"вим-авиа" назвала владельца. Где владельцы «ВИМ-Авиа»? Кто собственник вим

Хоровод денег. Как семья владельца "ВИМ-авиа" сбрасывала активы перед крахом

Консалтинговую фирму Рашида Мурсекаева за месяц до краха авиабизнеса обанкротил его знакомый Сергей Галан , а дочь Мурсекаева продала Галану свою топливную компанию. Следователи по делу "ВИМ-авиа" выясняют, как совладельцы довели авиакомпанию до краха и куда они могли спрятать активы и деньги. Не исключено, что Рашид Мурсекаев догадывался о скором крахе авиабизнеса и загодя выводил активы, в том числе через родственников и доверенных лиц. По одной из версий, деньги шли в Люксембург – там у зятя Мурсекаева (или у его полного тёзки) обнаружился офшор. А дочь Мурсекаева продала свою топливную фирму с миллиардными оборотами за несколько недель до коллапса "ВИМ-авиа". Месяцем раньше обанкротили фирму, которая создавалась для управления финансами перевозчика. В обоих историях участвовал давний деловой партнёр Мурсекаевых Сергей Галан.

Крепкие узы семейного бизнеса

Большая часть фирм Рашида Мурсекаева завязана на семью. Даже в "ВИМ-авиа" основной владелец не он, а супруга Светлана. Две его сестры, к примеру, владели компаниями, действующими на рынке недвижимости.

Рашид Мурсекаев

А в 2014-м в бизнес подалась и дочь бизнесмена. Анна Амбросова (Мурсекаева) ещё на четвёртом курсе МГИМО основала топливную компанию "ФТ интернешнл". Уже через два года после создания "ФТ интернешнл" зарабатывала 2,5 млрд в год. Вторым совладельцем стал муж Анны, 25-летний выпускник Высшей школы экономики Николай Амбросов. Он – сын давнего делового партнёра Мурсекаева, Евгения Амбросова . Вместе они в начале нулевых управляли крупным морским хабом России – "Дальневосточным морским пароходством". Предположительно, топливная фирма дочери зарабатывала в том числе и на продаже керосина в аэропорту Братск в Иркутской области. Этим аэропортом давно владеет семья Мурсекаевых – сначала через контору "Инвест холдинг", а теперь через "ВИМ-авиа".

Братск – маленький, но важный хаб, который используют трансатлантические рейсы для дозаправки, а российское МЧС – для тушения пожаров в тайге и для наблюдательных полётов. "ВИМ-авиа" же он был нужен как перевалочный пункт для дозаправки и техобслуживания своих китайских рейсов: они начинали свой бизнес с чартерных рейсов в Китай. А этот аэродром на полпути из Москвы в Китай. На нём, говорят эксперты, можно зарабатывать за счёт продажи топлива.

– Основной заработок там – заправка вертолётов и самолётов, – считает руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак .

Несмотря на хорошие финансовые показатели, в августе этого года Анна Амбросова с мужем неожиданно решили продать "ФТ Интернешнл". Интересно, что у авиакомпании отца к тому времени как раз начинались проблемы с долгами за авиационный керосин. Если предположить, что Мурсекаевы догадывались о скором коллапсе и готовились к бегству за границу, то этот шаг выглядит как избавление от российских активов. Особенно учитывая личность покупателя. Им стал московский бизнесмен Сергей Галан – давний знакомый семьи. Офисы его фирм даже расположены в том же бизнес-центре, что и у Мурсекаевых.

Интересно, что за месяц до выкупа "ФТ Интернешнл" Галан через подконтрольный ему "Технополис" обанкротил ту самую компанию Мурсекаевых, которая изначально владела аэропортом Братск. Речь об "Инвест холдинге". Мурсекаевы создали его 10 лет назад для управления активами и ценными бумагами, словом, для управленческой и операционной поддержки "ВИМ-авиа". Согласно базе Kartoteka.ru, в прошлом году "Инвест холдинг" показал чистую прибыль в 9 млн рублей. Однако почему-то ему не хватило миллиона на то, чтобы вовремя погасить некие обязательства перед "Технополисом". В судебных материалах не говорится, за что именно задолжал "Инвест холдинг".

Офшорные широты

Интерес у следствия могут вызвать и зарубежные активы семьи. Одно время авиакомпанией на 20% владела фирма из Лихтенштейна под названием Hercules Partners Fund . Это может говорить как минимум о том, что у Мурсекаевых там есть связи, а как максимум – что туда выводилась часть прибыли.

А сейчас благодаря базе данных Mossack Foneska удалось выяснить, что человек с таким же именем и фамилией, как у зятя Мурсекаева, связан с офшором в Люксембурге. Это фирма под названием Aloma S.A. Николай Амбросов – её бенефициар. А владелец акций – некая структура под названием The Bearer. Примечательно, что одно из значений этого слова – "опора авиационного двигателя". Следствию предстоит выяснить, действительно ли фирму контролирует зять Мурсекаева или просто его однофамилец. Для этого в Люксембург могут отправить запрос по линии Интерпола.

Aloma выбрала своим банком-корреспондентом крупнейший французский Credit Agricole. "Банк-корреспондент" означает, что через него осуществлялись все расчёты, и, скорее всего, в нём же хранятся средства компании. Она расположена в том же здании, которое занимает люксембургский филиал банка.

Эксперты разделились

Одни эксперты говорят, что весь этот путь банкротств, смен владельцев и офшоров мог служить для вывода активов. Мурсекаевы понимали, что авиакомпании может скоро прийти крышка, и готовили почву для отхода. Так, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что владельцы "ВИМ-авиа" и не планировали спасать авиакомпанию.

– Владельцы "ВИМ-авиа" действовали по известной мошеннической схеме. Набрали кредитов под гарантии имущества (лайнеров) в четырёх банках (по предварительным данным следствия, это Сбербанк, "Абсолют банк", "ВТБ" и "Зенит"), – рассказал Лайфу Кирилл Кабанов. По словам председателя НАК, скорее всего, большинство денежных средств банков Мурсекаевы вывели за границу. И процесс этот начался не сейчас, а года три назад, когда владельцы начали оформлять кредиты в крупных российских банках, считает Кабанов.

– Есть вопросы к надзирающим органам, которые плохо контролировали движение средств с банковских счетов авиакомпании, – отмечает глава НАКа.

Впрочем, другие специалисты полагают, что Мурсекаевы не планировали спешно покидать страну. По мнению эксперта, главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого , скорее всего, причиной краха "ВИМ-авиа" стала нехватка оборотных средств из-за желания заработать максимум в высокий сезон.

– Владельцы не рассчитали свои финансовые возможности. Денег, которые авиакомпания получила за проданные билеты в осенне-зимний сезон, оказалось недостаточно, чтобы расплатиться с кредиторами, – предполагает Синицкий. – Мог возникнуть кассовый разрыв, и дальше всё просто посыпалось.

Синицкий уверен: Мурсекаевы надеялись, что их поддержат кредитами банки, а аэропорт Домодедово продолжит обслуживать в долг.

– Осень – финансово всегда сложное время года, и владельцы "ВИМ-авиа" не смогли найти выхода из сложившейся ситуации, – резюмирует собеседник. – Но, похоже, они до последнего боролись за живучесть компании и заранее не планировали уезжать из России.

Улетел, но не обещал вернуться

Планировали Мурсекаевы покидать страну или нет, но они это сделали. По данным СК, семья вылетела из России в начале прошлой недели. Предположительно, они улетели в Турцию сразу после того, как публично объявили о доследственной проверке СК. Турция обычно довольно охотно сотрудничает с российским силовыми структурами. Поэтому Лайф в предыдущем материале о "ВИМ-авиа" предположил, что семья может из Турции перебраться в ОАЭ, Великобританию или в Узбекистан.

В России у них остались некоторые недвижимые активы. Так, Светлана Мурсекаева прописана в апартаментах в двух шагах от Арбата. Долями в этой квартире владеют сын Мурсекаева Рашид и дочь Анна. Доходный дом в Скатертном переулке построили в начале прошлого века, а в нулевых отреставрировали и сделали клубным. Теперь в нём всего 12 квартир, каждая в среднем по 200 квадратных метров и ценой не ниже 200 млн. От Арбата по московским пробкам дети Мурсекаевых добирались до места своей учёбы. Оба поступили в МГИМО. Причём Рашида рекомендовали к зачислению всего с 65 баллами за ЕГЭ по русскому языку.

Мурсекаев-младший, в отличие от сестры, ещё не закончил учёбу. По пути в университет он порой нарушает правила дорожного движения. Он лихачит, ездит по встречке и проявляет неуважение к другим водителям. В начале 2017-го он не уступил дорогу машине со спецсигналами. Об этом говорится в материалах столичных судов. Правда, там не сказано, кому точно Рашид не уступал дорогу – "скорой" или полиции. Лайф по судебной базе насчитал у него четыре штрафа на сумму 18 тысяч. Он не оплачивал их вовремя, отчего сумма штрафа удваивалась и ложилась на парня долговым бременем.

В этом смысле Мурсекаев-младший пошёл по стопам отца. Проблемы у Мурсекаева-старшего начались тоже из-за долгов. Это привело к коллапсу его бизнеса, уголовным делам, а тысячи наших соотечественников не могли вовремя вернуться домой. Первая волна претензий обрушилась на его компанию в мае: перевозчик задержал десятки чартерных рейсов по всей стране. Тогда компания оправдывалась тем, что якобы не все самолёты успели вернуться с планового обслуживания.

Вторая волна оказалась для компании и последней. Поставщики топлива и аэропорты заявили, что "ВИМ-авиа" задолжала им более полумиллиарда и больше заливать горючку в долг они не намерены. А в августе-сентябре к "ВИМ-авиа" стали предъявлять претензии все ведомства: Ространснадзор, Росавиация, Роструд, Генпрокуратура, Следственный комитет. Ространснадзор пенял на то, что компания нарушала условия и сроки обслуживания самолётов. Генпрокуратура и Роструд обнаружили космические – более чем в 200 млн – долги по зарплате.

А Следственный комитет вообще возбудил на бухгалтера и гендиректора уголовное дело о мошенничестве. Следствие считает, что авиакомпания знала о нехватке средств на топливо для полётов, но всё равно продавала пассажирам билеты. Из-за этого имущественный вред был нанесён как минимум 2997 пассажирам. Всего же на курортах за рубежом и в РФ из-за коллапса застряло более 40 тыс. пассажиров . Ещё когда претензии СК были на стадии доследственной проверки, семья Мурсекаевых и сбежала за границу.

В пятницу президент Владимир Путин заявил курирующему транспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу , что тот не справляется с ситуацией. А к министру транспорта Максиму Соколову вообще применил дисциплинарные меры – подписал указ о неполном служебном соответствии. Президент раскритиковал подход Минтранса к выработке критериев, по которым ведомство оценивает работу перевозчика.

Скандал вокруг «ВИМ-Авиа» высветил всю сущность капитализма

Путин устроил РАЗНОС министрам из-за проблемы с "ВИМ-Авиа" 28.09.2017

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Проблемная авиакомпания "ВИМ-Авиа", из-за мошеннических действий руководства которой на зарубежных курортах застряли около 38 тыс. пассажиров, а кредиторская задолженность превысила 7 млрд рублей, лишилась своего менеджмента и владельцев.

Генеральный директор "ВИМ-Авиа" Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева задержаны в рамках дела о крупном мошенничестве, говорится в сообщении на сайте Следственного комитета РФ. В ближайшее время обоим фигурантам будет предъявлено обвинение, после чего следствие планирует ходатайствовать перед судом об избрании в их отношении меры пресечения.

А совладельцы "ВИМ-Авиа" Рашид и Светлана Мурсекаевы "поспешно покинули страну, и, по имеющейся у следствия информации, находятся за границей", отметили в СК. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения. "В настоящее время продолжаются следственные действия, направленные на установление всех лиц, причастных к хищению денежных средств, и обстоятельств преступления", говорится в сообщении пресс-службы.

Супруги Мурсекаевы будут объявлены в розыск по уголовному делу о мошенничестве, сообщили ТАСС в правоохранительных органах. "Их местонахождение пока не установлено. Они будут объявлены сначала в федеральный, а затем, возможно, и в международный розыск", - сказал собеседник агентства. По его словам, Рашид Мурсекаев в четверг должен был явиться на допрос к следователю, накануне ему была направлена повестка.

В рамках возмещения ущерба пострадавшим от этого мошенничества будет наложен обеспечительный арест на имущество совладельцев и руководства компании. Вскоре им может быть заочно предъявлено обвинение и выдана санкция на заочный арест.

Накануне ТАСС сообщили в правоохранительных органах, что следователи допросили Александра Кочнева в качестве свидетеля по делу, а затем его повторно вызвали на допрос. Источник в четверг уточнил, что гендиректор был задержан по результатам допроса в СК. "Это был повторный допрос, накануне его допросили как свидетеля, к следователям он явился сам", - сказал собеседник агентства.

После массовых задержек и отмен рейсов авиакомпании "ВИМ-Авиа" было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере"). Официальный представитель СК РФ Светлана Петренко сообщила, что по поручению главы ведомства Александра Бастрыкина дело было передано в центральный аппарат СК.

По данным следствия, с 22 сентября должностные лица авиакомпании, заведомо зная, что средств для закупки топлива не хватает, в том числе в аэропорту Домодедово, не имея договоров с другими поставщиками и, таким образом, не обладая возможностью перевозить пассажиров, продолжали продавать билеты на рейсы. В итоге руководством было получено более 1 млн рублей.

На этой неделе "ВИМ-Авиа" признала, что у нее нет средств для продолжения операционной деятельности, после массовых задержек рейсов из-за задолженности за топливо примерно в 500 млн рублей. Авиакомпания попросила Минтранс "рассмотреть возможность срочного предоставления госгарантий" на 800-840 млн рублей для оплаты топлива и организации вывоза пассажиров из-за рубежа. Владелец компании Рашид Мурсекаев опубликовал видеообращение, в котором извинился перед пассажирами за задержки рейсов из-за нехватки средств.

Самолеты "ВИМ-Авиа" были задержаны в аэропортах за долги в России и за границей - в частности, в Испании, Бельгии, Турции и Франции. Во Внуково из Домодедова перелетели только четыре борта из 29. За вторник-среду "ВИМ-Авиа" выполнила всего около 10 рейсов.

Оказавшиеся "невозвращенцами" российские граждане, которые в основном находятся на курортах Турции и Греции, теперь надеются только на помощь других авиакомпаний.

Греческая EllinAir вернет 245 пассажиров "ВИМ-Авиа" из Ираклиона в Москву, передает ТАСС. Кроме того, к вывозу пассажиров планируется подключить авиакомпанию "Ямал" и "Сибирь".

Для вывоза туристов из Антальи 28 сентября будут задействованы три самолета "ВИМ-Авиа", которые были выпущены накануне из аэропорта Домодедово с дозаправкой во Внуково. Они совершат по два оборотных рейса для доставки из Турции порядка 1,5 тыс. пассажиров.

В Росавиации сообщают, что российским авиакомпаниям, которые перевезут пассажиров регулярных рейсов "ВИМ-Авиа", будет выделено около 200 млн рублей из федерального бюджета на 2018 год. Однако речь идет только о внутренних рейсах "ВИМ-Авиа".

Сама "ВИМ-Авиа", которой Минтсранс на полмесяца восстановил пассажирские авиаперевозки под свои гарантии, также получит от государства полмиллиарда рублей субсидий на авиаперевозку. Впрочем, эксперты уверены, что такие вливания компанию не спасут и это всего лишь отсрочка ее неизбежного конца существования.

В настоящее время у "ВИМ-Авиа", замыкающей топ-10 авиакомпаний РФ по объему пассажирских перевозок, есть шесть банков-кредиторов, а ее долг составляет примерно 7 млрд рублей.

В ночь на четверг было объявлено , что самолеты "ВИМ-Авиа" будут выполнять полеты до середины октября. Пассажирам с датой выполнения регулярного рейса с 16 октября и позже рекомендовано для возврата денег сдавать билеты по месту их приобретения.

В среду Владимир Путин на совещании с членами правительства объявил главе Минтранса Максиму Соколову о неполном служебном соответствии из-за ситуации с "ВИМ-Авиа", а курирующего проблемы транспорта вице-премьера Аркадия Дворковича обвинил в недостаточном внимании к отрасли.

Владельцами "ВИМ-Авиа" являются Светлана и Рашид Мурсекаевы. По данным системы "СПАРК-Интерфакс", выручка компании в 2016 году составила 17,17 млрд рублей, при этом компания отразила в отчетности по РСБУ небольшую прибыль - 89 млн рублей. Согласно данным "СПАРКа", Светлана Мурсекаева недавно заложила часть своей доли ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа" - 5% уставного капитала - в банке "Зенит".

Москва, новости 27 сентября 2017. Рашид Мурсекаев предлагал продать авиакомпанию за 1 рубль. Владелец авиакомпании “ВИМ-Авиа” был приглашен на совещание по ситуации вокруг авиаперевозчика утром 27 сентября, на заседание не явился и, вероятно, покинул Россию. Об этом заявил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько, выступая в Госдуме.

Он подчеркнул, что Рашид Мурсекаев предлагал продать авиакомпанию за 1 рубль. 25 сентября компания «Вим-Авиа» объявила о прекращении операционной деятельности и о том, что не может осуществлять перевозки пассажиров из-за задолженностей. По словам главы Росавиации, на том совещании Мурсекаев заявил, что ему «надоело работать в авиации, и он готов за рубль продать свой бизнес».

Нерадько рассказал, что Мурсекаев неоднократно вызывался в Росавиацию, где сообщал о том, что финансово-экономическое состояние авиакомпании стабильно, прекращение операционной деятельности не прогнозируется.

“Однако на прошлой неделе собственник авиакомпании обратился в Росавиацию с просьбой оказать содействие в переговорах с кредиторами о выделении дополнительных заемных средств, для поддержания операционной деятельности”, - отметил Нерадько.

Он подчеркнул, что его ведомство пыталось оказать такую поддержку, но 25 сентября Мурсеков заявил о прекращении деятельности и невозможности осуществлять полеты по России и за границу из-за имеющихся у компании финансовых задолженностей перед поставщиками.

По словам Нерадько, на совещании собственников и кредиторов “ВИМ-Авиа” Мурсекаев заявил, что ему надоело работать в авиации, он готов за рубль продать свой бизнес и расстаться.

“Предполагаю, что его сейчас уже нет на территории Российской Федерации. Предполагаю”, - сказал Нерадько.

Правоохранительные органы не могут связаться с совладельцем компании “ВИМ-Авиа” Рашидом Мурсекаевым. По некоторым данным, он улетел из аэропорта Внуково в Турцию, предположительно в Стамбул.

Рашид Мурсекаев и его супруга Светлана Мурсекаева являются владельцами 100% долей авиакомпании “ВИМ-Авиа”.

Самолеты авиакомпании “ВИМ-Авиа”, которая в настоящее время прекратила чартерные рейсы, арестованы в аэропортах Турции и Бельгии, сообщил глава Росавиации Александр Нерадько, выступая в Госдуме.

“Сейчас понятно, что авиакомпания не сможет своими силами вывезти чартерных пассажиров. За долги ее самолеты арестованы в аэропорту Антальи и Даламан Турецкой Республики, а также в аэропорту Льеж (Бельгия – прим. Ред.)”,- сказал Нерадько.

В настоящий момент, только по данным двух крупных туристических операторов, в ожидании своего вылета в Турции находятся свыше 4 тыс. туристов из Москвы и Санкт-Петербурга, которые должны были улетать на родину рейсами прекратившей все свои чартерные программы авиакомпании “ВИМ-Авиа”. Авиакомпания «ВИМ-Авиа» шести банкам.

Для этих туристов по-прежнему нет свободных емкостей на авиационном рынке и операторы, согласно взятым на себя обязательствам, на настоящий момент не могут гарантировать им вылет к месту постоянного проживания в ближайшие дни. Туроператоры сейчас прилагают все свои силы для нахождения хоть каких-то приемлемых вариантов, но пока что свободных самолетов нет.

Более того, каждый день ожидания прибавляет к указанному количеству новых невылетевших туристов – у очередной группы заканчивается отдых”, – говорится в сообщении Ассоциации.

По мнению заместителя генерального директора туроператора “НТК Интурист” Сергея Толчина, которое приводит АТОР, ситуация однозначно требует экстренного вмешательства государства для решения вопроса.

Ранее сообщалось о том, что из-за проблем с компанией, президент России Владимир Путин объявил главе Минтранса РФ Максиму Соколову о неполном служебном соответствии.

Следователи по делу "ВИМ-авиа" выясняют, как совладельцы довели авиакомпанию до краха и куда они могли спрятать активы и деньги. Не исключено, что Рашид Мурсекаев догадывался о скором крахе авиабизнеса и загодя выводил активы, в том числе через родственников и доверенных лиц. По одной из версий, деньги шли в Люксембург - там у зятя Мурсекаева (или у его полного тёзки) обнаружился офшор. А дочь Мурсекаева продала свою топливную фирму с миллиардными оборотами за несколько недель до коллапса "ВИМ-авиа". Месяцем раньше обанкротили фирму, которая создавалась для управления финансами перевозчика. В обоих историях участвовал давний деловой партнёр Мурсекаевых Сергей Галан.

Крепкие узы семейного бизнеса

Большая часть фирм Рашида Мурсекаева завязана на семью. Даже в "ВИМ-авиа" основной владелец не он, а супруга Светлана. Две его сестры, к примеру, владели компаниями, действующими на рынке недвижимости.

Рашид Мурсекаев

А в 2014-м в бизнес подалась и дочь бизнесмена. Анна Амбросова (Мурсекаева) ещё на четвёртом курсе МГИМО основала топливную компанию "ФТ интернешнл". Уже через два года после создания "ФТ интернешнл" зарабатывала 2,5 млрд в год. Вторым совладельцем стал муж Анны, 25-летний выпускник Высшей школы экономики Николай Амбросов. Он - сын давнего делового партнёра Мурсекаева, Евгения Амбросова. Вместе они в начале нулевых управляли крупным морским хабом России - Дальневосточным морским пароходством.

Предположительно, топливная фирма дочери зарабатывала в том числе и на продаже керосина в аэропорту Братск в Иркутской области. Этим аэропортом давно владеет семья Мурсекаевых - сначала через контору "Инвест холдинг", а теперь через "ВИМ-авиа".

Братск - маленький, но важный хаб, который используют трансатлантические рейсы для дозаправки, а российское МЧС - для тушения пожаров в тайге и для наблюдательных полётов. "ВИМ-авиа" же он был нужен как перевалочный пункт для дозаправки и техобслуживания своих китайских рейсов: они начинали свой бизнес с чартерных рейсов в Китай. А этот аэродром на полпути из Москвы в Китай. На нём, говорят эксперты, можно зарабатывать за счёт продажи топлива.

Основной заработок там - заправка вертолётов и самолётов, - считает руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак.

Несмотря на хорошие финансовые показатели, в августе этого года Анна Амбросова с мужем неожиданно решили продать "ФТ Интернешнл". Интересно, что у авиакомпании отца к тому времени как раз начинались проблемы с долгами за авиационный керосин. Если предположить, что Мурсекаевы догадывались о скором коллапсе и готовились к бегству за границу, то этот шаг выглядит как избавление от российских активов. Особенно учитывая личность покупателя. Им стал московский бизнесмен Сергей Галан - давний знакомый семьи. Офисы его фирм даже расположены в том же бизнес-центре, что и у Мурсекаевых.

Интересно, что за месяц до выкупа "ФТ Интернешнл" Галан через подконтрольный ему "Технополис" обанкротил ту самую компанию Мурсекаевых, которая изначально владела аэропортом Братск. Речь об "Инвест холдинге". Мурсекаевы создали его 10 лет назад для управления активами и ценными бумагами, словом, для управленческой и операционной поддержки "ВИМ-авиа". Согласно базе Kartoteka.ru, в прошлом году "Инвест холдинг" показал чистую прибыль в 9 млн рублей. Однако почему-то ему не хватило миллиона на то, чтобы вовремя погасить некие обязательства перед "Технополисом". В судебных материалах не говорится, за что именно задолжал "Инвест холдинг".

Офшорные широты

Интерес у следствия могут вызвать и зарубежные активы семьи. Одно время авиакомпанией на 20% владела фирма из Лихтенштейна под названием Hercules Partners Fund. Это может говорить как минимум о том, что у Мурсекаевых там есть связи, а как максимум - что туда выводилась часть прибыли.

А сейчас благодаря базе данных Mossack Foneska удалось выяснить, что человек с таким же именем и фамилией, как у зятя Мурсекаева, связан с офшором в Люксембурге. Это фирма под названием Aloma S.A. Николай Амбросов - её бенефициар. Следствию предстоит выяснить, действительно ли фирму контролирует зять Мурсекаева или просто его однофамилец. Для этого в Люксембург могут отправить запрос по линии Интерпола.

Предположительное место регистрации офшора:

Aloma выбрала своим банком-корреспондентом крупнейший французский Credit Agricole. "Банк-корреспондент" означает, что через него осуществлялись все расчёты, и, скорее всего, в нём же хранятся средства компании. Она расположена в том же здании, которое занимает люксембургский филиал банка.

Эксперты разделились

Одни эксперты говорят, что весь этот путь банкротств, смен владельцев и офшоров мог служить для вывода активов. Мурсекаевы понимали, что авиакомпании может скоро прийти крышка, и готовили почву для отхода. Так, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что владельцы "ВИМ-авиа" и не планировали спасать авиакомпанию.

Владельцы "ВИМ-авиа" действовали по известной мошеннической схеме. Набрали кредитов под гарантии имущества (лайнеров) в четырёх банках (по предварительным данным следствия, это Сбербанк, "Абсолют банк", "ВТБ" и "Зенит"), - рассказал Лайфу Кирилл Кабанов.

По словам председателя НАК, скорее всего, большинство денежных средств банков Мурсекаевы вывели за границу. И процесс этот начался не сейчас, а года три назад, когда владельцы начали оформлять кредиты в крупных российских банках, считает Кабанов.

Есть вопросы к надзирающим органам, которые плохо контролировали движение средств с банковских счетов авиакомпании, - отмечает глава НАКа.

Впрочем, другие специалисты полагают, что Мурсекаевы не планировали спешно покидать страну. По мнению эксперта, главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого, скорее всего, причиной краха "ВИМ-авиа" стала нехватка оборотных средств из-за желания заработать максимум в высокий сезон.

Владельцы не рассчитали свои финансовые возможности. Денег, которые авиакомпания получила за проданные билеты в осенне-зимний сезон, оказалось недостаточно, чтобы расплатиться с кредиторами, - предполагает Синицкий. - Мог возникнуть кассовый разрыв, и дальше всё просто посыпалось.

Синицкий уверен: Мурсекаевы надеялись, что их поддержат кредитами банки, а аэропорт Домодедово продолжит обслуживать в долг.

Осень - финансово всегда сложное время года, и владельцы "ВИМ-авиа" не смогли найти выхода из сложившейся ситуации, - резюмирует собеседник. - Но, похоже, они до последнего боролись за живучесть компании и заранее не планировали уезжать из России.

Улетел, но не обещал вернуться

Планировали Мурсекаевы покидать страну или нет, но они это сделали. По данным СК, семья вылетела из России в начале прошлой недели. Предположительно, они улетели в Турцию сразу после того, как публично объявили о доследственной проверке СК.

Турция обычно довольно охотно сотрудничает с российским силовыми структурами. Поэтому Лайф в предыдущем материале о "ВИМ-авиа" , что семья может из Турции перебраться в ОАЭ, Великобританию или в Узбекистан.

В России у них остались некоторые недвижимые активы. Так, Светлана Мурсекаева прописана в апартаментах в двух шагах от Арбата. Долями в этой квартире владеют сын Мурсекаева Рашид и дочь Анна. Доходный дом в Скатертном переулке построили в начале прошлого века, а в нулевых отреставрировали и сделали клубным. Теперь в нём всего 12 квартир, каждая в среднем по 200 квадратных метров и ценой не ниже 200 млн.

Квартира Мурсекаевых в Скатертном переулке:

От Арбата по московским пробкам дети Мурсекаевых добирались до места своей учёбы. Оба поступили в МГИМО. Причём Рашида рекомендовали к зачислению всего с 65 баллами за ЕГЭ по русскому языку.

Мурсекаев-младший, в отличие от сестры, ещё не закончил учёбу. По пути в университет он порой нарушает правила дорожного движения. Он лихачит, ездит по встречке и проявляет неуважение к другим водителям. В начале 2017-го он не уступил дорогу машине со спецсигналами. Об этом говорится в материалах столичных судов. Правда, там не сказано, кому точно Рашид не уступал дорогу - скорой или полиции.

Лайф по судебной базе насчитал у него четыре штрафа на сумму 18 тысяч. Он не оплачивал их вовремя, отчего сумма штрафа удваивалась и ложилась на парня долговым бременем.

В этом смысле Мурсекаев-младший пошёл по стопам отца. Проблемы у Мурсекаева-старшего начались тоже из-за долгов. Это привело к коллапсу его бизнеса, уголовным делам, а тысячи наших соотечественников не могли вовремя вернуться домой.

Первая волна претензий обрушилась на его компанию в мае: перевозчик задержал десятки чартерных рейсов по всей стране. Тогда компания оправдывалась тем, что якобы не все самолёты успели вернуться с планового обслуживания.

Вторая волна оказалась для компании и последней. Поставщики топлива и аэропорты заявили, что "ВИМ-авиа" задолжала им более полумиллиарда и больше заливать горючку в долг они не намерены. А в августе-сентябре к "ВИМ-авиа" стали предъявлять претензии все ведомства: Ространснадзор, Росавиация, Роструд, Генпрокуратура, Следственный комитет.

- Но позвольте, как же он служил
в очистке? - Я его туда не назначал.
Ему господин Швондер дал рекомендацию.
Если я не ошибаюсь.
- Это он? - Он самый.
Только, сволочь, опять оброс.


Отличная компания
Образована в 2002 году, в 2003-м приобрела первые 4 самолета.
А потом понеслось - в 2004-м компания приобрела уже 12 боингов и стала ведущим чартерным перевозчиком России на самых массовых направлениях - Турция, Египет, Тунис. Затем еще 4 боинга - и уже полеты в Западную и Восточную Европу.
В 2007-м году "ВИМ-авиа" стала компанией номер один на рынке чартерных перевозок.
В 2008-м начали летать под эгидой ООН. А в 2011-м они стали первыми среди компаний, летающих от ООН.
В 2013-м компания перевезла полтора миллиона пассажиров и выполнила почти 9 000 рейсов.
В 2015-м году перевезла уже 1 600 000 пассажиров и выполнила более 11 000 рейсов, из них 10 500 не чартерных, а регулярных.
А в 2016-м году - уже более двух миллионов пассажиров.
И все это время они покупали, покупали, покупали самолеты.
17 боингов и 6 аэробусов. Из которых 4 в собственности, а остальные в лизинге...
И вдруг при таких успехах все внезапно закончилось..
Компания банкрот.

Да-да. Есть такая компания. Небольшая ООО-шка, владеют которой муж и жена Светлана и Рашид Мурсекаевы. Уставный капитал компании - 50 000 рублей (пятьдесят тысяч рублей). Не смейтесь. Так и есть. 50 000 рублей, из них Светлана владеет 99% (49500 руб) и Рашид - 1%, вложив в родное предприятие 500 (пятьсот) рублей. Именно этими средствами учредители отвечают по всем долгам компании.
И больше ничем. Ну еще имуществом компании. Да только оно не их, а в лизинге. Точнее, все самолеты, купленные в лизинг формально принадлежат "ВИМ-авиа", но порядок таков, что если за них не платят, то самолеты забирают назад.
Так что, ежели чего, Рашид отдаст целых 500 рублей. Правда, у него на секунду проснулась совесть, и он хотел было из собственных средств заплатить за грехи конторы 50 000 000 руб, но вовремя одумался и рванул в бега. А вот по закону он должен 500 рублей. Потому что за все делишки компании отвечают директор и главный бухгалтер. Но они тоже не виноваты. Потому что говорят, что не воровали
Так вот.
Компания зарегистрирована в поселке городского типа Богатые Сабы, Сабинского района республики Татарстан, на улице Строителей 1а. На схеме эту улицу обозначила красным квадратом. Кстати, на яндекс-карте дома №1а по улице Строителей нет. Дом №1 есть, а 1а - нет.

Судя по данным регистрации, компания предполагала большой взлет.
Ну и падение должно было получиться нехилое.

И уже на этом этапе возникают вопросы.
Как так получилось, что ТАКОЙ крохотной фирмочке, расположенной, как бы это помягче сказать, чтобы не обидеть Богатые Сабы, в дальнем районе Татарстана, доверили кредиты, лизинговые схемы, да лицензии, в конце-концов?

Вот вам кратчайшим путь успеха учредителя компании:

Мурсекаев Рашид Мавияевич (родился в 1965 году, Барнаул, Алтайский край, РСФСР, СССР) — российский бизнесмен, владелец авиационной компании «ВИМ-Авиа».

С пароходством не получилось, занялся авиа-бизнесом. Профессионал.
Так что, дело не просто темное, а темнейшее.

Кстати, ВИМ - это Виктор Иванович Меркулов, тот самый основатель компании, который продал компанию Рашиду. Скончался в 2006-м году в возрасте 70 лет. Вот этот человек действительно связан с авиацией - был заслуженным пилотом России и основателем различных авиакомпаний.

А вот вам бухгалтерская отчетность компании ВИМ-Авиа с уставным капиталом в 50 000 рублей за 2014-й и 2015-й гг. За 2016 год, увы, не нашла:


Что видим? А видим много прекрасного.
Например, основных средств компании на 2 миллиарда 455 миллионов рублей.

А долгов - на 8 миллиардов. Из них заемных средств на 5 миллиардов рублей и долгов кредиторам почти на 3.
Скажите, пожалуйста, нужно ли быть аудитором или хотя бы бухгалтером, чтобы удивиться такой диспропорции?

При этом существует дебиторская задолженность в размере 3 миллиарда рублей. Кто же должен ВИМ-авиа?
Лизинговые компании, чьи самолеты в количестве 19 штук на балансе компании почему-то не состоят? Или сам Мурсекаев так хитро подговорил бухгалтера провести эти средства таким образом? Скорее всего, и то, и другое. Баланс об этом не расскажет - кто-то должен компании, и все тут. Почему-то мне кажется, что компании ВИМ-авиа должны некие офшорные компании. Которые ну никак не могут отдать долги! Но это так, ни чем не обоснованные подозрения.

Вообще-то, лизинговое имущество должно учитываться на счете основных средств. Так что, все сложно. По балансу просто так не скажешь. Так что, да. Дело темное.

Представляете? Все самолеты, состоящие на балансе компании, стоят 2 с половиной миллиарда, и при этом кто-то должен ей 3 миллиарда. За что? Кто? Версию, что это всё "неплатежеспособные турфирмы" или "аэропорты", или даже пассажиры - можно смело отмести. С чего это вдруг вся страна задолжала компании такую огромную сумму? Все-таки оффшоры. Наверное.

Тем более, что прибыль от реализации компании в 2015-м году составила всего полтора миллиарда рублей. Чистой же прибыли в 2015-м году получилось всего 626 миллионов, а в 2014-м вообще был убыток. Эти данные можно увидеть в отчете о финансовых результатах

А компания все занимает, и занимает деньги. А кто-то ей все дает и дает их... В 2015-м году, правда, частично выплачивали долги, но и снова занимали.
На что?
Непонятно.
Явно не на самолеты. Потому что их на балансе не прибавилось, в отличие от долгов, а основных средств даже убавилось на 500 миллионов..

Видимо, все-таки резвились с заемными средствами. То туда, то сюда...
В результате и накопилось долгов на 8 миллиардов рублей уже в 2015-м году, которые отдать уже не представлялось возможности.
А уж что там случилось в 2016-2017 гг, пока что неизвестно.
Наверное, что-то ужасное.
В результате чего у учредителя образовались те самые "лишние" 50 миллионов рублей, который он возжелал отдать на спасение компании, которую сам и загнал в долги, и видимо, не единственные. А у компании еще 2 миллиарда рублей кредитов.

Неужели кто-то думает, что всем этим занимался наемный директор и, тем более, бухгалтер?


На сегодня, пишут, у компании долг уже в 10 миллиардов рублей, которые они должны кредитным организациям, лизингодателям, аэропортам, топливо-заправочным комплексам. И даже если распродать все имущество компании, покрыть эти долги будет невозможно.

Не удивлюсь, если Мурсекаев загорает сейчас на своем острове.

Интересно, а аудиторы видели эти вопиющие диспропорции в 2014-м году? А налоговики? А кредиторы, что, не интересовались состоянием дел в компании, куда щедро сыпали деньги? Банкам, выдававшим кредиты было все равно? А лизинговым компаниям?

Как так получилось, что никто не заметил, что у компании накопились долги в размере ее годовой выручки от реализации?
И самое смешное - учредители у нас ни за что не отвечают. Не виноватые они.
А тут выходит, что и директор с бухгалтером тоже. В бюджет и зарплаты они платили регулярно.
Все остальное вроде бы внутреннее дело ООО-шки.
Даже уголовное дело завести невозможно.
Что тут? Мошенничество? Воровство?
Кто кого обманул? Кого обворовали? Ну кроме пассажиров, застрявших на своих маршрутах
Кредиторов? Так те сами виноваты. Это их "риски".
Докажите.
Боюсь, что не смогут. И город Лондонград обзаведется новыми жильцами с миллионным счетами в зарубежных банках