глубина колеблется от 3000 до 5000 метров. Помимо глубины необходимо учесть большую площадь зоны поисков: обнаруженные обломки А330 разбросаны на пространстве протяженностью в 300 километров.
Первые находки оказались ложным следом, но потом появились и настоящие обломки, тела... Район поиска сузился до 2400 квадратных километров.
Франко-бразильская поисковая операция беспрецедентна. Шесть кораблей и десять самолетов Бразилии, два корабля, включая подлодку, и два самолета Франции прочесали 1,2 миллиона квадратных километров поверхности океана и продолжают поиски. На данный момент из воды поднято 50 тел и более 400 обломков самолета.

А330: надёжный и популярный

Airbus A330 - самолёт фирмы Airbus, предназначенный для средних и дальних дистанций, оснащённый двумя турбовентиляторными двигателями. Первый полёт A330 состоялся 1 ноября 1992 года в версии A330-300. Все варианты A330 комплектуются моторами Pratt & Whitney, Rolls-Royce или General Electric. А330 относится к семейству
Airbus трехсотой серии. Модель A330-200 была разработана, чтобы заменить Airbus A300-600R и создать реальную конкуренцию для Boeing 767-300ER.
Эксперты заявляют, что популярность на рынке самолетов А330 объясняется их надежностью, которую сами конструкторы определяют на уровне 99%. Нередкие аварии с участием этих типов самолетов объясняют лишь их большим количеством в эксплуатации.
Между тем, когда в 2001 году под Нью-Йорком разбился обычно надежный самолет Airbus 300-600, поползли слухи о ненадежности этих воздушных судов. Двухмоторный лайнер, который вылетел из аэропорта имени Кеннеди и направлялся в Доминиканскую республику, упал на один из жилых районов Нью-Йорка, причем трагедия произошла при благоприятных погодных условиях. Свидетели говорят, что видели, как у самолета незадолго до катастрофы просто отвалился один из двигателей. После чего появились спекуляции относительно того, что Airbas не отличается надежностью двигателей.
В свое время представители Airbus Industries заявляли, что катастрофы во время взлета самолетов этой модели «чрезвычайно редки». А вот возгорания двигателей случались неоднократно.
Потерпевший крушение лайнер A330-200 был построен в 2005 году и проходил техобслуживание месяц назад. Командир экипажа самолета Airbus налетал 11 тысяч часов, в том числе 1,7 тысяч часов на самолетах этого типа.

Самая дорогая катастрофа

Катастрофа самолета Air France, возможно, станет самой дорогостоящей с 2001 года, так как страховщикам, во главе с Axa SA, придется выплачивать компенсации семьям погибших и оплатить потерю самолета. По подсчетам французских газет, общий объем выплат может составить от 330 до 750 миллионов долларов. Авиакомпания Air France, которой принадлежал аэробус А330, получит за него страховку в $93,4 миллиона. Семьи погибших имеют право получить сумму не менее $150 тысяч за каждого из пассажиров. Кроме того, Axa готова начать переговоры о дополнительной компенсации.
Американские адвокаты, представляющие семьи погибших в авиакатастрофе в Буффало в феврале этого года, говорят, что средняя компенсация составила $2,7 миллиона за каждого погибшего пассажира. Что касается выплат в Европе, то они несколько ниже, отметили юристы. В самой же Бразилии, откуда вылетел рейс Air France, компенсация меньше в разы. Так, родственникам погибших в катастрофе 2007 года бразильская авиакомпания Tam SA предложила базовую выплату в размере 230 тысяч реалов ($118 435).
Что касается семей американских жертв, погибших во время террористических атак 2001 года с использованием самолетов, то за каждого человека выплатили не менее $250 тысяч из государственного компенсационного фонда. Компенсации были частично основаны на доходах и количестве иждивенцев, а максимальная выплата составила $7,1 миллиона. По данным министерства юстиции США, средний размер компенсации превысил $2 миллиона.

Самолёт распался на части в воздухе

Аэробус A330-200 распадался в воздухе постепенно, в течение нескольких минут. К этой версии сейчас пришло следствие. На это указывает то, что тела некоторых пассажиров рейса, обнаруженные спасательными службами, находились на расстоянии около 100 километров друг от друга.
Патологоанатомические исследования тел погибших свидетельствуют, по мнению бразильских экспертов, что самолет развалился высоко в воздухе. Трупы имеют многочисленные переломы, и на них нет одежды. Если бы А330 разбился об воду, как это было в 1999 году с «Боингом» египетской компании, фрагменты тел и обломков были бы мелкими.
Военные заявляют, что обломки А330 сравнительно целые и на них нет следов огня. Это также подтверждает предположение о том, что аэробус развалился в воздухе, а не взорвался и не упал целым в воду.
Большой ажиотаж вызвала версия, связанная с возможными техническими неполадками или ошибкой экипажа. Представители Air France заявили, что самолет летел на непривычно низкой скорости, что в итоге могло привести к сваливанию и падению. Предположительно, попав в зону высокой турбулентности, экипаж сбросил скорость и в результате потерял управление.
Специалистам удалось расшифровать последние автоматические сообщения, которые приходили с борта аэробуса, перед тем как он исчез с экранов радаров. Всего за четыре минуты - между 23:10 и 23:14 (бразильское время) - с самолета пришло 24 сообщения о неполадках, причем 10 из них - за 1 минуту, с 23:10 до 23:11. Всё это говорит об обвальном отказе всех систем. Последнее сообщение пришло в 23:14: «кабина - вертикальная скорость». Это говорит о разгерметизации, которая стала либо причиной, либо следствием того, что самолет распался в воздухе.
Расшифровка последних сообщений показала, что три измерителя динамического давления, так называемые трубки Пито, установленные на аэробусе, посылали на центральный компьютер различные показания. По данным трубок Пито специалисты судят о скорости лайнера, и в данном случае разброс составлял до 50 километров в час. В итоге компьютер отключил автопилот - и, вероятно, не вовремя: пилотам не удалось взять управление на себя, чтобы выправить машину. Причиной, по которой трубки Пито «свихнулись», могло стать обледенение. В зоне межтропической конвергенции - так называемом «черном горшке», где теплый воздух с поверхности океана резко поднимается вверх и остывает, превращаясь в плотные кучево-дождевые облака, - самолет может обледенеть за несколько секунд. Конечно, трубки Пито были оборудованы специальной системой подогрева, защищающей их от обледенения. Однако, как оказалось, несмотря на это в прошлом они уже давали сбои.

Вместо трагедии в воздухе - смерть на дороге

> Итальянские граждане немецкого происхождения, супруги-пенсионеры Иоханна и Курт Ганталер всего на несколько минут опоздали в Рио-де-Жанейро на роковой рейс Air France. Однако через день чудом выжившие пассажиры, возвращаясь домой из отпуска, попали в дорожную аварию.
Супруги Ганталер вернулись в Европу через Мюнхен. Домой, в город Мерано, они решили направиться на автомашине, взятой напрокат. На участке автострады в районе австрийского города Куфштайн, на границе с Германией, их автомобиль, по не выясненным пока причинам, потерял управление и, вылетев на встречную полосу, столкнулся с грузовиком. Иоханна скончалась на месте, её муж в тяжелом состоянии находится в больнице.
> Это не единственное трагическое совпадение, связанное с крушением A330. В числе погибших пассажиров самолета была шведка Кристина Шнабль и её сын Филипп. Семья, часто летавшая из Бразилии в Швецию и обратно, панически боялась полетов и всегда летала разными рейсами. Муж погибшей Кристины Фернандо с дочерью вылетели на несколько минут раньше, чем мать семьи с сыном, и благодаря этому избежали гибели.
> Испанская газета El Mundo опубликовала интервью командира экипажа рейса 974 Лима - Мадрид авиакомпании Air Comet. Его самолет пролетал рядом с маршрутом А330 как раз в то время, когда аэробус Air France пропал с экранов радаров. Пилот заявил, что видел мощную белую вспышку, которая потом стала скользить по нисходящей траектории и через шесть секунд рассыпалась. Вспышку видел также помощник пилота и пассажирка рейса. Утверждать, что вспышка имеет непосредственное отношение к аэробусу, никто не берётся, однако версия теракта, ранее резко отметавшаяся французскими и бразильскими властями, зазвучала более отчетливо: теперь представители Франции и Бразилии заявляют, что не исключают её на все 100 процентов.

Владимир ДЕМИДОВ,
депутат Законодательного Собрания Красноярского края:


- Как бы мы к ним ни относились, есть всего два крупнейших производителя самолетов - это Boeing и Airbus. С точки зрения надежности, современности, соответствия самым высоким требованиям эти производители - лидеры. Недавняя крупная авиакатастрофа над Атлантикой подтверждает, что даже в технике, где, казалось бы, всё учтено, тоже могут быть недоработки. К сожалению, даже в самой современной аппаратуре бывают какие-то сбои. Авиаторы говорят: железо есть железо, тем более это железо управляется людьми. Всегда было два фактора: электроники и человеческий, а обстоятельств может быть много. Хочется относить эти случаи к разряду невероятных или исключительных, потому что подобными самолетами пользуются все самые лучшие авиакомпании мира, то есть, к сожалению, это может произойти где угодно и когда угодно. Надо сказать, что опыт работы в авиации и туризме показывает, что любое авиационное происшествие или какой-то катаклизм, происшедший в отдельной стране, влияет на общий спад продаж. Сложно сравнивать мировые цифры, но сейчас на трансатлантической линии, возможно, произошло снижение объемов перевозок. Не потому, что людям не нужно лететь, а потому, что они по ряду соображений откладывают поездки.

Андрей ЮДИН,
авиационный эксперт:


- Аэробус А-330 прекрасно защищен от ударов молнии, а вот насчет турбулентности такие лайнеры всегда отличались крайней неустойчивостью. Аппарат двухдвигательный, у него очень высокая стреловидность крыла, рассчитанная на большую скорость. Это один из самых скоростных самолетов на сегодня - 900 км/час, а из-за этого у него крайняя неустойчивость к турбулентным потокам. А над океаном как раз возможны внезапные, ударные турбулентные потоки. У них очень глубокая сила провала из-за разряженной атмосферы, и это могло повлиять на ситуацию.

Ксения ЭРДМАН,
пресс-секретарь «Сибирской хлебной корпорации»:


- На дорогах гибнет намного больше людей, чем в воздухе, - аварии с участием автотранспорта происходят с завидной регулярностью. Поэтому можно, конечно, начать рассуждать, что опаснее - ездить на Toyota Corolla, «Жигули-шестёрке» или на «танке» типа Hummer. Бесспорно, катастрофы в воздухе задевают судьбы большего количества людей, но это не повод разводить панику вокруг какого-то определённого типа самолёта. Единственное, на чём я боюсь летать, это на «Ан-24». Много лет назад из иллюминатора такого самолета, несущего меня в Абакан, я увидела, как от моего транспортного средства начали в буквальном смысле отваливаться детали. Потом у нас была аварийная посадка в поле, ожидание автобуса, путешествие в город… Но об этом случае я стараюсь не вспоминать, особенно в преддверии полёта. Если самолёты эксплуатируют указанный срок и вовремя отправляют либо в утиль, либо в ремонт, то проблем возникнуть не должно. А от человеческого фактора нас никто не избавит.

Юрий ДРОМАШКО,
руководитель компании «Регата»:


- Летаю достаточно часто. Не скажу, что получаю от этого удовольствие, но в целом к авиаперелётам отношусь спокойно. Приходилось летать на воздушных судах и компании Boeing, и компании Airbus, совсем недавно летал в Москву, в Египет. Что могу сказать о самолётах Airbus - очень комфортные, особенно если новые, что встречается, к сожалению, очень редко, обычно российские авиакомпании покупают весьма подержанные самолёты. Отечественная авиационная техника - «Ту» и прочие, на мой взгляд, уступают иностранным только комфортностью. «Боинг» и «Эйрбас» - давние соперники. Несмотря на все положительные характеристики самолётов «Эйрбас», я всё же отдаю предпочтение «Боингам». Все последние трагичные истории с «Эйрбасом» сильно подпортили репутацию этой компании.

Антон ЖУРИЛОВ,
директор ресторанного комплекса «Разгулоff»:


- На самолётах французской компании Airbus летать, конечно, приходилось. Возможно, эти самолёты и очень комфортабельны, удобны для пассажиров, но те воздушные суда, которые летают в нашей стране, мягко говоря, не в лучшем состоянии. В салоне чувствуется многолетнее использование - механизмы кресел, столиков скрипят, с первого раза не поддаются манипуляциям. Прочие неприятные мелочи не создают особой комфортности. Всё-таки самолёты конкурирующего «Боинга» мне нравятся гораздо больше. Хотя по большому счёту для меня при авиаперелёте важнее всего, чтобы была лётная погода, самолётом управлял опытный пилот, был хороший взлёт и мягкая посадка.

К сожалению, уже нет сомнений в том, что произошла очередная крупнейшая авиакатастрофа, в которой погибли более 200 человек.

Пассажирский лайнер французской авиакомпании Air France, рейс AF 447, на борту которого находились 216 пассажиров, вылетел из Рио-де-Жанейро в Париж в воскресенье вечером в 19.00 по местному времени (02.00 мск). Через одиннадцать часов он должен был приземлиться во французской столице, но вместо этого с экранов радаров и исчез над просторами Атлантического океана, пишет РИА Новости .

Бразильские ВВС немедленно приступили к поискам лайнера, однако пока их усилия не дали никаких результатов. По оценкам специалистов, поисковые операции могут занять от нескольких часов до двух недель, а среди предварительных причин, вызвавших исчезновение лайнера, называют сильную турбулентность, которая привела к неполадкам в приборах. Между тем французская сторона не исключает худшего сценария развития ситуации и того, что возможная катастрофа станет крупнейшей в истории авиакомпании.

А-330 начал эксплуатироваться с 2005 года и налетал около 19 тысяч часов, за его штурвалом находится опытный пилот, а на борту 216 пассажиров - 126 мужчин, 82 женщины и восемь детей, а также 12 членов экипажа.

Рейс AF 447 в последний раз вышел на радиосвязь в 565 километрах от побережья Бразилии, на входе в воздушное пространство, подконтрольное Сенегалу. На момент выхода из зоны действия бразильских радаров на архипелаге Фернанду ди Норонья, в 22.48 (05.48 мск), параметры полета соответствовали норме: самолет находился на высоте 35 тысяч футов (11 километров) и двигался со скоростью 840 километров в час. Спустя некоторое время он попал в грозовую зону с сильной турбулентностью, а потом прислал автоматический сигнал об аварии в электросистеме.

Авиакомпания Air France сообщила, что за 100 километров до входа в зону слежения за воздушным движением Дакар (Сенегал) рейс AF 447 столкнулся с техническими проблемами - "потеря давления в салоне и электрический сбой".

На поиски пропавшего Airbus практически сразу же вылетели самолеты бразильских ВВС с острова Фернанду-ди-Норонья, расположенного в Атлантике в 350 километрах от северо-восточного побережья Бразилии, к ним присоединился военный самолет, который вылетел с французской базы в Дакаре (Сенегал).

В связи с разрозненной информацией о предполагаемом месте падения лайнера район поисков очень широк: от архипелага Фернанду-ди-Норонья в 270 километрах к северо-востоку от побережья Бразилии до остовов Кабо-Верде в 500 километрах к западу от побережья Сенегала.

Тем временем родственники пассажиров пропавшего над Атлантикой самолета собираются в международных аэропортах Рио-де-Жанейро имени Тома Жобима и антикризисный штаб, развернутый в парижском аэропорту имени Шарля-де-Голля. Президент Франции Николя Саркози не только отправил в парижский аэропорт двух министров, но и сам лично приедет в штаб в понедельник.

По сведениям авиакомпании Air France, в самолете находились 61 француз, 58 бразильцев, 26 немцев. Как отмечается в коммюнике Air France, рейсом Air France AF 447 также вылетели девять итальянцев, девять китайцев, шесть швейцарцев, пятеро британцев, пятеро ливанцев, четверо венгров, по трое ирландцев, норвежцев и словаков, по двое граждан США, Испании, Марокко и Польши и по одному гражданину ЮАР, Аргентины, Австрии, Бельгии, Канады, Хорватии, Дании, Эстонии, Гамбии, Исландии, Нидерландов, Филиппин, Румынии, Швеции и Турции.

Представитель российского посольства в Париже сообщил РИА Новости, что пассажир по имени Андрей Киселев, который, по всей вероятности, является гражданином России, находится на борту пропавшего над Атлантикой лайнера.

Губернатор Рио-де-Жанейро Сержиу Кабрал объявил в штате трехдневный траур.

Корабль ВМС Франции не обнаружил обломков пропавшего накануне самолета Airbus A330-200 в районе, указанном бразильскими пилотами, сообщил журналистам во вторник источник в ВВС Бразилии.

По его данным, поисковое судно не нашло следов авиакатастрофы в территориальных водах Сенегала, где, по сообщениям пилотов рейса бразильской авиакомпании ТАМ, вскоре после потери связи с рейсом AF 447 были замечены вспышки оранжевого цвета на поверхности океана.

В поисково-спасательной операции в Атлантическом океане участвуют пять самолетов и два вертолета ВВС Бразилии. В район поисков в 597 морских милях (1100 км) к северо-востоку от побережья Бразилии вышли фрегат, корвет и патрульный корабль военно-морского флота страны. Ожидается, что они прибудут в расчетную точку утром в среду. Содействие бразильским властям в проведении поисковой операции обещали правительства Франции и США.