Дворец консьержери париж. Дворец Консьержери в Париже: фото, адрес, экскурсии

Комплекс Дворца Правосудия занимает чуть ли не половину острова Сите - это город в городе. Здесь сосредоточено все: и криминальная полиция, и залы суда всех инстанций, и прокуратура.

Комплекс Дворца Правосудия создавался веками и, можно без преувеличения сказать, тысячелетиями, и каждая эпоха наложила свой отпечаток на этот эклектичный, но обладающий своеобразным шармом ансамбль.

В рабочие дни все части этого комплекса открыты для публики. Его можно посетить во время отдыха в Париже . Рассказ о Дворце Правосудия вы можете услышать во время экскурсии по историческому центру города, которую включают в себя многие туры в Париж .

Первоначально Дворец Правосудия был резиденцией королей Франции. Еще Хлодвиг – король из династии Меровингов – сделал Париж столицей франкского королевства. Вторая королевская династия в истории Франции – Каролинги – перенесли столицу из Парижа. Сменившая их династия Капетингов вновь вернула Парижу значение столицы с королевской резиденцией на острове Сите. В конце Х века Гуго Капет – первый король династии Капетингов – разместил во дворце совет и администрацию.

Сын Гуго Капета Роберт II Благочестивый (972-1031) решил увеличить королевский замок. Он пристроил к стенам потерны. На северо-востоке замка построил Королевский Зал, где заседала Курия (Большой королевский совет), на западе - Королевскую палату. Дворец, построенный по всем правилам крепостной архитектуры, представлял из себя здание с внутренним двором, окруженное со всех сторон квадратными башнями.

Людовик VI Толстый (1108–1137), осаждаемый сеньорами, укрепил стены с западной стороны крепости, снес старинный донжон и построил мощную башню, которая имела.11,7 м в диаметре и стены 3-метровой толщины. Эта башня получила в XVI в. имя «Монтгомери», и простояла до XVIII века.

Людовик VII Молодой (или Младший) (1120-1180) увеличил королевские покои и пристроил к ним молельню, нижняя часовня которой впоследствии станет часовней

Сегодня комплекс Дворца Правосудия занимает чуть ли не половину острова Сите - это город в городе. В одном месте сосредоточено все: и криминальная полиция, и залы суда всех инстанций, и прокуратура. Эклектичный, но обладающий своеобразным шармом, ансамбль создавался веками и, можно без преувеличения сказать, тысячелетиями.

Первыми, в третьем веке до нашей эры, на острове Сите поселились римские правители земли Галлия. Король франков Хлодвиг выбрал этот маленький островок местом для столицы своего государства.
Настоящий Королевский дворец на Сите появился только в одиннадцатом веке, он был построен по всем правилам крепостной архитектуры: небольшое здание с внутренним двором, окруженное со всех сторон квадратными башнями.

Нечто, отдаленно напоминающее современный вид дворца, появилось при Людовике IX Святом: по его приказу была возведена Святая Часовня, которая вошла во все анналы архитектуры как эталон пламенеющей готики. Несмотря на то, что она является неотъемлемой частью общего ансамбля, ей позже будет посвящен отдельный рассказ.
Филипп Красивый, правивший Францией в самом начале XIV века, решил построить дворец, достойный короля. Он поручил все работы Энгерранду де Мариньи. Прежде всего архитектор благоустроил покои короля и создал Большой Зал (сегодня на его месте располагается Зал потерянных шагов), называемый также залом Прокуроров: в нем заседал Парламент, выполнявший тогда функции единственного в стране органа правосудия.
Филипп Красивый ввел и должность консьержа - управителя всего дворца. Для консьержа и его служб построили специальные помещения, названные позже Консьержери (Conciergerie). К ним относятся Гвардейский Зал, зал Ратников и три башни: Цезаря, как напоминание о том, что здесь когда-то жили римляне; Серебряная, в которой король хранил свои реликвии; и наконец башня, где преступников подвергали страшным пыткам: Бонбек.
Сводчатый, огромных размеров, готический Зал Ратников служил столовой для 3000 охранников и других служителей дворца. Должность консьержа была одной из самых доходных в Париже, ведь он имел право сдавать под наем все помещения Консьержери, расположенные на первом этаже (в 1596 году там насчитывалось 224 лавки, принадлежавшие парикмахерам, виноторговцам, букинистам, ювелирам).

Дворец оставался резиденцией королей Франции до 1358 года, когда восставшие парижские торговцы перерезали половину советников Карла V, и испуганный дофин покинул навсегда это место, чтобы сначала поселиться во дворце Сен-Поль, а потом в Лувре. Дурные воспоминания не помешали королю внести некоторое усовершенствование: на самой высокой из башен он установил первые городские часы. Их циферблат голубого цвета украшен белыми лилиями, символом королевской власти. По обеим сторонам часов находятся барельефные изображания Закона и Правосудия. С тех пор башня эта стала называться Часовой.
Несмотря не то, что король покинул дворец, жизнь в нем не замерла. Здесь продолжались заседания Парижского Парламента, занимавшегося решением юридических вопросов. А помещения Консьержери превратились в тюрьму.

Многочисленные пожары обрушивались на дворец. Самым разрушительным оказался пожар 1618 года, когда за одну ночь в огне погибли огромные помещения, была уничтожена вся лепнина, все скульптуры, роспись плафонов Зала потерянных шагов, многие документы. В 1630 году пламя объяло Святую Часовню и ее чудом удалось спасти. Галерею торговцев, бывшую когда-то самым оживленным местом Парижа, разрушил пожар 1776 года. На этом месте теперь находится главный вход во Дворец правосудия, его отделяет от улицы элегантная решетка, отлитая во времена Людовика XVI.

После революции в здании дворца разместился Трибунал, который за короткий срок своего существования отправил на эшафот более двух с половиной тысяч человек, среди них были "враги революции" - аристократы и сами создатели трибунала.

В эпоху Наполеона была создана новая судебная система, но, как и прежде, она осталось в стенах бывшего Королевского дворца и Консьержери, которые было поручено перестроить архитектору Жиро.
Основные работы по полной реконструкции и расширению дворца начались, однако, лишь в 1840 году под управлением Юйо, которого сменил Дюк. На протяжении небольшого времени на набережной Часов воздвиглись новые здания, застроился Майский двор, названный так, потому что во времена королей здесь каждый год сажали новое дерево. Отреставрировали Зал потерянных шагов, снесли немногие здания, оставшиеся от первого королевского дворца, построенного еще в XI веке. Как только все работы были завершены, разразилась очередная революция - Парижская Коммуна. За сто дней ее существования сгорел почти весь Париж, и Дворец Правосудия не оказался исключением.
Строительство начали заново: в 1875 году открылся вестибюль Арлей. Его архитектура очень торжественна, но появление западного фасада Дворца Правосудия полностью разрушило другой архитектурный ансамбль острова Сите, не менее примечательный: площадь Дофина, созданную при Генрихе III и являвшуюся прообразом площади Вогезов.

Полностью все реставрационные работы были закончены только к началу первой мировой войны. В 1914 году Д""ворец Правосудия признали памятником архитектуры, а здание Консьержери перестало служить тюрьмой.
Несмотря на то, что в здании дворца почти целый век велись строительные работы, его основная деятельность не прерывалась ни один день. Судебные процессы во Франции публичны, нередко привлекают многочисленную публику, а часто становятся театральным действием или ареной для политических сражений. Вот, например, прошедшие здесь самые громкие процессы: 1880 - процесс над Сарой Бернар за то, что она разорвала пожизненный контракт с Комеди Франсез, 1893 - Панамский скандал, 1898 - политический процесс над Эмилем Золя за его прославленный памфлет "Я обвиняю", 1906 - осуждение Дрейфуса, 1917 - обвинена в шпионаже и приговорена к смертной казни танцовщица Мата Хари, 1932 - за убийство французского президента Поля Думера осужден на смерть русский эмигрант Горгулов, 1945 - суд над маршалом Петеном за коллаборационизм.

В рабочие дни все части этого комплекса открыты для публики.













Набережная ювелиров

В Париже, на самом берегу острова Ситэ, расположенном на реке Сене, совсем неподалеку от известного собора Нотр-Дам-Де-Пари, возвышается величественное здание с мрачной историей - Дворец Консьержери. Бывшие роскошные покои многих поколений французский монархов, утопающие в роскоши и богатстве, и бывшая суровая тюрьма с ужасными камерами для пыток - все это Замок Консьержери.


Модель средневекового Парижа,о.Сите,16 век.Музей Карнавале

Его экстерьер настолько аутентичен, что мимо него пройти невозможно. Консьержери - обязательный объект для посещения всеми, кто решил побывать в Париже. Консьержери (фр. La Conciergerie)— бывший королевский замок и тюрьма в самом центре Парижа в 1-м его округе. Замок Консьержери является частью комплекса Дворца правосудия (фр. Palais de Justice), в котором до сих пор находятся муниципальные службы, суд, прокуратура.

Башня Бонбек

Башня Цезаря и Серебряная башня

Этот комплекс занимает чуть ли не половину острова Сите. Сегодня дворец представляет собой разнородный архитектурный ансамбль с элементами, построенными с XIII по XX вв.Со времен Капетингов сохранилось два здания: королевская часовня Сент-Шапель и Консьержери. Оба эти архитектурных памятника являются музеями. Сотни заключенных во времена Французской революции были брошены в Консьержери и затем казнены

Месяц май в Часослове Герцога Беррийского,фоном служит дворец Сите в Париже с проходной налево, Консьержери и башня с часами.


А это уже июнь на том же фоне


Мрачные крыши...

Решетки...стены...сувенирные лавки

Представляю как было жутко узникам здесь находится...тут и просто гулять страшно

Обратили внимание на толщину стен?
Начало истории Дворца Консьержери (ударение на последнюю «и») уходит вглубь веков, это сооружение можно назвать одним из старейших дворцов Парижа, основанных в далеком VI столетии,(вероятно в 508 году) король франков Хлодвиг выбрал остров Сите для возведения дворца, и впервые Париж стал официальной резиденцией короля.

Мрачные готические своды

Джеймс I Aндре дю Керсо, Большой зал Дворца Сите, 1560

Он прожил в нём до своей смерти в 511 г. В эпоху династии Каролингов центр империи переместился на восток; монархи забросили свой дворец, и город опустел.

Хлодвиг и Гуго Капет

В конце Х в. Гуго Капет (первый король династии Капетингов) разместил во дворце совет и администрацию.

Большой зал сейчас

Таким образом, замок стал резиденцией французских королей, а столицей короля Франции снова сделался Париж, тогда как при последних Каролингах ею был Лан. В течение четырёх веков Капетинги трудились над преобразованием своей крепости.

Сын Гуго Капета Роберт II Благочестивый (972—1031), женившись на Констанции Арльской (третья жена), женщине амбициозной, родившей королю девять детей, решил увеличить королевский замок. Он пристроил к стенам потерны. На северо-востоке замка построил Королевский Зал, где заседала Курия (Большой королевский совет (Curia regis)), на западе — Королевскую палату. На том же месте, где Людовик IX воздвигнет Сент-Шапель, Роберт велел поставить часовню Сен-Никола, поскольку старинную королевскую часовню его отец пожаловал монахам ордена Св. Маглуара.

Винтовая лестница без перил

Как архитекторы не запутались в этом пересечении и нагромождении арок,колонн и сводов?

«Орёл Сугерия» экспонируется в Лувре

Людовик VI Толстый (1081/1078 − 1137) и его друг аббат Сугерий из монастыря Сен-Дени делали все, чтобы могущество церкви поставить на служение монархии и усмирить вассалов. Осаждаемый сеньорами, король укрепил стены с западной стороны крепости, снес старинный донжон и построил мощную башню 11,70 м в диаметре со стенами 3-метровой толщины, которая получила в XVI в. имя «Монтгомери», и простояла до XVIII века.

То ли камин...то ли потайной ход?

Людовик VII Молодой (или Младший) (1120—1180) увеличил королевские покои и пристроил к ним молельню, нижняя часовня которой впоследствии станет часовней Консьержери.

Остатки былых украшений напоминают о дворцовом происхождении этого места


Филипп II Август (1165—1223) — воинственный король стал новатором в области военной архитектуры; при помощи целой когорты инженеров, лично наблюдая за ходом работ, он застроил весь королевский домен крепостями, защитив их башнями и донжонами. Дворец в Сите становился центром власти. В 1187 г. Филипп II Август принимает в замке Ричарда Львиное Сердце, в 1193 справляет свадьбу с Ингеборгой Датской, и в королевских грамотах впервые упоминается о «консьерже», получающем жалование за выполнение «малого и среднего правосудия» на дворцовой территории. Кроме того, по свидетельству летописца и врача Ригора (Rigord), Филипп II приказал замостить зловонные топи вокруг дворца, запах которых ему докучал.

Экспозиция посвящена историческим событиям в этом замке-темнице

Людовик IX Святой (1214—1270) будучи добродетельным, не был лишен честолюбия. Он задался целью стать светочем Западно-христианского мира и в 1239 г. приобрел святые реликвии Страстей Господних, выставил их во дворце, специально построив для них в рекордные сроки (1242—1248) роскошный реликварий — часовню Сент-Шапель.

Реликварий

Им же возведена Сокровищница Хартий; галерея де Мерсье, соединившая верхнюю часовню дворца с королевскими покоями; «Зала на Водах», служившая для проведения церемоний. Постепенно замки-крепости утрачивают оборонительную роль и становятся местом обитания. Отныне королевская обитель должна соответствовать требованиям комфорта и роскоши.

В XIV в., при Филиппе IV Красивом (1268—1314), крепость превратилась в самый роскошный дворец в Европе. Филипп поручил коадъютору королевства Французского (главный правитель) Ангеррану де Мариньи (будущему узнику Консьержери) строительство дворца, новый вид которого стал бы отражением королевского величия. Кроме того, перед коадъютором стояла задача сделать замок как можно более просторным, чтобы в нём поместились административные службы.

Экспозиция интерьеров средневековья...очень все натурально-пугающе

Для этого экспроприировали много домов, стоявших близко к дворцу. Были построены: Следственная Палата, башня Цезаря, Серебряная башня, галерея для перехода в башню Бонбек, новая крепостная стена на юге, Счетная Палата напротив Сент-Шапель… На месте Королевского Зала возведен Большой Зал, много просторнее первого.

В нём поставили огромный стол из чёрного мрамора, привезенного из Германии, стены обшили деревянными панелями, а на каждой из опорных колонн стояли созданные Эврардом Орлеанским полихромные статуи королей Франции.

Карл V Мудрый и Иоанн II Добрый

Иоанн II Добрый (1319—1364) последним приложил руку к средневековому дворцу: надстроил этажи над галереей де Мерсье для дворцовой челяди, выстроил здание для кухонь, квадратную башню (Часовая башня), на которой его сын Карл V Мудрый в 1370 году поместил первые городские часы.

В конце XIV века завершилась история королевского дворца. В 1358 г. произошло народное восстание под руководством парижского прево Этьена Марселя. Воспользовавшись отсутствием короля Иоанна II, плененного англичанами, организовал убийство двух его советников, причем на глазах у будущего короля Карля V. Став королём, Карл V покинул замок и остров Сите, устроив резиденцию в особняке Сен-Поль, а затем в Лувре.

Стелла памяти казненных

Как выглядело то самое первое сооружение, достоверно неизвестно, так как Дворец регулярно подвергался реконструкциям и достраиваниям разными монархами. А также частенько страдал от разрушительно пламени пожаров. Кстати, именно во Дворце Консьержери обитала известная княгиня Анна, дочь киевского князя Ярослава Мудрого, ставшая супругой французского монарха. La Conciergerie

Жан Фуке, Банкетный зал Карла V Мудрого, между 1455 и 1460. 6 января-1378, король Карл V Мудрый дает банкет в честь Карла IV, императора Богемии, и его сына Вацлава, короля Римлян. Питание проходит в Зале Дворца, в присутствии суда и значительную толпу сановников....

История сооружения в роли роскошной резиденции французских королей закончилась в XIV веке, когда после народного бунта (два королевских советника пало от рук разъяренных восставших парижан) Карл Пятый принимает решение о переносе своей резиденции в новый дворец Лувр. В здании старого королевского дворца осталась часть располагавшейся там администрации во главе которой монарх оставил своего старшего консьержа. Так и родилось имя дворца - Консьержери (La Conciergerie).

Дворец..королей.Париж
После того, как король покинул дворец Консьержери, он стал относиться к Дворцу Правосудия. Неподалеку от Консьержери находилась тюрьма. Когда в ней перестали помещаться все заключенные, некоторых узников стали размещать в стенах бывшего королевского дворца.

Жан-Луи Приер, Братья Agasse, идущий на казнь, их тела сделаны их семей: 8 февраля 1790, 1802

Так началась новая страница в истории La Conciergerie - в 1391 году он официально стал королевской тюрьмой. В те времена выход из узницы фактически всегда был один - это казнь через гильотину. Перед казнью заключенного отвозили к церкви Нотр-Дам-Де-Пари, где он мог принести публичное покаяние. А затем несчастного отвозили на печально известную Гревскую площадь, где и происходила казнь.

Консьержери - одно из самых мрачных мест Парижа, за стенами которой появляются неупокоенные души узников. Стены, впитавшие стоны осужденных и умерших в страданиях.

Комфорт в тюрьме зависел от социального статуса и состояния узника. Свое проживание в тюрьме оплачивали сами заключенные или их родственники. Богатые могли позволить себе просторные камеры с добротной мебелью, знатным заключенным позволяли читать книги и писать письма. Узник среднего благосостояния мог оплатить узкие комнатушки с жесткой кроватью. Такие "малые" камеры называли "пистолями" - от денежной единицы "пистоль". А узников-бедняков ждало заключение в сыром темном подвале с соломенной подстилкой вместо кровати и крысами. Долго в таких условиях люди не выживали.

Тюрьма подразделялась на женскую и мужскую часть. Женщины могли гулять во внутреннем дворе у фонтана, где им разрешались свидания с близкими. Небогатые заключенные дамы, которые не могли оплатить услуги прачек, сами стирали свою одежду в фонтане во время прогулки.

Круглая башня справа называлась Серебряной башней, по легенде там были спрятаны королевские сокровища

В эпоху французской революции Консьержери стала тюрьмой для "подозрительных", выход из которой был только на гильотину. Узники содержались по нескольку человек в камере - время их пребывания в тюрьме обычно было недолгим. После вынесения приговора смертники устраивали прощальный ужин, утром их ждала повозка на гильотину.

"Заутра казнь, привычный пир народу..." - как писал Пушкин об узниках Консьержери.

В сентябре 1792 года около сотни арестантов погибли от самосуда, когда разъяренная нетрезвая толпа санкюлотов ворвалась в тюрьму, чтобы "повесить на фонарях" ненавистных "врагов народа".


Революционер Марат одобрил действия "истинных патриотов", себя он именовал "Друг народа" и издавал одноименную газету. Вскоре он сам стал жертвой самосуда. Его убила девушка - Шарлотта Корде.

Картина "Смерть Марата" - художник Жак-Луи Давид, который пережил короля, революцию, директорию и потом рисовал портреты Наполеона. Современники называли его "Один из самых бесчестных людей эпохи"

На картине в руке Марата приказ - будто он собирался дать денег бедной девушке, а она его убила. На самом деле - Марат приготовился записать имена "врагов народа", которые Шарлотта обещала ему назвать. Поэтому он согласился на аудиенцию с незнакомкой.Марат страдал кожными заболеваниями и был вынужден находиться в ванне, поэтому и посетителей принимал в таком виде.

О смерти Марата наш А.С. Пушкин писал:

Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом вольности безглавой
Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду*.

*Эвменида - античная богиня мести.

Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон (более известная как Шарлотта Корде) — французская героиня, дворянка, убийца Жана Поля Марата, казнённая якобинцами.

Убитый Марат почитался как мученик революции, ему посвящали песни и оды.
В защиту Шарлотты Корде в годы террора осмелился выступить поэт Андре Шенье, не скрывавший восхищения ее смелым поступком:
"Тогда, как в эти дни, отравленные скверной,
Стенают подлецы, кто впрямь, кто лицемерно,
Среди бессмертных чтя Марата своего,
А идола сего заносчивый служитель,
Парнасский подлый гад, парнасской грязи житель
Вопит свой жалкий гимн у алтарей его.

Шарлотта перед казнью. Женщинам остригали волосы. Все личные вещи, даже одежда и обувь - забирались у приговоренного на благо революции.

"...О, как нас обманул твой, дева, облик нежный,
Когда ты в глубине свой замысел мятежный,
Месть беспощадную лелеяла, тая,
Так небо тихое в безветренной лазури
Таит в себе порой возможность дикой бури,
Метущей молнии, волнующей моря.

И приведенная на подлой казни место,
Была прекрасна ты, как юная невеста,
Спокойное лицо и чистый ясный взор,
Как презирала ты хулу толпы народной,
Себя считающей всевластной и свободной
И с воплем радостным ловящей приговор.

Но с подвигом твоим сплетен и наш позор.
Мы - Франции сыны - молчим, потупя взор.
На миг мужчиной став, ты посрамила нас,
Нас - жалких евнухов, нас - хор душонок рабьих,
Погрязших в жалобах, увязших в всхлипах бабьих
Тогда, когда зовет кинжальной мести час."

Поэт пополнил списки "врагов народа", был арестован и приговорен к смертной казни.

"Слуга народа" зачитывает список приговоренных, фигура Андре Шенье в центре

А.С. Пушкин так описал последние минуты перед казнью поэта Андре Шенье:
...лампады тихий свет
Бледнел пред утренней зарею,
И утро веяло в темницу. И поэт
К решетке поднял важны взоры...
Вдруг шум. Пришли, зовут. Они! Надежды нет!
Звучат ключи, замки, запоры.
Зовут... Постой, постой; день только, день один:
И казней нет, и всем свобода,
И жив великий гражданин
Среди великого народа.
Не слышат. Шествие безмолвно. Ждет палач.
Но дружба смертный путь поэта очарует.
Вот плаха. Он взошел. Он славу именует...
Плачь, муза, плачь!.

Судьба казненного писателя впечатлила Пушкина:
Меж тем, как изумленный мир
На урну Байрона взирает,
И хору европейских лир
Близ Данте тень его внимает,

Зовет меня другая тень,
Давно без песен, без рыданий
С кровавой плахи в дни страданий
Сошедшая в могильну сень.

Певцу любви, дубрав и мира
Несу надгробные цветы.
Звучит незнаемая лира.
Пою. Мне внемлет он и ты...

Первые часы в Париже были установлены на башне Консьержери (тогда еще дворца) в 14 веке, первоначальные часы утрачены. Нынешний вариант часов - работа мастера 16 века.Нижняя надпись - «Этот механизм, разделяющий Время на двенадцать равных и справедливых частей, учит охранять Правосудие и защищать Законы».

В годы революции фраза об "Охране правосудия" звучала зловеще. Они будто отсчитывали последние минуты жизни осужденных.


"Мост Менял", ведущий к тюрьме Консьержери. По нему приговоренные следовали на казнь. Мост перестроен в 1860 году

Тюрьма Консьержери стала музеем в начале 20 века - в 1914 году

Жан-Луи Приер, Братья Aгесси, идущие на казнь, 8 февраля 1790, 1802
Знаменитые узники Консьержери

Обычно в это мрачное здание на острове Сите, некогда бывшее первой резиденцией французских королей, а потом ставшее самой старой парижской тюрьмой, ходят, чтобы поглазеть на место заточения VIP-персон французской истории. И прежде всего на камеру, где 76 дней томилась в ожидании казни Мария-Антуанетта и где сейчас восседает спиной к публике ее восковая фигура. Рядом сидели Дантон и Робеспьер, палачи и жертвы революции, поэты и ученые, сепаратисты и серийные убийцы. И вот теперь под видавшими виды готическими сводами население оказалось еще более пестрым: тут реальные персонажи перемешались с мифологическими — Жанна д"Арк, граф Монте-Кристо, Наполеон, три мушкетера и Миледи, Фанфан-Тюльпан, мадам Дюбарри и королева Марго, те же самые Дантон с Марией-Антуанеттой

Ангерран де Мариньи— советник короля Франции Филиппа IV Красивого.

Знаменит тем, что наравне с некоторыми другими приближёнными Филлипа IV участвовал в уничтожении Ордена тамплиеров.Так как большинство епископов отказалось участвовать в процессе против тамплиеров, стараниями Ангеррана его младшему брату Жану де Мариньи дали епископскую степень, с тем чтобы он осудил тамплиеров.После смерти короля Филиппа IV Ангерран впал в немилость у нового короля Людовика X Сварливого. Стараниями дядюшки молодого короля, Карла Валуа, министра обвинили во многих тяжких преступлениях (казнокрадство, измена), с помощью лжесвидетелей подтвердили его вину и приговорили к повешению. Жену де Мариньи приговорили к тюремному заключению. Всё их имущество перешло в государственную казну.О судьбе Ангеррана де Мариньи можно узнать из первых двух романов серии «Проклятые короли» Мориса Дрюона: «Железный король» и «Узница Шато-Гайара».

Мадам дю Барри

Знаменитая любовница короля Людовика ХУ. Обвинена в шпионаже в пользу Британии

Франсуа Равальяк

Арестован за убийство Генриха IV. Равальяк был фанатиком-протестантом, которому было видение - что он должен убить короля. Приговорен к смертной казни - четвертованию, но толпа не дала палачу выполнить свою работу и растерзала убийцу короля. Потомки Равальяка были отправлены в изгнание и сменили фамилию.

Граф де Монтгомери

Многим известен по роману Александра Дюма - "Две Дианы". На турнире в поединке смертельно ранил короля Генриха II. Тогда графу удалось избежать наказания - турнир был честным, осудить победителя не могли. Габриэль де Монтгомери был арестован позднее по обвинению в государственной измене и казнен.

Маркиза де Бренвилье


Прославилась как отравительница. Вместе с сообщником-любовником она также отравила мужа и детей. Любовник тоже сознался в злодеяниях, но потом внезапно умер.
Маркиза упоминается и в романе Булгакова - "Мастер и Маргарита".

Картуш

Луи-Доминик Бургиньон — известный разбойник

Сын трактирщика, стал атаманом шайки в Париже и его окрестностях. Поддерживаемый тайными друзьями, он не боялся полиции и действовал с возрастающей смелостью. Выданный одним из близких к нему лиц и приговоренный к колесованию, Картуш лишь непосредственно перед казнью назвал своих сообщников, в том числе многих дам и дворян.Похождения Картуша неоднократно обыгрывались в популярной беллетристике, а также в кино — в фильме «Картуш» (1962) и «Картуш, благородный разбойник» (2009).

Кретьен Гийом де Ламон де Малесерб,адвокат,защитник Людовика ХУ1

Филипп Орлеанский,депутат


Максимилиан де Робеспьер,рволюционер

Манон Ролан,революционерка,жирондистка

Теофилл де Вийо

Французский писатель,поэт,драматург

Графиня де Ламотт

Авантюристка, выдававшая себя за особу королевской крови, обманом заполучила знаменитое "Ожерелье королевы" (об этом подробнее отдельно).


"Гражданская казнь" авантюристки. Ее публично выпороли розгами, а на плече выжгли клеймо с буквой "V", которое означало "воровка". Она была приговорена к пожизненному заключению, но сбежала из тюрьмы и перебралась в Лондон. Графиня отомстила Марии-Антуанетте, издав в Англии скандальную книгу о "личной жизни королевы", сплетни из которой якобинцы потом использовали для обвинения Марии-Антуанетты.

Жорж Жак Дантон, гильотинирован 5 апреля 1794 в Париже, адвокат в Советы, политик, русский, министр юстиции.

Все кармелиты в Компьене, шестнадцать монахинь за « фанатизм и подстрекательство к мятежу ».Ничего не напомнило?

Элизабет Филиппа Мари-Элен де Бурбон.Сестра Людовика ХУ!.Казнена за компанию с ним

Лидер Венесуэльской революции...казнен.боролся за освобождение Америки от европейцев

Жак-Рене Эбер, родился в Алансоне в 15 ноября 1757 и гильотинирован в Париже в 24 марта 1794-это политический деятель и журналист,русский.

Все жирондисты

Антуан де Лавуазье-известный химик,физик,ученый

Обыск и арест ученого

Королева Мария-Антуанетта

Мария-Антуанетта в революционный Трибунал. Работа де Альфонс Франсуа после Поль де ла Рош


Смертный приговор Марие-Антуанетте революционным Трибуналом.

Королева оказалась узницей в той же тюрьме, что и авантюристка графиня де Ламотт. Королеве, в годы власти потратившей состояние на наряды и украшения, в тюрьму было разрешено взять два платья - белое и черное. Казнена на гильотине.

Круглосуточно бдили бедную женщину....


Кто-то сейчас вещает про демократию и прочее...казнили женщину,королеву...За что?



Лишь в 1914 г. Консьержери перестала быть тюрьмой, а также была признана историческим памятником архитектуры Парижа, бывшие камеры стали открыты для публичного посещения.

Исполнение приговора Марии-Антуанетты на Площади Революции, 16 октября 1793 года. (Аноним. Музей Карнавале).

Вот они плоды рэволюций...террор

А потом памятники ставят...Памятник Людовику XVI и Марии-Антуанетте, в аббатстве Сен-Дени, Франция.

Название «Консьержери» обозначало то частный особняк консьержа, то тюрьму при судебных органах.

Покидая дворец, король доверял его охрану консьержу. Столь важную должность могли занимать только очень влиятельные особы высокого ранга, в их числе была королева Изабелла Баварская.

"Номера" для "простолюдинов"

Их украшения...

При Консьержери внутри дворцовых стен во все времена имелось тюремное помещение. В конце XIV века, когда соседняя тюрьма в Шатле оказалась переполненной, некоторых узников перевели в камеры дворца. В 1391 году здание стало официальной тюрьмой. В ней содержались и политические заключенные, и мошенники, и убийцы.

Условия, в которых жили преступники, целиком и полностью зависели от их благосостояния, статуса и связей.

Тут сидел Робеспьер

Дворик для женщин с фонтанчиком для постирушки

Три башни Консьержери сохранились со средневековых времен: Цезарь, названная в честь римского императора; Серебряная башня, в которой хранились королевские сокровища; и Бонбек (фр. Bonbec — «хороший клюв»), которая получила это имя из-за того, что в ней находились камеры пыток, и оттуда доносилось «пение» жертв.

Многочисленные пожары обрушивались на дворец. Самым разрушительным оказался пожар 1618 года, когда за одну ночь в огне погибли огромные помещения, была уничтожена вся лепнина, все скульптуры, роспись плафонов Зала потерянных шагов, многие документы. В 1630 году пламя объяло Сент-Шапель, и её чудом удалось спасти.

Королевские покои, галерею де Мерсье, Большой подъезд на Мощную башню, галерею торговцев, бывшую когда-то самым оживленным местом Парижа, разрушил пожар 1776 года. Реконструкцию поручили архитекторам Жаку Дени Антуану, Гийому Мартину Кутюру и Демезону. Они снесли Сокровищницу Хартий, восточную стену дворца, башню Монтгомери и построили современный фасад Дворца Правосудия, галерею Сент-Шапель, новые тюремные камеры, часовню при Консьержери на месте молельни XII в.

Накануне Революции борьба за власть между парламентом и королём Людовиком XVI стала походить на театральное действие. 5 мая 1788 г. парламентарии заперлись во дворце, отказавшись выдать двух человек, за которыми послал Людовик XVI. В 1789 г. Конституанта (Учредительное собрание) приняла решение о роспуске парламента на неопределенный срок. В 1790 Жан Сильвен Байи, мэр Парижа, опечатал двери дворца. В 1792 монархия пала. Революционный трибунал, учрежденный в марте 1793 года, расположился в Больших королевских покоях. В июле Робеспьер вступил в комитет Общественного Спасения с программой, основанной на добродетели и терроре. «Закон о подозрительных» приказывал арестовывать всех врагов Революции, признавших свою вину или только подозреваемых в антиреволюционных взглядах.

С 1793 по 1794 годы более 2700 человек предстали перед Фукье-Тенвилем, государственным обвинителем Трибунала, среди которых были королева Мария-Антуанетта и Робеспьер. В 1794 году свидетели и защитники были отменены, каждый день несколько десятков узников отправлялись на гильотину. Трибунал был распущен в мае 1795 года после падения Робеспьера.

Консьержери имела репутацию самой суровой тюрьмы. Во времена революционного Террора камеры вмещали несколько сотен заключённых, которые содержались в ужасных условиях. До 1794 года «подозрительные» заключались в одних камерах с осужденными за обычные уголовные преступления. После объявления вердикта, приговорённые к смертной казни могли устроить последнее пиршество.


Судебные процессы во Франции публичны, нередко привлекают многочисленную публику. Самые громкие процессы во Дворце правосудия:

1880 год — процесс над Сарой Бернар за то, что она разорвала пожизненный контракт с Комеди Франсез;

Облигация Панамской компании 1888 года
1893 год — Панамский скандал;


1898 год — политический процесс над Эмилем Золя за его прославленный памфлет «Я обвиняю»;

Публичное разжалование Альфреда Дрейфуса (илл. А. Мейера в «Le Petit Journal» от 13 января 1895 года)
1906 год — осуждение Дрейфуса;


1917 год — обвинена в шпионаже и приговорена к смертной казни танцовщица и шпионка Мата Хари;


1932 год — за убийство французского президента Поля Ду

История замка Консьержери начинается одновременно с историей возвышения Парижа. Париж стал столицей франкского государства в 508 году, когда король Хлодвиг I из династии Меровингов решил основать на западной оконечности острова Сите неприступный замок, свою личную резиденцию. Этот первоначальный дворец и был предшественником современного Консьержери.

Смена династий привела к смене географических приоритетов, и при Каролингах центр государства сместился из Парижа на восток, в город Лан, в следствие чего королевский замок на острове Сите стал постепенно приходить в упадок и ветшать, как и весь Париж. Снова вступить в фазу расцвета городу было суждено в X веке, когда Гуго Капет, основатель династии Капетингов, снова перенес королевскую резиденцию в Париж, а замку был возвращен статус королевской крепости.

Следующие 4 столетия стали временем больших архитектурных преобразований. Каждый монарх из потомков Гуго Капета стремился перестроить замок согласно своим нуждам и эстетическим представлениям. К стенам пристраивались подземные галереи, соединяющие фортификационные укрепления, к архитектурному ансамблю добавились Королевский зал заседаний и Королевская палата. На территории крепости появляются новые церкви и часовни, а к XIII веку она становится поистине непреступным военным укреплением, к ее облику добавляются башни и донжоны. Тогда же, при Филиппе II, впервые в исторических документах упоминается должность консьержа – блюстителя мелких судебных дел на территории дворца. Людовик Святой обратил замок из грозного неприступного форта в хранилище святых христианский реликвий. Крепость постепенно утрачивает свое военное значение. А в конце XIII века стараниями Филиппа Красивого, Париж обретает один из самых великолепных королевских дворцов Европы – максимально приближенный к его современному виду. Здесь обновляются крепостные стены, строятся Серебряная Башня и Башня Цезаря, расширяется Королевский зал, его внутренний интерьер украшается статуями франкских монархов. В середине XIV века в облик замка вносятся последние коррективы – в частности, достраивается Часовая башня.

  • (цена: 25.00 €, 2 часа)

После народного восстания 1358 года, и прихода к власти Карла V, королевская резиденция была перенесена с острова Сите в Лувр, а старый королевский замок становится Дворцом Правосудия. Покинув родовое гнездо, король доверил дворец консьержу, отсюда и название – Консьержери.

К концу XIV века, соседняя с Дворцом правосудия тюрьма стала переполняться, и часть узников была переведена в Консьержери. Постепенно дворец приобрел официальный статус тюрьмы, причем порой затмевающей славу Бастилии. Состоятельные заключенные могли здесь позволить себе одиночные меблированные камеры, в то время, как низшее сословье томилось в подвалах, на соломе, с крысами.

На протяжении XVI и XVII веков архитектурный ансамбль дворца был поврежден несколькими крупными пожарами, в следствии чего его внешний облик снова несколько изменялся в ходе реставрационных работ.

Французская революция и падение монархии еще больше усугубили мрачную славу некогда роскошного дворца. С 1793 года в королевских покоях замка расположился революционный трибунал. Политические заключенные рекой потекли через камеры Консьержери, в залы суда, а оттуда – на гильотину. Бытовал даже афоризм, что гильотина – единственный путь на свободу из Консьержери. «Закон о подозрительных» давал право арестовывать всех, кто чем-нибудь напоминал врагов Революции, порой без всяких на то оснований. Права на свидетелей и защиту у подсудимых не было. Среди самых знаменитых узников тюрьмы – Мария-Антуанетта и Робеспьер, по иронической случайности ставший жертвой вдохновленной им же самим политикой всеобщего террора.


Революционный трибунал просуществовал недолго, фактически, он был распущен после смерти Робеспьера, успев, однако, за два года приговорить к смерти более 2 500 заключенных. Других приговоров, кроме смертной казни, трибунал не выносил. После Революции, замок некоторое время оставался тюрьмой, но стал постепенно терять свою зловещую славу. В 1914 году, частично сохранив функции дворца Правосудия, замок открылся для широкой публики в качестве музея.

Достопримечательности

Стены этого Дворца навевают туристам отзвуки «тех времен». Посетившие Дворец, окунутся в мир того времени, и узнают о страшных казнях и преступлениях, которые скрывались за стенами дворца.

Часовня Сент-Шапель

Построенная Людовиком IX Святым в XIII веке, эта часовня не была первым храмовым сооружением на территории архитектурного комплекса королевского дворца. На ее месте ранее стояла часовня Сент-Никола, воздвигнутая еще в начале XI века. Людовик, начавший планомерное превращение фортификационного укрепления в хранилище святынь, добытых крестоносцами, которые он приобретал за большие деньги, начал строительство нового храма. Сент-Шапель стала уникальным реликварием, который возвеличил Людовика в глазах западного христианского мира. Ни один из монархов не мог похвастаться обладанием, к примеру, частицы Святого Креста, вывезенного из Константинополя. Коллекция святынь, хранящихся в Сент-Шапель, была поистине уникальной. Надо отметить, что строительство самой часовни обошлось Людовику втрое дешевле, чем приобретение хранящегося в ней тернового венца. При своих сравнительно небольших размерах, часовня являет собой прекрасный образец готической архитектуры. Внутренний интерьер ее богато украшен стрельчатыми витражными окнами и скульптурными композициями. На первый взгляд может показаться, что храм целиком состоит из цветных витражей, а утонченные высокие каменные конструкции являются для них оправой. Помимо хранилища реликвий, часовня Сент-Шапель была также местом молитв королевской семьи.

Часовня сильно пострадала в революционные годы. Внутреннее ее убранство и большинство экспонатов коллекции было разграблено и утеряно. Часть скульптур удалось сохранить, а терновый венец в настоящее время хранится в Нотр-Дам де Пари. В начале XIX век в часовне оборудуют архив, в результате чего была утрачена часть уникальных витражей нижнего яруса. В последние годы Сент-Шапель пережила масштабные реставрационные работы, которые воссоздали ее первозданный облик.

Зал Ратников — La salle des Gardes

Уникальный образец светской готической архитектуры, масштабный четырехнефный зал Ратников был построен в начале XIV века и служил пиршественным залом, а в обычные, непраздничные дни, здесь обедала гвардия короля. Общая площадь зала составляет 2 000 кв.м., а высокие своды его поддерживаются 70 колоннами.

Огромное пространство отапливалось четырьмя каминами. Из зала напрямую можно попасть в королевскую кухню, куда продукты доставлялись баржами по водам Сены, и подавались через специальное окно. Четыре очага этой кухни были предназначены для приготовления определенного рода продуктов – на одном из них готовилось мясо, на другом – птица, третий служил для приготовления рыбных блюд, на четвертом готовились овощи. На «мясном» очаге кухни одновременно можно было зажарить две бычьи туши. В зале Ратников представлена часть мраморного пиршественного стола, за которым могли обедать более 2 000 человек.

На сегодняшний день от кухонного флигеля остался только первый этаж. Был построен при правлении Жана Доброго во второй половине XIV века.

Главным предназначением помещения — было хранение продуктов, которые поступали сюда с судов, идущих по Сене. Здесь же находился обслуживающий короля персонал.

Караульный (Гвардейский) зал

Большие королевские покои, в которых собирался совет и принимались судьбоносные решения, а в революционные годы выносились многочисленные смертные приговоры, к сожалению, не сохранился до наших дней. Судить о его масштабах можно по уцелевшей прихожей, которой и является Караульный зал.

Время его постройки совпадает с возведением Зала Ратников, он имеет тот же готический стиль, но по размерам сильно уступает пиршественному залу. Его площадь – 300 м.кв. Уровень пола нижних средневековых залов дворца намного ниже нынешнего уровня земли, культурный слой которого несколько поднялся за прошедшие со времен основания замка века.

Парижская улица — La rue de Paris

Одно из самых мрачных мест замка, названное так в честь палача по фамилии де Пари. Когда-то это место было частью Зала Ратников, но в XV веке, когда дворцовый комплекс окончательно был превращен в тюрьму, часть пиршественный залы отгородили.

В этой темной части замка отбывали наказание самые бедные заключенные, страдавшие здесь от антисанитарии и болезней.

Камера одиночка Марии-Антуанетты

Легендарное место, где находилась в заключении Мария Антуанетта.

Здесь воссоздан интерьер самой одиночной камеры, где можно видеть фигуры сидящей спиной королевы, и двух постоянно следивших за ней жандармов. Считается, что здесь же провел свои последние часы Робеспьер.

Часовня Марии Антуанетты

Из самых поздних достопримечательностей дворцового комплекса, связанных с революционными событиями, следует отметить часовню Марии-Антуанетты,

Коридор заключенных

Также примечателен так называемый «коридор заключенных», который был местом самостоятельных прогулок узников тюрьмы. Здесь же находилась специальная комната, где перед казнью у приговоренных отбирали все их личные вещи в фонд поддержки революции, а также обрезали волосы на затылке для удобства палача. Также из соображений удобства часть волос осужденных оставлялись в неприкосновенности, чтобы палачу было сподручнее поднимать отрубленные головы. В коридоре заключенных имеется комната надсмотрщика, который следил за перемещениями узников, составлял списки тех, кого отправляли на казнь и вновь прибывших.

Мрачные тюремные коридоры и камеры оформлены восковыми фигурами, изображающими заключенных и надсмотрщиков, которые дополняют и без того реалистично воссозданную атмосферу революционного террора.

Можно осмотреть зал, построенный на месте королевской молельной, где в 1793 году перед казнью пировали представители партии Жирондистов.

По традиции революционного времени, осужденные на смерть заключенные имели право устроить перед казнью пир. В память об этом, зал носит название «Часовня Жирондистов».

Сохранился «Женский двор» тюрьмы с фонтаном в центре. Выпущенные на прогулку узницы стирали в нем свою одежду. Здесь же заключенные, после приговора, ожидали телег, которые группами по 12 человек отвозили их к месту казни.

В тюремных коридорах можно ознакомится со списком заключенных Консьержери, а также здесь имеется экспозиция исторических документов и прочих экспонатов, посвященная пяти векам истории замка после того, как он превратился из королевской резиденции в тюрьму.

Башни замка

Дворец насчитывает четыре башни, каждая из которых имеет свою историю и хранит свои тайны.

Башня Бонбек

Старейшая из дошедших до нашего времени башен замка – Бонбек – была построена на северной стороне дворцовой стены в правление Людовика Святого, в XIII веке. Она представляет собой характерный пример классической средневековой зубчатой башни и имеет круглую форму. В XV веке, когда дворец уже стал тюрьмой, зубчатое навершие башни было дополнено остроконечной крышей.

Бонбек стала одним из самых мрачных и зловещих мест в Консьержери – здесь находились пыточные камеры, где с целью получения признания, к узникам применялись разнообразные страшные инструменты. Крики несчастных, подвергавшихся пыткам, разносились по всему замку. Вероятно, отсюда и произошло название башни, которое в переводе со старо-французского означает «Хороший клюв». Считается, что заключенных пытали до тех пор, пока из их «клювов» не начинали литься нужные правосудию песни. Также известен перевод названия Бонбек как «Башня болтунов».

Пережив чудесным образом все последующие перестройки, архитектурные преобразования в правление Филиппа Красивого, а также стихийные бедствия последующих веков, сильно изменившие внешний облик Консьержери, башня Бонбек сохранила свой исторический вид практически без изменений.

Башня Цезаря и Серебрянная башня

Башня Цезаря была построена в ходе реконструкции и расширения замковых сооружений при Филиппе IV Красивом, в конце XIII века, под руководством Ангеррана де Мариньи. Массивная круглая башня с остроконечной крышей получила свое название в честь прославленного римского императора, в память о римском периоде в истории Парижа, когда Галлия была частью Империи. По неподтвержденной версии, башня построена на месте древнеримской резиденции.

Поскольку реконструкция замка при Филиппе IV имела целью не только сделать его одним из самых роскошных дворцов Европы, но и сконцентрировать всех должностных лиц Франции вокруг королевской резиденции, новые постройки должны были вместить в себя административные службы. В башне Цезаря разместился архив уголовных дел, и здесь же проходили заседания советников, которые выносили вердикты и приговоры по уголовным делам. Позже архив по уголовным делам был перемещен в другое место, ближе к Следственной палате.

В настоящее время у башни Цезаря (слева на фото) находится вход на территорию музея архитектурного ансамбля Консьержери. В средневековье вход в замок располагался между двумя башнями-близнецами – башней Цезаря и Серебряной башней.

Серебряная башня, построенная также во времена правления Филиппа IV, располагается правее башни Цезаря, практически вплотную к ней. Она также имеет круглую форму, почти что повторяя архитектуру своей соседки. Некогда северный фасад замка, включая его башни, омывался водами Сены, что делало замок еще более непреступным. Набережная была построена только в XVI веке.

В башне, по преданию, хранилась королевская казна – отсюда и произошло название «серебряная». Однако, у нее было и другое, менее романтичное предназначение. Будучи по соседству с башней Цезаря, куда был помещен архив по уголовным делам, Серебряная башня вместила в себя главный по значимости и объему гражданский архив. Другие названия башни: «Башня Парламента», или «Башня Большой Палаты». Сотрудники обоих архивов (по гражданским и уголовным делам), считая свое ведомство важнее соседнего, называли вверенное им учреждения просто «Башня», как-бы игнорируя наличие друг друга.

В настоящее время, три круглые башни Консьержери, с крышами конической формы, придают внешнему облику замка образ непреступной военной твердыни, а всей набережной — вид декорации для средневекового рыцарского романа.

Самая поздняя и самая высокая из замковых башен – Часовая – была возведена во второй половине XIV века. Ее высота – чуть меньше 50 м. Это единственная башня Консьержери, которая имеет не круглую, а прямоугольную форму. Изначально ее венчал фонарь, а позднее – серебряный колокол. Служила башня наблюдательным пунктом для замковой охраны.

Часы на ней появились при Карле V, в 1370 году. Для их создания был приглашен немецкий мастер часовых дел, Генрих Вик. Это были первые общественные часы Парижа, которые стали символом важности соблюдения дисциплинарных норм службы, поскольку именно в это время замок перестал быть королевской резиденцией, полностью превратился в административное учреждение и перешел в ведение консьержа.

В конце XVI века Генрих III заменил циферблат часов на новый, который был выполнен знаменитым мастером Жерменом Пилоном. Часы были украшены статуями, изображающими Закон и Правосудие. В годы революции фигуры сильно пострадали, но затем были отреставрированы. Интерьер башни менялся несколько раз за время ее существования.

Надпись на циферблате гласит: «Этот механизм, разделяющий время на 12 равных и справедливых частей, учит охранять Правосудие и защищать Закон».

Билеты:

Взрослый: 8,50 евро

Детский: 5,50 евро

Беслатно проходят дети до 18 при семейном визите, молодежь — члены ЕС, но не граждане Франции, до 26 лет, пенсионеры, инвалиды.

Как добраться

Адрес: 2 Boulevard du Palais, Paris 75001
Телефон: +33 1 53 40 60 80
Сайт: conciergerie.monuments-nationaux.fr
Метро: Cité
Поезд RER: Saint-Michel - Notre-Dame
Время работы: 9:30-18:00

Цена билетов

  • Взрослый: 9 €
  • Льготный: 7 €
Обновлено: 16.11.2018

Мрачное здание Консьержери вытянулось вдоль набережной Часов. Круглые башни с коническими крышами выглядят декорацией к рыцарскому роману - грозный боевой замок посреди сегодняшнего Парижа. Сначала Королевский Дворец, а затем тюрьма - Консьержери сыграл свою злую роль в период Французской Революции и Эпохи Террора. Расположенный на западной стороне острова Сите дворец Консьержери начал свое существование в качестве королевской резиденции под названием Дворец Сите. Это живописное место было выбрано Филипп IV в начале 14го столетия. Он хотел построить дворец, отражающий его богатство и величие. В период Средневековья сооружение считалось одним из величайших в своем роде.

Тем не менее, уже в конце 14го столетия Карл V сменил резиденцию, переехав в Лувр. Дворец Сите (включавший также Палаты Правосудия и часовню Сент-Шапель) в итоге превратился в Консьержери и был передан парламенту под королевские административные офисы. Управление дворцом было передано Консьержу, управлявшему также городской полицией.


В 1391 дворец Консьержери стал тюрьмой, принимавшей как обычных, так и политических осужденных. Богатым заключенным давали самые лучшие камеры в бывшем дворце, в то время как обычным узникам приходилось спать в темном, кишащем крысами подземелье, где они очень быстро умирали от чумы и других болезней. Несколько фрагментов Консьержери сохранились со времен Средневековья: Серебряная Башня, где размещалось королевское казначейство, башня Цезаря, названная в честь римских императоров и Башня Бонбек, где находилась камера пыток.

Консьержери в Эпоху Террора

Французская Революция (1789-1799) стала одним из самых кровопролитных периодов во французской истории. В этот период Консьержери обрела свою печальную славу как место, где заключенные ждали отправки на гильотину. Здесь же был устроен революционный трибунал, осуждавший оппонентов Французской Революции. Согласно записям, Трибунал проходил в Большом Зале Консьержери в период с апреля 1793 по май 1795 года, отправив на гильотину более 2600 узников. По иронии судьбы, основатель Трибунала Максимилиан Робеспьер сам оказался узником Консьержери и был обезглавлен в 1794. Среди знаменитых узников была также Мария Антуанетта. На фото ниже вы можете увидеть её камеру:


Когда Революция завершилась, Консьержери продолжала оставаться местом заключения известных узников, включая Наполеона III. Обширная реконструкция дворца состоялась в середине девятнадцатого века, включая преобразование камеры Марии Антуанетты в часовню. Здание было списано со служебного пользования в 1914 и открылось для общественности в качестве национального исторического памятника. Консьержери остается популярной достопримечательностью Парижа, хотя доступ к большей части здания до сих пор ограничен.





Название Консьержери произошло от должности. Консьержем именовался дворянин, которому после переезда королей в Лувр было поручено управлять бывшим дворцом и собирать арендную плату с владельцев лавок, мастерских и прочих, порой сомнительных заведений, снимавших помещения в здании бывшего дворца. Когда здание было превращено в тюрьму, консьерж собирал плату с заключённых за пользование камерами-одиночками и за прокат мебели в них.


Отсюда отправлялся в 1189 году в третий крестовый поход король Филипп-Август вместе со своим родичем и союзником английским королём Ричардом I Львиное Сердце. А за полтора века до того жила королева Франции, дочь киевского Великого князя Ярослава Мудрого Анна, жена Генриха I.

При Филиппе IV Красивом, прозванном Железным Королём, дворец был расширен. В нем построили Зал Стражей - сводчатое помещение в стиле ранней готики, и грандиозный Зал Вооруженных площадью около 2 тыс. кв. м. Этот невероятный зал, законченный в 1315 году, имеет длину более 70 метров. Своды его держатся на 69 пилястрах и колоннах. Из зала широкий арочный пролёт выводит в дворцовую кухню, прозванную столетием позднее Кухней Св. Луи, хотя она была построена при короле Жане Добром в 1350 г. Четыре угла кухни срезаны четырьмя каминами, в каждом из которых жарились на вертелах по два быка.


В двухтысячеметровом зале на королевских пирах размещались приглашенные гости за П-образным бесконечной длины столом. Зал был одновременно и пиршественным, и тронным, и бальным: в нём, отодвинув столы к стенам, танцевали медленную торжественную павану, а в перерывах между танцами слушали пенье менестрелей под звуки арф. Быков же для обедов этих, как и прочие припасы, доставляли по Сене на баржах и перегружали в кухню прямо через специальное окно с блоком.

Башни Консьержери носят названия Башня Часов, Бонбек, Цезарева и Серебряная. За башней Бонбек открывается проход в помещения Трибунала, где в дни якобинской диктатуры и заседал революционный трибунал.


Тюрьмой Консьержери стал вскоре после переезда первых королей династии Валуа в Лувр в 1370-х годах. Но обычно эта новая тюрьма пустовала: высокопоставленные узники содержались, как правило, в Бастилии, а тут держали воров и бродяг, которых в те времена было в тюрьмах меньше, чем благородных узников. Из государственных преступников содержали здесь только не дворян, и то много позднее.

По злой иронии судьбы одним из первых узников Консьержери оказался Ангеррану де Мариньи - тот самый, которому Филипп Красивый поручил строительство нового дворца. При наследнике Людовике Х Сварливом он впал в немилость и был казнен в 1314 году. Граф Габриэль де Монтгомери, смертельно ранивший Генриха II, через несколько лет оказался в Консьержери за то, что примкнул к движению Реформации и противостоял Карлу IX. Казнён в 1574 году. Религиозный фанатик Франсуа Равальяк попал в тюрьму через два дня после убийства Генриха IV, его пытали “сапогами”-колодками. После суда его подвергли публичным пыткам, а затем четвертовали с помощью четырех лошадей. Знаменитая отравительница Мари-Мадлен д’Обре, маркиза де Бренвилье в 1676 подвергнута пытке водой, обезглавлена на Гревской площади. Отчаянный разбойник Картуш сидел в башне Монтгомери, выдержал пытки сапогами, но перед колесованием выдал своих сообщников в том числе и из дворянской знати. Был обезглавлен в 1721 году. Страшные пытки вынес Роберт Франсуа Дамьен за покушение на убийство Людовика XV. Он был четвертован. Графине де Ламотт за мошенничество и историю с “Ожерельем королевы” после суда каленым железом выжгли “V” (фр. voluer - вор), публично наказали розгами и отправили в тюрьму Сальпетриер, откуда она сбежала.


Именно здесь находилась в заточении перед казнью Мария-Антуанетта. Кстати, камера, в которой держали Марию Антуанетту, приняла год спустя другого узника. По странной случайности им оказался сам Робеспьер, которого кинули туда раненным после переворота 9 термидора. И тем же путём на ту же гильотину вывезла его скрипучая фура из железных ворот Консьержери. При выходе из камеры бывший диктатор разбил себе лоб о притолоку двери: он забыл, что это по его же приказу притолока была специально сделана ниже роста высокой Марии-Антуанетты, “чтобы заставить гордую австриячку кланяться всякий раз при входе и выходе”, как писал Робеспьер в своем декрете.

Но в дни Робеспьера социальный состав населения тюрьмы изменился. Если еще в 1790-91 годах в первый период революции в огромном зале пара десятков воров играли в пятнашки или в чехарду, как пишет современник, то в 1793 году тут было помещено более тысячи человек. Рядом, в Зале стражей, находились дамы. Достаточно было в те дни просто принадлежать к аристократии, чтобы двери Консьержери распахнулись перед вами. Но отсюда уже не выходили, а только выезжали на огромной скрипучей фуре, которая везла по мостам и набережным под улюлюканье черни к тому месту, где в тот день стояла гильотина. Площадей и любопытных в Париже было много, а гильотина - одна, и её регулярно перевозили с места на место.

Список из 2780 имен обезглавленных можно увидеть на стене музея Консьержери в помещении трибунала. Вице-президент Революционного трибунала Коффиналь, бессменный судья и он же зачастую прокурор в одних и тех же “процессах”, лично отправил на гильотину две тысячи из этих 2780 человек. Но кроме гильотинированных погибло прямо в тюрьме несколько десятков человек, когда в сентябре 1792 г. во внутренний двор ворвалась подогретая якобинцами толпа. Ворвавшиеся вытаскивали первых попавшихся узников, чтобы тут же их повесить. Стража, естественно, на помощь “врагам народа” не спешила.

Перед тем как взойти на фуру, узники, особенно женщины, обязаны были пройти через Туалетный Зал. Последний “туалет” был просто обыском, при котором отбирались все, не отнятые во время предыдущих обысков, драгоценности, затем женщинам стригли волосы и отбирали одежду, давая взамен холщовые балахоны. Так что Робеспьер и его товарищи уже изобрели то, что стало позором середины ХХ века. Только масштабы ещё были не те…


Эта первая во Франции государственная тюрьма была ликвидирована только в начале Первой мировой войны.


Здание Консьержери слито в один ансамбль с огромным, торжественным и довольно неуклюжим Дворцом Юстиции.