Барк седов сборная модель чертежи. Как устроен парусник "седов" - план судна от трюма до каюты капитана

Разберём "Седов" "по косточкам": от трюма до каюты капитана. При взгляде на парусник со стороны может показаться, что у него имеются две наружние палубы: верхняя и нижняя. В целом это верно, только нижняя палуба это "Верхняя", а верхняя называется "палуба бака" - на носу или "палуба юта" - оставшаяся часть. В предыдущем вы видели как и когда изменялась палуба юта, равно как там была показана и эволюция внутренних помещений барка. Кроме этих двух палуб, на паруснике есть ещё три - "нижняя палуба", "платформа" и "трюм". Сразу скажем, что жилыми являются только Верхняя и Нижняя палубы (и отчасти палуба юта на которой находится каюта капитана), а остальные палубы заняты общественными и хозяйственными помещениями.

Впрочем, путешествовать по судну прогуливаясь по палубам невозможно. От носа до кормы можно пройти только по верхней палубе. Глубже, судно разделено перегородками на 7 отсеков. Поэтому удобней смотреть помещения сверху-вниз. И именно так мы и поступим в этом обзоре. Представленные далее некоторые схемы можно при клике скачать в полный размер и на досуге досконально изучить.

Краткие факты. "Седов" самый старый и самый большой среди учебных парусных судов. В абсолютном же зачёте это второй по размеру действующий парусник (после барка-реплики «Royal Clipper» 1999 года постройки). Длина с бушпритом 117,5 метров, а без него 97,9 м Ширина 14,66 метров, осадка 7,5 метров (с грузом). Водоизмещение 7320 тонн. Другие данные , там на исторических немецких документах они есть.

Генеральный план судна. Сразу приношу извинение за качество этой и некоторых последующих схем, но они такие большие и покрыты бликующим поликарбонатом, так что пришлось снимать фрагментами и потом сводить в фотошопе.При клике откроется полноразмерное изображение.

Корпус корабля стальной, клёпанный.

И сразу же ещё одна схема танков (цистерн). Как видно их много и по типу хранившейся в них жидкости можно различить:


  1. Питьевая вода: 6 цистерн общей ёмкостью 318,6 м3 (318 600 литров)

  2. Мытьевая (для хознужд) вода: 10 цистерн 574,6 м3

  3. Топливные цистерны: 6 танков 259,4 м3

  4. Замазученная вода 2 цистерны 89,1 м3

  5. Балласт: 13 цистерн 1337 м3

  6. Фекалии 4 цистерны 45 м3

  7. Цистерна с маслом 13 м3

  8. Котловая вода 9,6 м3


А--- Нос судна.
1.

Палуба бака. Как можно догадаться основное предназначение палубы - это устройства для швартовки - кнехты и оборудование для якоря. Кроме того, здесь располагается пост впередисмотрящего с колоколом (см.ч.6)
Про якоря скажем отдельно. Видно, что у Седова два якоря расположены снаружи бортов. Это классические адмиралтейского типа якоря, каждый массой по 3,5 тонны. Перемещение якоря, а так же подъём его в походное положение, осуществляется краном расположенным здесь же - красная его стрела расположена чуть левее мачты на фото
2.

Но, при походе через океаны, где волны имеют большую длину и силу и могут выбить якорь (тем более он расположен лапами против хода), якорь перетаскивают на палубу и располагают на подпорках - черная такая трапеция между кнехтом и верёвкой. Правее, непосредственно у борта расположен спусковой механизм - если снять стопоры то якорь начнёт падать разматывая цепь. Это допустимо только при глубинах не более 40 метров. При большей глубине сила инерции будет такой что сможет разрушить лебёдку, поэтому якорь аккуратно опускают с помощью лебедки. Максимальная глубина до 80 метров - треть общей длины цельнолитой якорной цепи в 250 метров каждая.
3.


4.

Прямо под палубой бака и расположена якорная лебедка - брашпиль. Она на "Седове" электрическая.
5.

Кроме брашпиля здесь располагаются туалеты, которыми преимущественно пользуются курсанты (практиканты), кладовки, мусорки.
6.

Место основания бушприта.
7.

Здесь же прямо у спуска с палубы бака находится двойной спуск на нижнюю палубу, где находятся два больших кубрика курсантов (), умывальня, гардеробные для спецодежды, кладовки, а в самом носу цепной ящик.

Ещё ниже производственные помещения: шкиперская, плотницкая, парусная мастерская (), вещевая кладовая, тросовая кладовая.

А ещё ниже танки преимущественно с питьевой водой.

B--
Теперь перейдём дальше к первой мачте - фок-мачте. Здесь на верхней палубе находятся две надстройки. Дальнюю от нас (ближе к носу) почти всю занимает медицинская служба.()
8.

А вторую надстройку (на этом фото она справа) почти всю занимает учебно-штурманский класс. В Интернете можно найти сведения, что раньше на крыше этой рубки находился учебный ходовой мостик для курсантов. Возможно, но сейчас там просто складируют нужные вещи. Кроме этого здесь расположен небольшой сувенирный магазин (коричневая дверь) и два входа на трап ведущий на нижние палубы. Спустимся.
(слева на верху капитан "Седова" Виктор Юрьевич Николин и боцман фок-мачты Николай Митрофанович Лущенко).
9.

На Нижней палубе, по бортам расположены 16 кают экипажа среднего и низшего звена: механиков, электриков, мотористов, матросов и т.п. Здесь же каюта пекаря и рядомс ней хлебопекарня и кладовая муки . По центру туалет, кладовая спецодежды, комната отдыха, гладильня. И сауна с минибассейном.
10.

Это не плитку так криво положили, это "Седов" в этот день шёл с таким креном на правый борт. Помимо бассейна, есть раздевальня и душевая.
11.

ну и сама парилка - электрокаменка с открытыми камнями, впрочем большая часть корпуса обложена кирпичом, "фонить" должно по-меньше.
12.


Спускаемся ещё ниже на "Платформу. Здесь по правому борту два учебных класса (см. ч. 8), по левому - "качалка" тренажёрный зал ( и Ленинская комната . Ещё несколько кладовок, цистерна с хозводой. А так же библиотека (сорри за качество) с 4 стеллажами. Книгами пользуются, но в основном учебными.
13.

C---
На палубе юта, в центральной части корабля, расположена Штурманская рубка с ходовым мостиком.
14.


15.

Вид с ходового мостика вперёд.
16.


17.

Это сложное по форме сооружение - мы обсудим вместе с основным постом управления рулём, расположенным на приподнятой банкетке прямо перед Мостиком

В Штурманской рубке находится собственно штурманская рубка и каюта капитана состоящая из кабинета, спальни и санузла.
18.

Спустимся на нижнюю палубу. Сделать это можно прямо из этой рубки (дверь каюты капитана находится прямо перед этой лестницей, а так же у входа в штурманскую рубку), либо с "улицы" - два входа находятся справа и слева от руля.
19.

Нижняя палуба. Здесь по бортам расположены основные жилые каюты экипажа. Каюты у всех в целом стандартные: кровать, столик с ТВ умывальник. У старпома, стармеха и старшего боцмана каюты двойные - со спальней и санузлом. Так же по бортам ближе к носу расположены две столовые. По правому борту для высшего состава
20.

21.

и строго напротив, по левому борту для всех остальных. Помещение точно такое же, только отделка чуть проще и стол не один общий, а раздельные установлены поперёк.

По середине, между этими столовыми находятся помещения камбуза ( . Из камбуза можно также спустится на Платформу где находятся продовольственные кладовые. Далее просторное помещение занимает резервный генератор (), зарядная станция и самая большая каюта "Флагманская". Кто такой "Флагман", если верить английскому написанию этого помещения "Shipowner" (судовладелец) то это каюта ректора Мурманского техуниверситета С.А.Агаркова. Но, вообще, скорее всего, это просто ВИП-каюта и по-этому предлагаю её называть Путинской комнатой (по примеру Ленинской) Putin`s room.
Непрерывная верхняя палуба позволяет двигаться дальше к корме, но чтобы не нарушать логику повествования не будем этого делать, а спустимся вниз на Нижнюю палубу.
22.

И сразу попадём в Столовую курсантов и инопрактикантов ( с посудомойкой и раздаточной. А рядом, как я уже писал каюты инопрактикантов и их душевая

И ещё ниже попадём на пяточёк где располагаются три туалета, вход в музей и актовый зал. Музей подробно описывали в , где так же говорили, что смежным с ним помещением является "Капитанский салон". Это роскошное помещение, очень тёплое по атмосфере, ретроградское такое. Замечательно.
23.

Роза ветров на наборном паркете обозначает геометрический центр судна.
24.

Здесь расположена барная стойка, сувениры, награды, подарки, которые не вошли в музей. В общем это помещение не используется, а жаль. По-мне так кают-компанию для инопрактикантов стоит делать именно здесь, а не в Ленинской комнате (по-крайней мере с тем уровнем ремонта, который она сейчас имеет), ведь это престиж и лицо страны. Но, об этом поговорим ещё много позднее.
25.

А с актовым залом случился "эпикфейл" - я много раз там бывал, но оказывается отдельно его не сфотографировал. Вот только фотокарточка с небольшого курсантского капустника.
26.

И тут же расположен люк в Трюм. По П-образному коридору можно пройтись вдоль цистерн. Слева цистерны с замазученной водой, справа с хозводой.
27.

Слева балластные цистерны, справа с хозводой.
28.

Раз уж мы снова вспомнили про цистерны, то их заливочные отверстия можно обнаружить на палубе.
29.

В сером коробе идут тяги (троссы) от руля к румпельному отделению.
30.

D--- Корма
На палубе юта за штурманской надстройкой расположена надстройка в которой расположены несколько помещений. Основные это Рубка дежурного по судну - отсюда по радиотрансляционной сети идут приглашения на приём пищи, зарядку, занятия и прочее; Радиорубка - отсюда можно послать телеграмму; небольшая аккумуляторная, по сути кладовка.
31.

Так же здесь с 2014 года расположена православная часовня освященная в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» и означает сие "Путеводительница"
32.

Заведует ей вот этот человек (к сожалению так и не запомнил как его зовут)
33.

Далее на палубе юта расположены смотровые окна машинного отделения и румпельного помещения.
34.

Спустимся ниже на верхнюю палубу. Здесь как мы уже говорили по бортам продолжают тянутся каюты экипажа. И ещё здесь очень жарко потому что расположена вентеляционная с бойлерной расположенной ниже. Дальше, то есть ближе к корме, по левому борту гладильная и сушильная комнаты, а по правому борту туалеты и умывальня. На самой корме - румпельная (

ВXX в. не было уже места «Ураниям», «Фениксам», «Кроншлотам» и «Богоявлениям». Не стало и таких гигантских парусников прошлого, как пятимачтовые парусники «Франция-и» (Франция, 5633 per. т, 1912-1922 г., разбился на рифах у о. Новая Каледония), «Р. Ц. Рикмерс» (Германия, 5548 рег.т, 1906-1917 гг., торпедирован у входа в Английский канал), «Пройссен» (Германия, 5081 per. т, 1902- 1910 гг., погиб от столкновения в Английском канале), «Томас У. .Поусон» (США, 5218 per. т, 1902-1907 гг., погиб на скалах у входа в Английский канал), «Мария Рикмерс» (Германия, 3822 per. т, 1892-1892 гг., пропал без вести в первом рейсе). Какое-то время еще оставались в океанском строю пятимачтовые барки «Потоси» (Германия, 4026 per. т, 1895-1924 гг.), «Копенгаген» (Дания, 3965 per. т, 1921 -1929 гг.) и шестимачтовая деревянная шхуна «Вайоминг» (США, 3730 per. т, 1909-1924 гг.). В марте 1924 г. в тяжелый шторм из-за течи в разошедшихся пазах деревянной обшивки старое судно «Вайоминг» затонуло у восточных берегов CLUA. В следующем, 1925-м, году у берегов Аргентины пожар уничтожил прекрасный «Потоси». Через неполные пять лет в зоне «ревущих сороковых» пропал без вести последний из славных винджаммеров - пятимачтовик «Копенгаген».

С того времени и до наших дней список действующих парусников мирового флота неизменно возглавляет четы-рехмачтовый барк «Седов», лидер отряда советских учебных парусных судов.

Рассказывая о нем, авторам трудно удержаться в рамках холодной беспристрастности, и тому есть основательные причины. Одному из них посчастливилось четыре десятилетия назад, в послевоенные годы, принять командование барком «Седов» и стать активным участником эпопеи возвращения его к жизни, а два десятка лет назад пришлось возглавить группу энтузиастов, благодаря действиям которых удалось сохранить «непер спективное» судно. Для другого из авторов «Седов» стал первой морской школой, где были первые трап и палуба, шлюпка и весло, штурманские инструменты и мудреная парусная терминология. Парусник «Седов» помог кронштадтскому школьнику выбрать профессию корабела.

В феврале 1921 г. в Киле (Германия) состоялась торжественная церемония спуска на воду четырехмачтового барка, получившего имя «Магдалена Виннен». Его заказчик - немецкий судовладелец Ф. А. Виннен - предполагал, что «Магдалена Виннен» будет работать на линиях, соединяющих порты Европы с портами Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании.

Не следует забывать того, что годы строительства парусника пришлись на второе десятилетие XX в., века пара и электричества, как тогда его именовали. Уже 50 с лишним лет функционировал Суэцкий канал, который предопределил конец плаваниям клиперов «чайного» флота. Пользуясь каналом, даже весьма захудалые пароходы, не способные обогнуть юг Африки, обеспечивали «чайный» фрахт, методично курсируя между портами Европы и стран Азиатского континента. Уже позади была и эпоха «шерстяных» клиперов, специально построенных для того, чтобы делать броски через океан без промежуточных бункеровок, без которых пароходы пока что не могли обойтись. Состоялось уже и опробование Панамского канала, своим появлением грозящего сделать бессмысленным героизм моряков, под парусом огибающих мыс Горн. Словом, паровая машина потеснила парус. Но он, вопреки ожиданиям многих, не исчез. Парусники (не будем сейчас говорить о будущем) по-прежнему совершали протяженные рейсы с грузами, на спешной доставке которых не настаивали их отправители и получатели: южноамериканская селитра, австралийская пшеница, тяжелые руды и каменный уголь. Успешно работали и парусники, бравшие по 3-5 тыс. т австралийского зерна и прибывающие в Европу каждый в свое время, что было даже на руку хозяевам приемных элеваторов, которые в сезон не справлялись с обработкой грузов из-за одновременного прибытия нескольких судов в порты. Они уступали в водоизмещении пароходам, размеры которых становились все внушительнее, но зато могли заходить в мелководные порты. Иными словами, четырехмачтовому барку была уготовлена судьба «выжи-мателя ветров» - винджаммера.

В те годы в Европе прочной репутацией еще пользовались судоходные компании, пытающиеся в новых условиях продолжать извлечение прибыли из эксплуатации традиционных «чистых» парусников, не имеющих даже самой маломощной машины в помощь могучим парусам. Такие суда оставались в числе активно действующих, их даже продолжали строить. Для повышения рентабельности создатели шли на увеличение размеров парусников, пытались совершенствовать парусное вооружение. Наряду с этим были и другие компании, поддавшиеся новым веяниям. Они пытались «совместить» парус и машину. Паруса, естественно, исполняли роль основного движителя, механическая установка использовалась в качестве вспомогательного элемента. При этом неизбежны были дополнительные затраты: на создание на судне машинного отделения, топливо, эксплуатацию и ремонт двигателя, оплату труда судовых механиков. Понятны были и надежды новаторов - механизированный парус терял безысходную зависимость от капризов ветра. Он представлял более прочную базу для коммерческого успеха предприятия.

Начало океанской службы четырехмачтового барка оказалось успешным. Как и было задумано, он перевозил массовые грузы с предельно низким фрахтом из Европы в Австралию, Южную Америку, на острова Океании. Первый,

15-летний, период его эксплуатации подтвердил полное соответствие судна выбранному режиму работы. Оно имело хорошие экономические показатели.

В 30-е гг. наступил мировой экономический кризис. Большое число судов тогда оказалось на приколе, а их команды - на бирже труда. Компания «Ф. А. Виннен» продала несколько своих парусников по очень низким ценам. В 1936 г. пришлось продать и «Магдалену Виннен». Ее приобрела пользовавшаяся государственными дотациями фирма «Норддойчер Ллойд». Четырехмачтовый барк стал называться «Коммодор Енсен» и был превращен в учебное судно, но трюмы сохранили для перевозки грузов.

Какое-то время ушло на переоборудование: две надстройки - спардек и ют - были соединены общей палубой. Благодаря этому удалось выгородить помещение вначале для 60, а позже и для 100 практикантов. Появились подвесные койки, обеденные столы и банки, цистерна питьевой воды на 40 т, санузлы.

После разгрома фашистской Германии и окончания второй мировой войны в соответствии с решениями Потсдамской конференции был произведен раздел военного и вспомогательного германских флотов между союзниками. Советский Союз в порядке компенсации за утраченные в ходе войны парусные суда получил четырехмачтовый барк «Падуя» (3257 per. т), приобретший имя «Крузенштерн», барк «Горх Фок» (1392 per. т), его новое имя «Товарищ-И» и «Коммодор Енсен», переименованный в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (1877-1914).

Г. Я. Седов родился в семье азовского рыбака, окончил Мореходные классы Ростова-на-Дону, в 1901 г. экстер-I ном сдал экзамены за курс Морского кадетского корпуса, ■ после чего был произведен в поручики по Адмиралтей-І ству. В ходе русско-японской войны командовал мино-" носцем на Амуре. В 1902-1903 гг. участвовал в работахгидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, в 1909 г. обследовал устье р. Колымы, в 1910 г. производил съемку Крестовой губы у западного берега Новой Земли. В 1912 г. Г. Я- Седов возглавил Русскую экспедицию к Северному полюсу, снаряженную на средства частных пожертвований. Зимовку 1912/13 г. судно экспедиции «Св. Фока» провело у западных берегов северного острова Новой Земли, обследуя побережье. На вторую зимовку судно было поставлено в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа. 16 февраля 1914 г. Г. Я. Седов, будучи уже больным, в сопровождении двух матросов на санях предпринял бросок отчаяния на Север. Умер он 5 марта 1914 г. в 3 км от о. Рудольфа, и был похоронен на м. Аук.

В 1938 г. на месте захоронения был найден флагшток, с помощью которого герой трагической эпопеи намеревался водрузить русский флаг на Северном полюсе. Интересно, что флагшток все-таки был туда доставлен, но уже в 1977 г. атомоходом «Арктика»...

Первоначально 11 января 1946 г. парусник «Седов» в ранге учебного был передан Советскому Военно-Морскому Флоту. Известно, сколь трудными были послевоенные годы для страны в целом, широкий круг проблем должен был решать и флот. Несмотря на это, средства на восстановление парусника и необходимые материалы были выделены.

Большую помощь морякам в этом оказали бывшие главнокомандующие ВМФ СССР Адмиралы Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов и С. Г. Горшков.

Переделки были фундаментальными. Специальных забот потребовали пришедшие в ветхость за годы войны такелаж и парусное хозяйство. Ушло время и на подготовку экипажа, способного управлять четырехмачтовым барком в любых условиях. Но даже тогда, когда готовыми были и судно и экипаж, с выходом в море пришлось повременить. Послевоенная Балтика была еще полна мин. Плавание крупного парусника с большим числом курсантов на борту в условиях сложной минной обстановки до начала 50-х гг. было чрезвычайно рискованным предприятием. Кроме того, парусник оказался бы лишен свободы маневра из-за ограничения фарватера.

Но пришел 1952 г., и долгожданный выход в море барка состоялся. В первом пробном рейсе по Балтийскому морю перед молодыми моряками были поставлены задачи овладеть на практике навигационными приемами судовождения. Эти задачи были решены успешно.

За короткое время тысячи курсантов первых - вторых курсов военных училищ прошли на этом паруснике школу первой морской выучки. Среди питомцев парусника того периода - нынешние капитаны 1 ранга и адмиралы. Судно с курсантами на борту уходило к берегам Северной и Южной Америки, Африки, посетило многие порты и гавани. Это была и школа воспитания моряков, где сформировались как капитаны-парусники дальнего плавания П. В. Власов, П. М. Миронов, В. И. Нечаев, А. Б. Перевозчиков, В. Т. Роев, Я. А. Смелтерис, И. Г. Шнейдер, Д. О. Цауне. Добрых слов заслуживают мастера парусного дела - боцманы В. И. Калинин, И. И. Кошиль, К. С. Якубов.

В 1957 г. «Седов», оставаясь в классе учебного судна, как бы по совместительству начал исполнять функции океанографического судна. Первый его такой опыт был связан с участием в программе III Международного геофизического года. Участники рейсов помнят атмосферу на судне. Тогда в работах принимал участие замечательный советский ученый, создатель физики моря как науки, академик В. В. Шулейкин. Научными работами основного состава экспедиции руководил энергичный и знающий специалист-океанограф, обаятельный и никогда не унывающий человек, кандидат физико-математических


наук доцент М. М. Казанский. В ходе океанографических исследований коллектив «седовцев» - моряков и научных работников - стер немало «белых пятен» с карты Атлантического океана.

В 1966 г. четырехмачтовый барк «Седов» был передан в качестве учебного в ведение уже Министерства рыбного хозяйства СССР. Но прежде чем говорить о новом этапе его жизни, следует восстановить картину прошлых лет. Сделать это несложно, достаточно обратиться к документальным кадрам, отснятым под руководством тогда еще начинающего режиссера А. А. Салтыковой-Лазо, на которых запечатлено судно в плачевном состоянии, с разоренным судовым хозяйством, с рубками, заколоченными досками, провисшими снастями, лежащими вперемежку с копотью и снегом на палубе. Судно стояло в Ленинграде у моста Лейтенанта Шмидта с повисшими у клюзов якорями, поломанным фока-реем, ржавыми бортами, некогда сверкавшими безукоризненной белизной. В общем, это был памятник, свидетельствующий о безразличии к нему его новых владельцев. Вместо того чтобы побеспокоиться о его судьбе, люди, занимавшие каюты приготовленного к ремонту парусника, по существу планировали его сдачу на слом, доказывая в канцелярских реляциях бесперспективность идеи обновления учебного судна. На защиту этой идеи встало более 100 известных моряков, руководителей морских училищ. Их усилия возымели действие. Судно было поставлено на ремонт в Кронштадт. Хлопоты по выполнению нестандартных ремонтно-восстановительных операций взяли на себя корабелы Кронштадтского Морского завода.

«Штабом» ремонта судна руководили вначале капитан П. С, Митрофанов, затем капитан В. Т. Роев. Одним из помощников был В. А. Цвиркунов - воспитанник Ленинградского кораблестроительного института и Высшего художественного училища им. В. И. Мухиной, инженер и художественно одаренный человек, «заболевший» пару-

Консгрукгивный чертежпарусника «Седов», продольный разрез и боковой видсами. На плечи этого боцмана, мастера-парусника и дизайнера в одном лице легли заботы по восстановлению рангоута и такелажа, конструированию элементов интерьера, решению оперативных задач.

Итогом ремонта было третье рождение, теперь уже 60-летнего четырех-мачтового барка. На нем появились удобные учебные классы, учебная рубка и мостик, обширная библиотека и просторный кинозал. Курсанты получили кубрики, отвечающие всем установленным нормам (164 места). Для полноценных тренировок были предусмотрены учебная штурманская рубка с натурно-действующими самыми современными приборами судовождения. По-своему интересен оказался каждый из учебных классов: морской практики, судовождения, судомеханический и радиотехнический. Это был праздник солнца и цвета, который зафиксировала на кинопленке все та же неутомимая А. А. Салтыкова-Лазо.

Летом 1981 г. состоялся первый пробный выход парусника в море. На Кронштадтском Морском заводе состоялся митинг. Обратившись к рабочим, капитан «Седова» В. Т. Роев сказал: «Вам обязан наш барк своим новым рождением, ведь вы построили, повторяю, построили судно заново!»

Свой первый рейс, теперь уже в качестве флагмана учебного флота Министерства рыбного хозяйства СССР, «Седов» с курсантами.Ленинградского и Таллиннского мореходных училищ, готовящих рыбаков, сделал в Данию, где в то время отмечалось 300-летие со дня рождения датчанина Витуса Йонассена Беринга (1681 -1741), служившего в русском флоте и руководившего 1-й и 2-й Камчатскими экспедициями (1725-1730 и 1733-1741 гг.). Именем этого мореплавателя и первооткрывателя назван пролив между восточной точкой Азии и Северной Америкой, ранее, в 1648 г., открытый Семеном Дежневым.

Это было начало, за ним последовали не менее интересные рейсы. В 1984 г. «Седов», которым командовал А. Б. Перевозчиков, совершил плавание, также приуроченное к юбилею, на этот раз к 400-летию со дня основания города Архангельска. Рейс, начавшийся на Балтике, проходил вокруг Скандинавии. В июле парусник прибыл в Архангельск, где начинался праздник.

За время стоянки на судне побывали архангелогородцы и гости города, которые оставили в гостевом журнале многочисленные записи, отражающие степень их восхищения судном. Острота ощущения виденного усиливалась тем, что «Седов» стоял у Красной пристани, той самой, от которой когда-то на парусно-паровом судне «Св. Фока» начинал свой поход Георгий Яковлевич Седов.

В ходе этого рейса, объявленного рейсом мира, посетители советского барка «Седов» расписывались на Парусе мира. Была там и подпись датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа.

Весь рейс длился 87 суток, за 41 ходовые сутки было пройдено 5790 миль. За юбилейными хлопотами и другими приятными, но требующими сил и времени заботами экипаж и курсанты не забывали главного - учебы. Она шла строго по расписанию.

Так «Седов», можно сказать переживший третье рождение, в очередной раз включился в строгий ритм морских учебных дел. С каждым годом его послужной список становился все более внушительным, и хотелось бы, чтобы в новый, XXI век флагман советского парусного флота вошел столь же сильным, как сегодня.

Четырехмачтовый барк «Седов», по словам английского морского историка Г. Андерхилла, является «одним из самых прекрасных крупнейших четырех-мачтовиков нашего столетия».

Корпус корабля стальной клепаный, с полубаком и удлиненным ютом. При модернизации 1936 г. ют соединили со средней надстройкой, что несколько «утяжелило» корпус, но не лишило судно былой грациозности. Корпус набран


no поперечной системе. Наружная обшивка, выполненная также из стали, имеет толщину 14-16 мм. Корпус имеет две непрерывные палубы: главную и нижнюю (твиндечную). Платформы над диптанками встроены при дооборудовании в бывшие четыре грузовых трюма. Корпус судна разделен шестью водонепроницаемыми переборками на семь отсеков. Стальной кованый форштевень имеет форму клиперштевня. Корма эллиптической формы, ахтерштевень стальной литой с рудерписом и ограждением полубалансирного руля. После модернизации на паруснике установлен винт фиксированного шага диаметром 2200 мм с четырьмя съемными лопастями. Сечение наружного брускового киля 75X250 мм.

Верхняя палуба покрыта сосновым настилом. Первая из двух рубок, установленных на верхней палубе шкафута, включает в себя помещение медицинской службы. Вторая рубка учебная штурманская, на 12 постов. Верх первой рубки приспособлен под ходовой мостик курсантов. На верхней палубе удлиненного юта сохранена прежняя рубка, включающая в себя штурманскую и жилой блок капитана, наверху - ходовой мостик. Позади второй грот-мачты расположена еще одна рубка, вмещающая в себя радиорубку и рубку дежурного по кораблю. Позади бизань-мачты и на корме размещены два световых люка.

При капитальном переоборудовании на судне установили электрический брашпиль. Судно имеет два становых якоря традиционного для парусников адмиралтейского типа массой по 3,5 т. Масса запасного, хранящегося у переборки полубака, стоп-анкера 1250 кг, масса верпа на корме 500 кг. Якорные цепи цельнолитые с контрафор-сами калибра 57 мм длиной по 250 м каждая. Кат-балка с кат-талями установлена на полубаке. На палубе предусмотрены шкотовые шпили фок- и грот-мачт для осаживания галсов и обтягивания шкотов нижних парусов.

Общеерасположение: вид сверху и план палуб

Основной пост управления рулем расположен на приподнятом банкете открытой палубы юта перед ходовым мостиком. Механизм ручного привода - посаженные на один вал штурвалы красного дерева диаметром 1,8 м. Ручная рулевая машинка состоит из шестеренной передачи и цилиндра, на который наматываются концы штуртроса.

Основные характеристики барка «Седов»

Длина между перпендикулярами, м......... . 97,90

Ширина по миделю, м................ 14.66

Высота, мборта.... . -.......... 8,74

брускового киля............... 0,25

Осадка максимальная с килем, м........... 7,52

Водоизмещение полное, т. .......... 7320,0

Дедвейт, т................... 5340,0

Масса судна порожнем, т.............. 1980,0

Вместимость, per. тваловая (построечная)............. 3709,0

чистая (построечная) ............ 2972,0

Число Брюса.......... ....... 3,34

Мощность вспомогательного дизеля, л. с.

построечная................ 500

после переоборудования в 1980 г. ........ 1080

Скорость, узпод парусами (максимальная практически достигнутая) 14,2

под машиной в штиль (построечная) . . . . . . 5,0

» » » » (после переоборудования) ... 7,0

Экипаж, чел................... 64

Практиканты, чел................ 160

Как уже отмечалось выше, по типу вооружения судно - четырехмачтовыйбарк. Оно имеет фок-мачту, первую и вторую грот-мачты, бизань-мачту. Весь рангоут (см. приложение 3), включая колонны мачт, стеньги всех степеней, рей, гик, гафели и бушприт, стальной клепаный. Исключением являются деревянные флагштоки мачт- и клотики. Масса рангоута вместе с такелажем ~ 210 т. Полная высота фок-мачты (с учетом колонны собственно мачты, стеньги, брам-стеньги, бом-брам-стеньги и флагштока с клотиком) от верхней кромки киля до клотика - 62,6, первой и второй грот-мачт - 63,5, бизань-мачты - 54,7 м. Мачтам придан уклон: фок-мачты в корму (от вертикали) - 3,5, первой грот-мачты - 4,0, второй - 5,0, бизань-мачты - 6,0°.

Мачты со стеньгами, как и брам-стеньги с бом-брам-стеньгами, выполнены в одно дерево. Кстати, бушприт «Седова», как и на всех современных парусных судах, исполнен также в однодеревом варианте или, как его еще называют, «однорогим», т. е. без выстреливаемых утлегаря и бом-утлегаря. Однако для обозначения соответствующих участков монолитного бушприта, границы которых зафиксированы бугелями штагов, сохранены прежние наименования.

Для судомоделистов-любителей напоминаем, что основная плоскость, от которой отмеряется высота мачты со стеньгой, проходит на уровне верхней кромки киля. Длина каждого рея показана полная, т. е. от пока до пока. Желая получить длину работающей части рея, к которому привязывается парус, следует из общей длины вычесть сумму длин ноков (правого и левого).

Окрашен рангоут под цвет дерева, т. е. светло-оранжевой или темно-палевой краской. Флагштоки, поки и топы, как и все талрепы, вант-путенсы, пу-тенс-ванты и бензеля, скрепляющие нижние ванты,- белые. Участок первой грот-мачты, где выходит дымоход камбуза, окрашен черным лаком. Все ок-летневанные части стоячего такелажа, а также перты, подперты, унтер-перты и заспинники покрыты такелажным тиром черного цвета, состоящим в основном из канифоли, сажи, жира и других компонентов, в зависимости от рецепта.

Парусное судно выглядит очень нарядно, особенно если свободные от клетневины части стоячего такелажа (фордуны, штаги и пр.) протированы свинцовыми белилами.

Тридцать два паруса «Седова» изготовлены из льняной парусины. В будущем их намечено заменить новыми, изготовленными из прочной и существенно более легкой, не боящейся влаги дакроновой ткани. Площади каждого из 32 парусов приведены ниже.


Парусное вооружение и боковой вид четырехмачтового барка «Седов»

Площадь парусов, м^, четырехмачтового барка «Седов»

Бом-кливер................... 73

Кливер..................... 64

Мидель-кливер.................. 63

Фор-стень-стаксель................. 75

Фок. . . . . :........... 278

Нижний фор-марсель................ 147

Верхний фор-марсель................ 195

Нижний фор-брамсель................ 105

Верхний фор-брамсель................ 125

Фор-бом-брамсель................. 90

Грот-стень-стаксель 1-го грота............. 156

Грот-брам-стаксель 1-го грота............. 127

Первый грот................... 285

Нижний марсель 1-го грота. ............ 147

Верхний марсель 1-го грота. ............ 195

Нижний брамсель 1-го грота.............. 105

Верхний брамсель 1 -го грота.............. 125

Грот-бом-брамсель 1-го грота............ . 90

Грот-стень-стаксель 2-го грота............. 156

Грот-брам-стаксель 2-го грота............. 127

Второй грот.................. 294

Нижний марсель 2-го грота. ,............ 147

Верхний марсель 2-го грота.............. 195

Нижний брамсель 2-го грота. ............ 105

Верхний брамсель 2-го грота.............. 125

Грот-бом-брамсель 2-го грота............. 90

Апсель..................... 67

Крюйс-сгень-стаксель................ 77


Ч етырехмачтовьш барк «Седов» под парусами. Фото авторов

Крюйс-брам-стаксель................ 90

Нижняя бизань........ 107

Верхняя бизань. .....4 . . 78

Бизань-гаф-топсель................ 89

Всего 4192 Несмотря на почтенный возраст, каждый раз наводящий на размышления представителей Регистра СССР при осмотре парусника, ему по-прежнему дают «добро» на выход в океан. Доковые осмотры и контрольные сверления листов обшивки корпуса каждый раз приводят в восхищение строгую инспекцию. Специалисты-металловеды, наверное, могли бы объяснить этот феномен, но для Регистра достаточно самого факта - корпус парусника по сей день в отличном состоянии. Есть надежда, что старейшее учебное парусное судно нашей страны «Седов» вступит в новый XXI в., ведь до его наступления осталось немногим более 10 лет.



Четырехмачтовый барк "Седов" - учебный парусник. На 2017 год - самый большой из действующих барков. Парусное судно было построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Первый владелец парусного судна Карл Виннен назвал его в честь своей дочери - Магдаленна Виннен II. Но случился кризис 30-х годов и судовладельцу пришлось продать несколько парусников, в том числе и барк “Магдалена Виннен” - в 1936 году. Четырехмачтовый барк купила судоходная компания "Норддойчер Ллойд". Новый судовладелец оборудовал барк кубриками на 70 кадетов и судно стало использоваться одновременно как грузовое, так и учебное. Паруснику дали имя "Коммондор Йонсен".

После Второй Мировой войны СССР получил "Коммондор Йонсен" по репарации. Учебное парусное судно барк “Седов” был так назван в честь полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В январе 1946 года "Седов" перевели в разряд учебных парусников. В 1991 году барк передали Мурманскому Государственному Техническому Университету. В связи со сменой учредителя МГТУ (Росрыболовство на Минобразования РФ), в 2017 году барк сменил приписку из Мурманска на Калининград, чтобы продолжать работу в качестве учебного парусника для прохождения плавательной практики курсантами морских специальностей.


История парусника «Седов»


Четырехмачтовое судно “Магдалена Виннен II” (названо так в честь дочери заказчика) спустили на воду весной 1921 года в городе Киль (Германия) на верфи «Круппа». 1 сентября того же года впервые вышел в море. Парусник перевозил грузы от портов Европы до Австралии, Океании, Южной Америки и Азии - древесину, уголь, серный колчедан, пшеницу и др., но случился кризис 30-х годов и судовладельцу пришлось продать несколько парусников, в том числе и барк “Магдалена Виннен” - в 1936 году. Компания «Норддойчер Ллойд», в руки которой попало парусное судно, переименовала его в «Коммодор Йонсен» и превратила корабль в учебный.

Около 100 курсантов могли проходить морскую практику на паруснике. Приняв на борт группу молодых кадетов, парусник отправился в Австралию за грузом зерна, но в Северной Атлантике парусное судно встретилось лицом к лицу с сильным штормом. Экипаж был буквально в двух шагах от смерти, но благодаря превосходной работе команды, судну удалось удержать корабль на плаву. Вторую мировую войну «Коммодор Йонсен» провел в Балтийском море. В декабре 1945 года корабль перешел к Советскому Союзу в качестве репараций, и с 11 января 1946 корабль стал принадлежать Советскому Военно-Морскому Флоту и носить имя русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.

У многих не было надежды на то, что корабль сможет еще долго прослужить, но благодаря кадровому офицеру Военно-Морского Флота Петру Сергеевичу Митрофанову, который посвятил всю свою жизнь развитию советского парусного дела, парусное судно было восстановлено после войны. Балтийское море после войны было все в минах, и прохождение корабля такого размера, да еще и с неопытной командой на борту, было очень опасно. Но вопреки всем трудностям команда справилась. Молодые моряки учились обращаться с парусами прямо на ходу. С 1957 года барк «Седов» стал выполнять функции исследовательского океанографического судна. Полученные в тот период данные до сих пор используются для составления прогноза ветровых волн в разных областях Мирового океана. Вместе с командой ученых курсанты, которые находились на борту, стирали белые пятна с карт Атлантического океана.


Фото: Русское географическое общество/ LiveJournal Сергей Доля

В 1966 году барк как учебное судно для плавсостава рыбопромышленного флота перешел в Минрыбхоз СССР, и в этой роли прослужил стране еще десять лет. Мнения разделились, когда встал вопрос об очередном ремонте парусника. Новые владельцы хотели порезать судно на металл, мол, оно уже точно никому не будет нужно, но капитан Митрофанов и еще более сотни известных моряков, для которых «Седов» стал частью жизни, были против такого исхода. Их просьбы были услышаны и парусник на шесть лет (с 1975-1981 гг.) встал на капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. От «Магдалены» оставили только корпус «винджаммера», остальное пришлось заменить. Корабль получил кубрики для 164 курсантов, учебные классы, актовый зал, кают-компанию, столовые, спортзал, музей и сауну.


В 1981 году парусник “Седов” снова был сдан в эксплуатацию и отправился в путешествие вокруг Европы. На обратном пути из Севастополя барк “Седов” попал в сильный шторм. Порывы ветра достигали 35 м/с, а крен корабля был под 25 градусов. Но корабль снова взял верх над стихией. О паруснике снова заговорили во всех странах Европы, ведь неоднократно с 1986 года восстановленное судно с гордостью посещало европейские порты, участвуя во многих регатах, соревнованиях и выставках. Дважды парусник побеждал в регате The Cutty Sark Tall Ships’ Races, сумев под парусами развить скорость до 18 узлов. В 2012-2013 годах легендарный «Седов» прошел первую кругосветку. В 2015 году парусник совершил экспедицию в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Каждый год парусное судно “Седов” посещают сотни тысяч туристов по всему миру. “Седов” даже был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейший учебный парусник, дошедший до наших дней.


Технические характеристики барка «Седов»


Схема парусника


1 - Национальность: Россия

2 - Порт приписки: Калининград

3 - Год постройки: 1921

4 - Верфь: Germaniawerft, Kiel

5 - Тип судна: 4-х мачтовый барк

6 - Корпус: сталь

7 - Водоизмещение: 6148 т

8 - Длина: 117,5 м

9 - Ширина: 14,7 м.

10 - Осадка: 6,7 м.

11 - Высота мачт: 58 м

12 - Площадь парусов: 4.192 m²
13 - Количество парусов: 32 шт
14 - Марка двигателя: Вяртсиля
15 - Мощность двигателя: 2.800 л.с.
16 - Энергия ветра: 8.000 л.с.

17 - Скорость под парусами: до 18 узлов
18 - Скорость под двигателем: до 10 узлов
19 - Тоннаж: 3556 дп. Т

20 - Экипаж: 54

21 - Курсанты: 102

22 - Практиканты: 46

23 - Официальный сайт барка "Седов": http://www.sts-sedov.info

Судовые помещения и названия парусов


Верхняя палуба:

1 - Штурманская рубка

2 - Радио рубка

3 - Каюта капитана

Главная палуба:

4 - Госпиталь

5 - Кают-компания офицерского состава

6 - Камбуз

7 - Туалет

8 - Кают компания рядового состава

9 - Учебная штурманская рубка

10 - Каюты экипажа

Нижняя палуба:

11 - Кубрики курсантов

12 - Каюты практикантов

13 - Кают компания курсантов и практикантов

14 - Туалет

15 - Каюты экипажа