Сады боболи. Сады боболи - гордость медичи, визитная карточка флоренции

Флорентийский сад роз – это небольшой клочок земли, размером всего один гектар, на котором, чудесным образом более 150 лет, взращивают самые нежные сорта роз, ярких ирисов, вкусных лимонов во всем городе.

Находится сад роз во Флоренции, около церкви Сан Миньято, которую ласково называл «невестой» сам Микеланджело, на лестнице Монте алле Крочи. В 1865 году Джузеппе Поджи спроектировал сад, когда столицу Италии должны были перенести во Флоренцию. Только в 1895 году его открыли для всех желающих. Здесь можно увидеть розы разных оттенков и видов, а также другие необычные декоративные растения и прелестные цветы. Дополняют здешнюю райскую атмосферу красивые скульптуры и фонтаны в виде сказочных животных и оригинальных человеческих лиц.

Сад расположен на холме, поэтому отсюда открывается волшебный вид на город, который вы сможете наблюдать в тишине и покое. Посетить Флорентийский сад роз можно совершенно бесплатно с 1 мая по 31 июля, каждый день с 8.00 до 20.00.

Сады Боболи

Сады Боболи – самый известный парк во Флоренции и один из лучших образцов паркового искусства эпохи итальянского Возрождения.

Сады открыты для общественности в 1766 году.

Они находятся на холме Боболи, за Палаццо Питти – бывшей резиденцией флорентийских герцогов Медичи.

Сады Боболи основаны в 1550 году по приказу Элеоноры Толедской – жены герцога Козимо I Медичи и спроектированы архитектором Никколо Периколи.

В настоящее время парк занимает площадь 4,5 гектара.

Боболи – это музей садовых скульптур под открытым небом, где демонстрируются произведения античного искусства и статуи 16-17 веков. Парк разделен длинными осевыми и широкими гравийными тропинками, украшен декоративными каменными элементами, великолепными скульптурами и фонтанами.

Сад Бардини

Чудесный сад Бардини, раскинувшийся на четыре гектара недалеко от берега Арно на холме Montecuccoli. Сад этот не распиарен путеводителями, а потому сумел сохранить атмосферу настоящей средневековой Италии - тех времен, когда им владела знатная фамилия Моцци. Вплоть до XVI века здесь выращивались овощи и фрукты для барского стола, а потом сельскохозяйственную территорию - в связи с новыми модными веяниями Европы - решено было превратить в цветущий парк с фонтанами, гротами, шикарной лестницей в стиле барокко и целым рядом скульптур.

Сады Боболи во Флоренции

Каждый посетитель по праву считает Сады Боболи во Флоренции красивейшими в мире. Сегодня этот парк, фактически один из самых хорошо сохранившихся образцов садово-паркового искусства XVI и, кроме того, носит имя музея садовой скульптуры под открытым небом.

Склоны холмов Боболи приютили сад, который размещен сразу же за палаццо Питти, резиденцией герцогов Тосканы Медичи. Идея его создания принадлежит Элеоноре Толедской, супруге знаменитого герцога Козимо I. Обустройством занялся Никколо Триболо, а после его смерти дело передали Бартоломео Амманати. Этот старый флорентийский парк, как и несколько веков тому назад, удивит и в настоящее время любого человека своими элегантными скульптурами и красивыми аллеями, гуляя вдоль которых можно полюбоваться стройными кипарисами и мощными каменными дубами.

Особый интерес вызывает амфитеатр, который известен, первыми в мире, оперными спектаклями.

Нет ничего лучшего, чем посетить сады Боболи в жаркий летний день и отдохнуть здесь около успокаивающего шума воды великолепных фонтанов.

отличное место, чтобы отдохнуть от городской суеты и утомительных забегов по достопримечательностям и магазинам. А еще усладить взор прекрасными гротами, фонтанами, беседками и цветниками, ведь посмотреть здесь есть на что. Во все времена Сады Боболи считались совершенством ландшафтного дизайна, и не раз служили примером для создания других королевских парков Европы, таких, например, как знаменитый парковый комплекс французского Версаля.

История создания

Сады Боболи, названные по имени холма, на котором они разбиты, были заложены Элеонорой Толедской, супругой великого тосканского герцога Козимо I Медичи. Идея эта у герцогини возникла сразу после приобретения ею в 1549 году дворца у потомков влиятельного, но разорившегося семейства Питти.

Огромная территория нетронутой земли, что раскинулась за дворцом, как будто специально была создана для будущего парка, а с вершины холма открывалась прекрасная панорама города.

Панорама Флоренции с холма Боболи

Первоначально над обустройством парка работал придворный садовник – декоратор Никколо Триболо, однако скорая смерть не позволила ему довести задуманное до конца. Следующим за дело взялся Бартоломео Амманати (создатель фонтана «Нептун» на ). По его задумке центром парковой зоны стал амфитеатр, а его главной изюминкой – древнеегипетский обелиск из Луксора, специально доставленный сюда с герцогской римской виллы.

Свою лепту в обустройство садов внесли также Джорджио Вазари, создавший большую часть парковых гротов, и его ученик Бернардо Буонталенти, оставивший после себя прекрасные скульптуры, украшающие сад.

Элеонора Толедская приобрела дворец Питти в 1549 году

С годами владельцы менялись: на смену Медичи пришла династия Лотарингских герцогов, а их, в свою очередь, сменили представители королевской фамилии. Вместе с ними претерпели изменения и Сады Боболи. Каждый пытался расширить парковую территорию, приукрасить ее и внести что-то новое от себя.

Композиция Садов Боболи во Флоренции

Кипарисовая Аллея, заложенная Джулио Париджи в 1630 году, прекрасно сохранилась, и сегодня спасает от зноя и радует глаз. Именно вдоль нее проходит главная парковая дорожка, которая берет свое начало у амфитеатра и ведет к декоративной террасе на самом верху холма. Это кульминация путешествия и наградой служит захватывающая дух панорама Флоренции, с ее красными крышами и церковными куполами.

Но еще до холма вас ждет масса сюрпризов и впечатлений, а начинаются они с амфитеатра, который по своей форме напоминает римский классический ипподром, вернее, его половину. Кстати, самые первые в мире оперные представления начали проходить именно здесь (1476 г.).

Первое в мире оперное представление прошло на территории амфитеатра в 1476г.

Освежиться в жару помогут фонтаны «Нептун», «Океан», «Фонтан Артишоков» и круглый фонтан «Ганимед», Особенно нравится посетителям парка небольшое рукотворное озерцо Изолотто, работы Альфонсо Париджи (1614 г.), с маленьким островком – садом внутри.

Клумбы, розарии и цветники, живые изгороди из платанов и самшитов благоухают в Садах Боболи во Флоренции почти круглый год, меняя запахи и цвета в соответствии с сезоном. Поражает и огромное количество статуй, начиная с античных изображений императора и знаменитых римлян и заканчивая работами известных итальянских мастеров XVI- XVII ст.

Аллеи и живые изгороди из платанов и самшитов в Садах повсюду

Среди прочих достопримечательностей Садов нельзя не упомянуть Кофейный домик, появившийся здесь в конце XVIII века как дань новомодной традиции. На открытом воздухе местные вельможи наслаждались одновременно и красивым видом, и благоуханием цветов, и ароматным кофе.

Кофейный домик появился здесь в конце XVIII века

Гроты в Садах Боболи

Отдельного внимания в Садах Боболи заслуживают гроты. Их здесь всего четыре и каждый – отдельное произведение искусств:

Большой грот или грот Буонталенти (Grotta del Buontalenti) создавался на протяжении 1583-1593 гг., состоит из трех помещений и считается шедевром архитектуры маньеризма.

Грот Буонталенти считается шедевром архитектуры маньеризма

С внешней и внутренней стороны грот украшен искусственными сталактитами, а фасад лепниной, мозаикой и статуями. Помещения расписаны фресками и украшены скульптурами, среди которых такие известные, как копия знаменитого произведения Микеланджело «Рабы», «Купание Венеры” Джамболоньи и композиция Винченцо де Росси «Парис и Елена».

Малый грот «Мадама» (Grotta di Madama), также работы Бернардо Буонталенти. Сюжет греческого мифа об Амальфее вдохновил мастера при его оформлении.

«Грот Моисея» (Grotta di Mosè) был создан на библейские темы Бартоломео Амманати.

А вот четвертый - «Грот Адама и Евы» (Grotta di Adamo ed Eva) – был возведен позже всех, в 1817-м году.

Помещения грота Буонталенти расписаны фресками и украшены скульптурами

Часы работы и как посетить

Посетить Сады Боболи во Флоренции, признанные одним из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса, можно круглогодично: доступ для широкой публики отрыт сюда с 1766 г. Исключением из правила являются 1 января, 25 декабря и дни проведения технических работ, а это первый и последний понедельники каждого месяца.

Вход в Сады Бобли разрешен с 8:15 утра и завершается за 1 час до закрытия; его время отличается в зависимости от сезона:

  • С июня по конец августа парк работает до 18:50;
  • Сентябрь-октябрь – до 18:30;
  • С ноября по февраль – до 16:30;
  • Март – до 17:30;
  • Апрель, май – до 18:30

Фонтан Нептуна местные, шутя, называют "фонтаном с вилкой"

Как добраться

Если Вы находитесь в самой Флоренции, добраться до Палаццо Питти и Садов Боболи можно и на общественном транспорте – туда регулярно курсируют городские автобусы №11 и №36. Ехать до остановки San Felice.

Ну, а если остановились в Риме, Милане, Болонье или Пизе – достаточно выделить из своего графика всего один день и время в пути до Флоренции займет:

  • Из Болоньи – всего 37 мин,
  • Из Пизы – ровно 1 ч.,
  • – 1ч. 35 мин.,
  • – 1 час 45 минут.

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) - знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.

Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город. Широкий доступ в сады был открыт в 1766 г.

Закладка дворца Питти и сада связана с именем одного из богатейших купцов Флоренции Лукой Питти, который, будучи ярым соперником семьи Медичи, стремился превзойти их в роскоши возводимых палат. По иронии судьбы именно жена Козимо Медичи, Элеонора Толедская, стала владельцем дворца Питти всего несколько десятилетий спустя. Обустройство парка было поручено Никколо Триболо, а после его смерти в 1550 г. его работу продолжил Бартоломео Амманати, в проектировании и возведении нескольких гротов участвовал и Джорджо Вазари. Скульптуры для садов Боболи выполнил Бернардо Буонталенти, которому также принадлежит проект грота во дворе, отделяющего дворец от садов.

Главная осевая дорожка, ведущая между кипарисами и каменными дубами к тыльному фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра, напоминающего по своей форме половину классического ипподрома, и поднимается вверх на холм Боболи. В центре амфитеатра находится древнеегипетский обелиск из Луксора, привезённый сюда с римской виллы Медичи. Эту главную дорожку венчают фонтан Нептуна, который флорентийцы шутливо называют фонтаном с вилкой, и скульптура Стольдо Лоренци. Другая осевая дорожка в правом углу от главной дорожки ведёт через целый ряд террас и фонтанов.

Сады Боболи несколько раз подвергались реконструкции. Свою нынешнюю площадь в 4,5 га парк обрёл в XVII в. В настоящее время сады Боболи являются музеем садовой скульптуры под открытым небом, где представлены как античные древности, так и произведения XVI и XVII вв.

Развитие садов Боболи можно разделить на два этапа. На первом этапе, на месте бывшей каменоломни в холме Боболи была заложена первая ось сада, которая проходит от тыльного фасада дворца Питти через холм Боболи до фонтана Нептуна. Этот этап развития садов охватывает период 1554-1583 гг. сначала под руководством Никколо Периколи, а затем талантливого флорентийского архитектора-маньериста Бартоломео Амманати.

Второй этап развития садов Боболи связан со значительным их расширением за переделы бастионов, возведенных во время войны с Сиеной. В этот период появилась вторая ось парка, перпендикулярная первой, которая тянется от фонтана Нептуна до фонтана Океана. Этот этап начался в 1612 году и проводился под руководством Джулио Париджи вплоть до 1631 года. Именно при нем в 1630 году была заложена Кипарисовая Аллея, просуществовавшая до настоящего времени.

Сразу за тыльным фасадом дворца Питти с фонтаном Артишоков и маленьким геометрическим садиком открывается чудесный вид на большой амфитеатр работы Джулио Париджи. Именно он трансформировал бывший регулярный сад-амфитеатр в открытую площадь для театральных представлений. Амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома, обрамлен каменной кладкой в виде лестницы из шести рядов сидений и балюстрады с двумя дюжинами ниш. Изначально ниши были заполнены античными статуями с фигурами собак, и иных животных по бокам, позже фигуры животных были заменены терракотовыми урнами с имитацией под мрамор. Известно, что в этом амфитеатре проходили самые первые в мире оперные выступления. В XIX веке амфитеатр потерял свою театральную функцию и в центре его установили гранитный фонтан и египетский обелиск.

Древний египетский обелиск из Луксора (1279-1212 до н.э.) был вывезен в Рим в числе нескольких, в настоящее время водруженных на площади святого Петра и Пополо, а затем оказался на вилле Медичи. Итальянские архитекторы эпохи Ренессанса охотно использовали египетские обелиски в качестве главных акцентов, позже эта традиция распространилась и в других странах. Имитации египетских обелисков водружали и в России, например Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге или Кагульский обелиск в Царском Селе.

Вверх от амфитеатра идет крутой подъем, в начале которого расположена статуя Цереры. Здесь же установлены статуи известных римлян и императора. В верхней части садов Боболи подъем венчается вторым амфитеатром, земляные террасы которого в виде ступеней полукругом обрамляют пруд с фонтаном Нептуна. Возможно, что так же выглядел сад за дворцом Питти до его перестройки в амфитеатр архитектором Джулио Париджи. Земляные террасы амфитеатра частично обрамлены подстриженными экземплярами платана. В центре площади находится пруд неправильной формы, который расположен на месте старого пруда XVI века. В пруду находится фонтан маньеристского скульптора Столдо Лоренци с бронзовой статуей Нептуна в окружении наяд и тритонов, который флорентинцы шутливо называют «фонтаном с вилкой».

От фонтана, если стоять лицом к дворцу Питти, направо идет диагональная тропа к кофейному домику Kaffehaus конца XVIII века. Его появление было обязано новой западноевропейской традиции пить кофе на свежем воздухе. В настоящее время кофейный домик находится на реставрации. От кофейного домика вниз простирается «сельскохозяйственная зона» садов Боболи с гравийными дорожками, невысокими стрижеными изгородями и молодыми посадками плодовых культур. В нижней части зоны находится круглый фонтан Ганимед работы Столдо Лоренци, в центре которого находится чаша, увенчанная скульптурами юноши и орла. Композиция посвящена истории похищения Ганимеда, который из-за своей необыкновенной красоты был перенесен орлом Зевса на Олимп.

Если вернуться обратно и, не доходя до фонтана Нептуна, свернуть на вторую главную ось садов Боболи, то можно выйти к Кипарисовой Аллее. Здесь начинается вторая часть садов, получившая свое развитие в начале XVII века. Вдоль аллеи стоят статуи преимущественно XVI века, но среди них есть и античные. Ближе к концу аллеи установлены статуи XVII века изображающие популярные в то время игры. В глубине правой аллеи из платанов можно увидеть арку Limonaia, оранжереи для выращивания лимонных деревьев, построенной Заноби Дель Россо в 1785 г. Оранжерея используется и в настоящее время для хранения в холодный период нескольких сотен горшечных цитрусовых деревьев.

Пруда Островок или Isolotto. Пруд овальной формы работы Альфонсо Париджи (1614 г.) обрамляет остров с формальным садом в стиле барокко. Ближе к лету, остров украшенный стрижеными изгородями из самшита и посадками старинных сортов роз и луковичных, дополняется многочисленными горшечными цитрусовыми. Известно, что Альфонсо Париджи при создании Isolotto взял за основу Морской Театр, расположенный в вилле Адриана под Тиволи. В центре сада возвышается фонтан Океан работы скульптора, представителя раннего барокко, Джамболонья (1576 г.) со статуями Нептуна и других богов, олицетворяющих великие реки Нил, Ганг и Евфрат.

Аллея продолжается за прудом до Лужайки Колонн, которая представляет собой полукруглое открытое пространство, обрамленное посадками высоких платанов. В углах лужайки, ближе к полукругу из платанов Паолетти расположил две колонны, а в нишах стриженой изгороди, обрамляющей Лужайку Колонн, дюжину античных бюстов.

– очень уютный, небольшой городок, в котором проживает около 360 тысяч человек. Он полностью выложен камнем. Здесь все каменное, начиная от зданий, заканчивая набережными и тротуарами.

Во время моих прогулок по Флоренции, я практически не видела зелени, что уж говорить о каких-либо парках или зеленых двориках. Их там можно пересчитать на пальцах одной руки. Поэтому Сады Боболи стали для меня чуть-ли не самой ожидаемой достопримечательностью. Как позже выяснилось, от недостатка зеленой растительности страдаю не только я, но и большинство флорентийцев. Поэтому Сады Боболи являются для них излюбленным местом отдыха в выходные дни.

Как добраться

Сады Боболи находятся по другую сторону реки Арно, прямо напротив галереи Уифицци.

Когда я первый раз изучала карту, мне показалось, что сады Соболи расположены на огромном холме, а расстояние от реки до них нереально преодолеть пешком. Но в действительности холм не такой большой. Находятся сады всего в 5-7 минутах ходьбы от реки. Стоит помнить, что расстояния в России и в городах Европы разные: даже самая протяженная улица на карте Италии может на деле оказаться не больше нашего переулка.

Из более отдаленных уголков Флоренции, до Садов можно добраться на общественном транспорте.

Так, например, с центрального вокзала Санта-Мария Новелла можно доехать на автобусе под буквой D от остановки Scala, которая находится прямо напротив вокзала, до остановки Pitti, расположенной перед главной площадью дворца.

От музея Сан Марко можно добраться на автобусе под номером 11. От остановки Dogana вам следует доехать до остановки Serumido и пройти чуть-чуть влево.

От Базилики Санта-Кроче до Садов Боболи доехать можно, сев на автобус C3, отходящий от остановки Magliabechi и курсирующий до Ponte Vecchio. Эта остановка находится у одноименного моста. Вам нужно пересечь этот мост и далее двигаться прямо вверх по холму.

Часы Работы

Сады работают ежедневно, но по особому расписанию:

С ноября по февраль с 8-15 до 16-30;

В марте и октябре с 8-15 до 17-30;

С апреля по май и с сентября по октябрь парк работает с 8-15 до 18-30;

С июня по август с 8-15 до 19-30.

Вход в сады Боболи осуществялется через прилегающий к ним Дворец Питти.

Билет стоит 7 евро, в эту цену включено посещение Музея серебра (он находится в левой части дворца), Галереи костюмов (3 этаж дворца) а также Музея фарфора (находится внутри Садов Боболи). Также вы можете купить билет за 10 евро. В него, помимо всего вышеперечисленного, также входит осмотр палат дворца.

История

Сады Боболи – это старейший и известнейший парковый ансамбль во Флоренции. Они располагаются на одноименном склоне Боболи, сразу за дворцом Питти.

Его некогда возвел купец Лука Питти. Будучи одним из ярых противников семьи Медичи, Питти стремился превзойти их в роскоши и красоте своих владений. Но по иронии судьбы, несколько десятилетий спустя хозяином дворца становится Элеонора Толедская, жена Козимо Медичи. С тех пор это место зовется резиденцией Медичи. И именно тогда началась высадка и оформление сада.

Сад планировали два архитектора. Первым был Никколо Триболо, а после его смерти дело продолжил Бартоломео Амманати.

Под руководством Никколо Триболо на месте бывшей каменоломни была заложена первая ось сада. Она проходит от заднего фасада дворца Питти, насквозь пересекая холм Боболи до фонтана Нептуна.

Второй этап развития связан со значительным расширением садов. Также в это время появилась вторая ось парка. Она протянулась от фонтана Нептуна до фонтана Океан, перпендикулярно первой оси.

Прогулка по парку

Амфитеатры

Прямо за дворцом Питти, рядом с фонтаном Артишоков и чудесным небольшим садиком, открывается вид на большой амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома. Именно в нем устраивались самые роскошные представления и ставились самые первые оперные постановки.

Позже амфитеатр перестал функционировать как место для представлений, в его центре установили гранитный фонтан и египетский обелиск.

Вверх от амфитеатра идет подъем, в начале которого расположена статуя Цереры – богини плодородия. Далее вверх по ступенькам установлены статуи известных римлян и императора.

В верхней части садов Боболи располагается второй амфитеатр, в котором находится один из самых красивейших фонтанов в саду – фонтан Нептуна. Это пруд неправильной формы с бронзовой статуей Нептуна по центру. Его окружают наяды и тритоны. В народе у Флорентийцев этот фонтан зовется «фонтаном с вилкой».

Если вы подниметесь вверх по холму до самой высокой точки, откроется потрясающий вид на сад, Дворец Питти и Флоренцию в целом.

Музеи

Если стоять лицом к дворцу Питти, то по левую руку будет подъем к музею фарфора и смотровую площадку.

В музее в основном представлен фарфор семьи Медичи, различная бытовая утварь и детские фарфоровые игрушки.

Со смотровой площадки открывается вид на совершенно другую часть Флоренции – "не каменную". Смотря сверху вниз, я впервые за все время своего пребывания, увидела эту "книжную" Тоскану, со всеми ее маленькими домиками, построенными на холмах и увитых плющом, зелеными склонами и виноградниками.

А если двинуться по правую руку от дворца по диагональной тропе, вы попадете кофейному домику. После долгой реставрации туда снова начали пускать туристов. Как и полагается кофейному домику, внутри есть кафе, где туристы могут отдохнуть и выпить чашечку кофе.

Фонтаны

Следуя от кофейного домика вниз по дорожке, вы придете в «сельскохозяйственную зону» садов Боболи с дрожками, усыпанными гравием, невысокими стрижеными изгородями и молодыми высадками виноградных кустов.

В нижней части этой зоны находится круглый фонтан Ганимед. Он представляет собой чашу, в центре которой находятся скульптуры юноши и орла. Композиция посвящена истории похищения Ганимеда, который был перенесен орлом Зевса на олимп из-за своей вечной молодости и красоты.

Если вернуться обратно и, не доходя до фонтана Нептуна, свернуть на вторую главную ось садов Боболи, то можно выйти к Кипарисовой Аллее. Вдоль аллеи стоят античные статуи, изображающие игры, популярные в то время.

Двигаясь вперед по Кипарисовой Аллее, вы попадете на маленький остров, находящийся посредине пруда. Сам остров больше напоминает сад. он украшен кустовидными розами и цитрусовыми, растущими в маленьких горшках. В центре сада находится фонтан Океан со статуей Нептуна. Его окружают фигуры богов, олицетворяющих такие великие реки как Нил, Ганг и Евфрат.

Грот Буонталенти

Мое посещение Флоренции выпало на конец июня-июль. Это самый жаркий период в Италии, температура воздуха порой достигает +37 градусов Цельсия. И что поразило меня в Садах Боболи, не смотря на эту адскую жару, вся растительность в парке –цветы, газоны, деревья, виноградники – зеленые. Я не увидела ни один высохший куст или сгоревший газон.

Оказывается, во время высадки и оформления парка в нем также планировали большие гроты. Один из них называется грот Буонталенти (по имени архитектора-создателя), и его главная обязанность – обеспечивать водой весь парк, тем самым поддерживая его жизнедеятельность и красоту.

Грот Буонталенти находится слева от входа в парк. Внутри грота располагается множество скульптур, половина которых покрыта искусственными сталактитами. Также в первом зале находятся копии "Рабов" Микеланджело и потайной ход к легендарному мосту Понте-Веккьо.

Впечатления

На меня сады Боболи произвели очень сильное впечатление. Не даром их называют эталонными садами Европы. Я была удивлена, когда узнала, что даже Версаль был спроектирован по образу и подобию Садов Боболи.

Не смотря на то, что сады занимают сравнительно небольшую территорию, они очень сложно спроектированы. Так что хочу предупредить, вам все время придется что-то обходить. Там нет ни одной прямой дорожки, перед вами всегда будет 2 или даже 3 тропинки, которые направят вас в разные места.

Все растения и кусты в саду достаточно низкие и практически не отдают тени, а лето в Италии очень жаркое. Поэтому для посещения Садов лучше выбрать умеренную погоду, т.к. практически не будет возможности укрыться от солнца.

Для каждого человека красота Садов Боболи открываются по-своему. Поэтому при первой же возможности отправляйтесь в Дворец Питти – покорять сады Боболи. Поверьте, это станет одним из ваших увлекательнейших путешествий по Флоренции.

Флоренция – город в котором вершилась судьба Италии, а порой и всей Европы. Она шумная, суетливая и многообразная, что может утомить неподготовленного путешественника. Чтобы отдохнуть от суеты и насладиться спокойствием, стоит посетить сады Боболи во Флоренции. Это не обычный живописный парк у Дворца Питта, а настоящее произведение искусства на лоне природы. На просторах живописного холма поражает гармония скульптурных изваяний, древних деревьев и фонтанов. Отдых в саду доставляет удовольствие независимо от погоды или сезона. А еще с возвышенности, на которой расположены сады, открывается прекрасная панорама города.

Создание садов Боболи

Впервые сады Боболи упомянуты в произведениях летописцев на границе XVI и XVII веков. Это связано с Козимо I Медичи и герцогиней Элеонорой ди Толедо. Когда в конце XVI века в их собственности оказался Дворец Питти, они обнаружили за ним пологий незаселенный холм. Тогда герцогиня Элеонора решила разбить парк, который превосходил бы по красоте другие парки и подчеркивал влиятельность семьи Медичи.

К оформлению парка привлекли лучших мастеров, руководил ими скульптор Николо Триболо. Он трудился над созданием композиций до самой смерти. Позднее его обязанности перешли к Бартоломео Амманати. К выполнению отдельных элементов были привлечены Джулио и Альфонсо Париджи, а также Джорджо Вазари.















Столь величественные сады стали образцом для многих европейских правителей, которые применили аналогичные приемы в собственных владениях. Неповторимый облик саду придавали уникальные скульптурные комплексы. Работы по украшению парка продолжались долгие годы. Некоторые скульптуры были установлены уже в период правления наследников Козимо.

За свою историю замысловатые лабиринты садов становились свидетелями различных событий. При правлении семьи Медичи в них регулярно устраивали пышные праздники и спектакли. Даже первая опера прозвучала здесь. Чтобы насладиться переливами арий, в садах Боболи собиралась вся тосканская знать.

Современный облик

Судьба садов довольно благополучна. Они не подвергались грабежам или разрухе. Каждый правитель стремился оставить свой след, и улучшал устройство парка. Территория несколько раз увеличивалась за счет присоединения соседних владений. С середины XVII века сады Боболи занимают 4,5 гектара. С 1766 года в них стали допускать обычных посетителей.

На сегодняшний день садово-парковый комплекс признан музеем. Этот образец ландшафтного мастерства богат скульптурами античного периода и созданными до середины XVII в. Трудно найти более красивый и элегантный итальянский парк.

От амфитеатра в различные части парка ведут осевые аллеи. Они, словно лучи, разделяют его территорию. Центральная тропа посыпана гравием и окружена кипарисами. Сразу за дворцом, у начала главной аллеи, находится древняя скульптура. Её привезли из Луксора сначала в предыдущую резиденцию Медичи, а потом сюда.

Гравийную тропу украшает фонтан со статуей Нептуна. Многие итальянцы в шутку называют трезубец вилкой. В ближайших окрестностях установлено несколько скульптур в римском стиле. Дальше находится лестница, которая ведет к холлу со статуями муз. Немного в глубине зарослей открывается весьма необычный ансамбль «Карлик на черепахе». Автором работы является Валерио Чиголи. Говорят, что статуя изображает любимого шута семейства.

Неподалеку находится грот Буоналенти, который заслуживает особого внимания из-за пышного убранства и сходства с пещерой. В трех комнатах грота, среди сталактитов, встречаются творения Микеланджело. Посещать грот разрешается только в сопровождении рабочих.

Далее по тропе можно дойти до сада Юпитера. Он располагает к отдыху у фонтана Артишока. У статуи бога Юпитера находится восьмиугольный фонтан. На живописной террасе раскинулся сад Кавальере. В нем высажено огромное количество цветущих растений, которые зацветают по очереди. Сначала пионы, затем розы и так далее.

Если пройтись на юг по плющевой аллее, можно оказаться на небольшом искусственном островке Изолотто. На нем разбиты розарии с редкими сортами роз, а также стоят кадки с цитрусовыми деревьями. За сохранностью садов присматривают изваяния Персея и его возлюбленной Андромеды.

Противоположная часть парка открывает живописную панораму на Флоренцию с вершины холма. На одной из лужаек находится небольшая постройка – домик кофе, датированный XVIII веком. Стоит заметить, что большинство статуй является искусными копиями и не представляют исторической ценности. Оригиналы же поместили в музейные хранилища, дабы уберечь от недоброжелателей.

К счастью, традиция проводить концерты и спектакли на импровизированных сценах посреди сада не потеряна. На официальном сайте можно найти расписание будущих представлений.

Экскурсии

Для обслуживания садов Боболи их закрывают для посетителей по понедельникам в начале и конце месяца, а также 25 декабря, 1 января и 1 мая. В остальные дни установлен следующий режим работы:

  • 8.15-16.30 (ноябрь-февраль);
  • 8.15-17.30 (март);
  • 8.15-18.30 (осенью и весной по летнему времени);
  • 8.15-19.30 (в летние месяцы).

Как добраться

Флоренция находится на пересечении нескольких путей. Добираться удобно на поезде. Из Рима на скоростном поезде дорога займет всего полтора часа. От вокзала на автобусах 11 или 36 маршрута следует доехать до остановки San Felice. Она находится в нескольких минутах ходьбы от дворца Питти. Сад начинается сразу за дворцом. Также от вокзала можно совершить пешую прогулку по шумной Флоренции. В таком случае дорога займет около 15 минут. Многочисленные таблички «Giardino di Boboli» не дадут заблудиться в пути.