Принцип создания сплошного радиолокационного поля. О новых решениях старых проблем маловысотной локации Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2000 Стр. 30-33

Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства: проблемы совершенствования

Генерал-лейтенант А.В.ШРАМЧЕНКО

Полковник В.П. САУШКИН, кандидат военных наук

ВАЖНОЙ составной частью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и безопасности воздушного движения над территорией страны являются радиолокационная разведка и контроль воздушного пространства. Ключевая роль в решении этой задачи принадлежит радиолокационным средствам и системам Министерства обороны и Федеральной службы воздушного транспорта (ФСВТ).

На современном этапе, когда особую остроту приобретают вопросы рационального использования выделяемых на оборону материальных и финансовых средств, сбережения ресурсов вооружения и военной техники, главным направлением развития радиолокационных средств и систем следует считать не создание новых, а организацию более эффективного комплексного использования существующих. Данное обстоятельство предопределило необходимость концентрации усилий различных ведомств на интеграции радиолокационных средств и систем в Единую автоматизированную радиолокационную систему (ЕАРЛС) в рамках Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП) Российской Федерации.

Разработанная в соответствии с Указом Президента России федеральная целевая программа совершенствования ФСР и КВП на 2000-2010 годы провозглашает своей целью достижение требуемой эффективности и качества решения задач противовоздушной обороны, охраны государственной границы РФ в воздушном пространстве, радиолокационного обеспечения полетов авиации и организации воздушного движения на наиболее важных воздушных направлениях на основе комплексного использования радиолокационных средств и систем видов ВС РФ и ФСВТ в условиях сокращения суммарного состава сил, средств и ресурсов.

Главной задачей первого этапа совершенствования ФСР и КВП (2000- 2005 годы) определено создание ЕАРЛС в Центральной и Северо- Кавказской зонах ПВО, в Калининградском районе ПВО (Балтийский флот), в отдельных районах Северо-Западной и Восточной зон ПВО на основе комплексного оснащения группировок войск и позиций ФСВТ унифицированными средствами автоматизации межвидового применения.

Для этого предусматривается прежде всего разработка концепций развития радиолокационных средств обнаружения для оснащения ЕАРЛС и единой системы отображения подводной, надводной и воздушной обстановки на морских театрах. Особое внимание будет уделено системотехническим вопросам построения системы обмена информацией реального масштаба времени ФСР и КВП на базе существующих и перспективных средств.

В этот период предстоит освоить серийное производство радиолокационных средств, прошедших государственные испытания, унифицированных комплексов средств автоматизации (КСА) межвидового применения в стационарном и мобильном исполнении, начать планомерное оснащение ими группировок войск в соответствии со стратегией создания ЕАРЛС. Кроме того, необходимо определить состав, организационную структуру и вооружение мобильного резерва ФСР и KBIT постоянной готовности, а также перечень радиотехнических подразделений береговой службы наблюдения ВМФ для включения в состав ФСР и КВП, разработать предложения и планы их поэтапного перевооружения. Предстоит провести мероприятия по модернизации радиоэлектронной техники, продлению ее ресурса и поддержанию существующего парка в исправном состоянии, НИОКР, направленные на создание приоритетных перспективных образцов межвидового применения, разработать нормы (стандарты и рекомендации) базовых вариантов оборудования подразделений Минобороны и позиций ФС ВТ двойного назначения, в соответствии с которыми проведено их дооснащение.

Результатом работы должно стать проведение испытаний экспериментальных участков фрагментов ЕАРЛС, дооснащение их унифицированными комплексами обмена информацией, распространение полученного опыта на другие зоны и районы ПВО.

На втором этапе (2006-2010 годы) предусматривается завершение формирования ЕАРЛС в Северо-Западной и Восточной зонах ПВО; создание фрагментов ЕАРЛС в отдельных районах Уральской и Сибирской зон ПВО; создание мобильного резерва ФСР и КВП постоянной готовности, его оснащение мобильными РЛС и КСА межвидового применения; завершение ОКР по разработке приоритетных перспективных образцов радиоэлектронной техники межвидового применения и начало планомерного оснащения ими ФСР и КВП; завершение построения системы обмена информацией для ФСР и КВП в целом; проведение НИОКР по разработке унифицированных блочно-модульных РЛС и КСА межвидового применения; создание научно-технического задела по дальнейшему развитию и совершенствованию ФСР и КВП.

Следует отметить, что жесткая ведомственная подчиненность средств радиолокации видов ВС РФ и ФСВТ в сочетании с низким уровнем автоматизации процессов управления силами и средствами радиолокационной разведки затрудняет построение ФСР и КВП по единому замыслу и плану и особенно принятие оптимальных решений по ее использованию в интересах всех потребителей радиолокационной информации. Так, не определены показатели эффективности применения ФСР и КВП при решении функциональных задач, закономерности и принципы управления, полномочия и границы ответственности органов управления по управлению силами и средствами радиолокационной разведки в мирное время, при несении боевого дежурства и в процессе боевого применения.

Сложность выявления закономерностей и принципов управления ФСР и КВП обусловлена недостаточным опытом ее использования. Требуется создание соответствующей терминологии с выбором наиболее точных определений основных понятий, имеющих отношение к радиолокации. Тем не менее сложились определенные взгляды на принципы управления сложными организационно-техническими системами, организацию и методы работы органов управления с учетом перспектив развития и внедрения АСУ. Накоплен богатый опыт решения задач управления радиолокационными средствами и системами в видах ВС РФ и ФСВТ.

По нашему мнению, управление ФСР и КВП должно представлять собой комплекс согласованных мероприятий и действий органов управления ФСР и КВП по поддержанию подчиненных сил и средств в постоянной готовности к их применению и руководству ими при выполнении поставленных задач. Оно должно осуществляться с учетом требований всех заинтересованных сторон на основе автоматизации процессов сбора, обработки и распределения информации на всех уровнях.

Исследования показали, что, во-первых, только централизованное планирование и управление силами и средствами ФСР и КВП позволит при заданном уровне эффективности максимально сохранить запас технического ресурса радиоэлектронной техники, уменьшить численность обслуживающего персонала, создать единую систему эксплуатации, ремонта и материально-технического обеспечения, значительно сократить эксплуатационные расходы; во-вторых, оргструктура и способы управления должны быть такими, при которых в максимальной степени используются возможности технических средств для достижения целей управления; в-третьих, только комплексная автоматизация процессов управления и использование оптимизационных моделей позволяют добиться существенного повышения эффективности применения ФСР и КВП по сравнению с традиционными эвристическими методами планирования и управления.

Основными принципами управления ФСР и КВП, на наш взгляд, должны стать централизация и единоначалие. Действительно, динамичность и скоротечность изменения воздушной и радиоэлектронной обстановки, особенно в условиях ведения боевых действий, значительно повысили роль фактора времени и необходимость единоличного принятия решения и твердого проведения его в жизнь. А этого можно добиться только при жесткой централизации прав в руках одного лица. Централизация управления позволит в короткие сроки и наилучшим образом координировать действия разнородных сил и средств ФСР и КВП, эффективно применять их, быстро сосредоточивать усилия на главных направлениях, на решении главных задач. При этом централизованное управление должно сочетаться с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач.

Необходимость единоначалия и централизации управления вытекает также из самих целей создания ФСР и КВП, какими являются снижение суммарных затрат Минобороны и ФСВТ на проведение НИОКР по разработке средств автоматизации и радиолокации, на содержание и развитие позиций радиолокационных средств; единое понимание воздушной обстановки в органах управления всех уровней; обеспечение радиоэлектронной совместимости средств радиолокации и связи видов ВС РФ и ФСВТ в районах совместного базирования; уменьшение типажа и унификация радиолокационных средств, КСА и средств связи, создание единых стандартов их сопряжения.

Поскольку основу ФСР и КВП составляют радиотехнические войска ВВС, общее руководство созданием и применением ФСР и КВП целесообразно возложить на главнокомандующего ВВС, который в качестве председателя Центральной межведомственной комиссии ФСР и КВП может осуществлять административное управление ФСР и КВП. В задачи комиссии должны быть включены: разработка планов развития ФСР и КВП и координация НИОКР в этой области с учетом основных направлений совершенствования сил и средств радиолокационной разведки видов ВС РФ и ФСВТ; проведение единой технической политики при поэтапном создании ФСР и КВП, выработка предложений и рекомендаций видам ВС РФ и ФСВТ по направлениям развития средств радиолокации, автоматизации и связи, их стандартизации и совместимости; разработка программ и планов оснащения ФСР и КВП техническими средствами, обеспечивающими качественное решение задач мирного и военного времени, организация работ по сертификации, аттестации и лицензированию технических средств; согласование с видами Вооруженных Сил и ФСВТ разрабатываемых нормативных и правовых документов, регламентирующих порядок функционирования ФСР и КВП; согласованное планирование и формирование заказов на серийное производство, закупку новой техники для ФСР и КВП и ее развертывание; планирование и организация применения ФСР и КВП в интересах всех заинтересованных потребителей радиолокационной информации; согласование с видами ВС РФ и ФСВТ вопросов, касающихся размещения и передислокации радиолокационных подразделений.

Непосредственное управление созданием и совершенствованием ФСР и КВП главнокомандующий ВВС может осуществлять через управление радиотехнических войск ВВС, которое выполняет функции аппарата Центральной межведомственной комиссии.

Общее руководство применением ФСР и КВП в зонах ПВО целесообразно возложить на командующих объединениями ВВС, в районах ПВО - на командиров соединений ПВО, которые могут осуществлять управление ФСР и КВП лично, через зональные межведомственные комиссии ФСР и КВП, штабы объединений ВВС и соединений ПВО, а также через своих заместителей и начальников радиотехнических войск.

В задачи зональной межведомственной комиссии ФСР и КВП, штаба объединения ВВС (соединения ПВО) должно входить: планирование и организация боевого дежурства части сил и средств ФСР и КВП в зоне (районе) ПВО; согласование планов применения ФСР и КВП в зоне (районе) ПВО со всеми заинтересованными ведомствами; организация и проведение подготовки личного состава и техники ФСР и КВП к выполнению поставленных задач; организация радиолокационной разведки и контроля воздушного пространства ФСР и КВП в зоне (районе) ПВО; контроль качества и устойчивости обеспечения радиолокационной информацией органов управления; организация взаимодействия с силами и средствами разведки и контроля воздушного пространства, не входящими в состав ФСР и КВП; согласование вопросов эксплуатации технических средств ФСР и КВП.

Структурно система управления ФСР и КВП должна включать органы управления, пункты управления, систему связи, комплексы средств автоматизации и др. Ее основу, на наш взгляд, может составить система управления радиотехническими войсками ВВС.

Непосредственное управление силами и средствами радиолокационной разведки и контроля воздушного пространства целесообразно производить с существующих пунктов управления видов Вооруженных Сил и ФСВТ (по ведомственной принадлежности). При этом свою работу и работу подчиненных сил и средств они должны организовывать в соответствии с требованиями потребителей радиолокационной информации на основе единого планирования применения ФСР и КВП в зонах и районах ПВО.

В ходе боевого применения радиотехнические подразделения (радиолокационные позиции) ФСР и КВП по вопросам ведения радиолокационной разведки и выдачи радиолокационной информации должны оперативно подчиняться органам управления радиотехнических войск ВВС через пункты управления соответствующих видов Вооруженных Сил.

В условиях все возрастающей динамичности воздушной и радиоэлектронной обстановки и активного воздействия противостоящей стороны на радиолокационные средства и системы требования к обеспечению эффективного управления ими резко возрастают. Кардинально решить проблему повышения эффективности применения ФСР и КВП можно только через комплексную автоматизацию процессов управления на основе внедрения новых информационных технологий. Четкое формулирование целей функционирования ФСР и КВП, задач управления, определение целевых функций, разработка моделей, адекватных объектам управления, - вот основные проблемы, которые необходимо решить при синтезе структуры системы управления и алгоритмов ее функционирования, распределении функций по уровням системы управления и определении их оптимального состава.

Военная мысль. 1999. № 6. С. 20-21.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Невозможна без создания эффективной системы разведки и контроля воздушного пространства. Важное место в ней занимает маловысотная локация. Сокращение подразделений и средств радиолокационной разведки привело к тому, что над территорией России сегодня существуют открытые участки государственной границы и внутренних районов страны .

ОАО «НПП «Кант», входящее в состав госкорпорации «Ростехнологии», ведет НИОКР по созданию опытного образца многопозиционной разнесенной радиолокационной системы полуактивной локации в поле излучения систем сотовой связи, радиовещания и телевидения наземного и космического базирования (комплекс «Рубеж» ).

Сегодня многократно возросшая точность наведения систем вооружения более не требует массового применения средств воздушного нападения (СВН), а ужесточившиеся требования электромагнитной совместимости, а также санитарных норм и правил не позволяют в мирное время «загрязнять» населенные территории страны применением сверхвысокочастотного излучения (СВЧ-излучения) высокопотенциальных радиолокационных станций (РЛС).

В соответствии с федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлены нормы излучений, которые носят обязательный характер на всей территории России. Мощность излучения любой из известных РЛС ПВО многократно превышает эти нормы. Проблема усугубляется и высокой вероятностью применения низколетящих малозаметных целей, что требует уплотнения боевых порядков РЛС традиционного парка и увеличения затратности содержания сплошного маловысотного радиолокационного поля (МВРЛП).

Для создания сплошного дежурного круглосуточного МВРЛП высотой от 25 метров (высота пролета крылатой ракеты или самолета сверхлегкой авиации) по фронту всего 100 километров требуется не менее двух РЛС типа КАСТА-2Е2 (39Н6), потребляемая мощность каждой из которых составляет 23 кВт. С учетом средней стоимости электроэнергии в ценах 2013 года только стоимость поддержания этого участка МВРЛП составит не менее 3 млн. рублей в год. Притом что протяженность границ РФ – 60 900 000 километров.

Кроме того, с началом военных действий в условиях активного применения радиоэлектронного подавления (РЭП) противником традиционные дежурные средства локации могут быть в значительной степени подавлены, поскольку передающая часть РЛС целиком демаскирует ее местоположение.

Сохранить дорогостоящий ресурс РЛС, нарастить их возможности в мирное и военное время, а также повысить помехозащищенность МВРЛП возможно путем применения систем полуактивной локации со сторонним источником подсвета.

Для обнаружения воздушных и космических целей

За рубежом широко проводятся исследования по использованию источников стороннего излучения в системах полуактивной локации. Пассивные радарные системы, анализирующие отраженные от целей сигналы ТВ-вещания (эфирного и спутникового), FM-радио и сотовой телефонии, КВ радиосвязи, за последние 20 лет стали одной из самых популярных и многообещающих областей изучения. Считается, что наибольших успехов здесь достигла американская корпорация Lockheed Martin со своей системой Silent Sentry («Тихий часовой»).

Собственные версии пассивных радаров разрабатывают фирмы Avtec Systems, Dynetics, Cassidian, Roke Manor Research, а также французское космическое агентство ONERA. Активно работы по данной тематике ведутся в Китае, Австралии, Италии, Великобритании.

Аналогичные работы по обнаружению целей в поле подсвета телецентров проводились в Военной инженерной радиотехнической академии противовоздушной обороны (ВИРТА ПВО) им. Говорова. Однако полученный более четверти века назад весомый практический задел по использованию подсвета источников аналоговых излучений для решения задач полуактивной локации оказался невостребованным.

С развитием цифровых вещательных и связных технологий возможности использования систем полуактивной локации со сторонним подсветом появились и в России.

Разрабатываемый ОАО «НПП «Кант» комплекс многопозиционной разнесенной радиолокационной системы полуактивной локации «Рубеж» предназначен для обнаружения воздушных и космических целей в поле стороннего подсвета. Такое поле подсвета отличается рентабельностью мониторинга воздушного пространства в мирное время и устойчивостью к радиоэлектронному противодействию во время войны.

Наличие большого числа высокостабильных источников излучения (вещания, связи) как в космосе, так и на Земле, образующих сплошные электромагнитные поля подсвета, дает возможность их использования в качестве источника сигнала в полуактивной системе для обнаружения различного типа целей. При этом не требуется затрачивать средства на излучения собственных радиосигналов. Для приема отраженных от целей сигналов используются многоканальные разнесенные на местности приемные модули (ПМ), которые совместно с источниками излучений создают комплекс полуактивной локации.

Пассивный режим работы комплекса «Рубеж» позволяет обеспечить скрытность данных средств и использовать структуру комплекса в военное время . Расчеты показывают, что скрытность полуактивной системы локации по коэффициенту маскировки как минимум в 1,5–2 раза выше, чем РЛС с традиционным совмещенным принципом построения.

Применение более рентабельных средств локации дежурного режима позволит существенно сохранить ресурс дорогостоящих боевых систем за счет экономии установленного лимита расходования ресурса. Помимо дежурного режима предлагаемый комплекс может выполнять задачи и в условиях военного времени, когда все источники излучения мирного периода будут выведены из строя или отключены.

В этой связи дальновидным стало бы решение о создании специализированных ненаправленных передатчиков скрытого шумового излучения (100–200 Вт), которые можно было бы забрасывать или устанавливать на угрожаемых направлениях (в секторах) с целью создания поля стороннего подсвета в особый период. Это позволит на базе оставшихся с мирного времени сетей приемных модулей создать скрытую многопозиционную активно-пассивную систему военного времени.

Аналогов комплексу «Рубеж» нет

Комплекс «Рубеж» не является аналогом ни одного из известных образцов, представленных в Государственной программе вооружения. Вместе с тем передающая часть комплекса уже существует в виде густой сети базовых станций (БС) сотовой связи, наземных и спутниковых передающих центров радиовещания и телевидения . Поэтому центральной задачей для «Канта» стало создание приемных модулей отраженных от целей сигналов стороннего подсвета и системы обработки сигналов (программно-алгоритмического обеспечения, реализующего системы обнаружения, обработки отраженных сигналов и борьбы с проникающими сигналами).

Современное состояние электронно-компонентной базы, систем передачи данных и синхронизации делает возможным создание приемных модулей компактными, с небольшими массогабаритными размерами. Такие модули могут располагаться на мачтах сотовой связи, используя линии питания данной системы и не оказывая из-за своего незначительного энергопотребления какого-либо влияния на ее работу.

Достаточно высокие вероятностные характеристики обнаружения позволяют использовать данное средство в качестве необслуживаемой, автоматической системы установления факта пересечения (пролета) определенного рубежа (например, государственной границы) маловысотной целью с последующей выдачей предварительного целеуказания специализированным средствам наземного или космического базирования о направлении и рубеже появления нарушителя.

Так, расчеты показывают, что поле подсвета базовых станций с разносом между БС 35 километрови мощностью излучения от 100 Вт способно обеспечить обнаружение маловысотных аэродинамических целей с ЭПР 1м 2 в «просветной зоне» с вероятностью правильного обнаружения 0,7 и вероятностью ложной тревоги 10 -4 . Количество сопровождаемых целей определяется производительностью вычислительных средств.

Основные характеристики системы были проверены серией практических экспериментов по обнаружению маловысотных целей, проведенных ОАО «НПП «Кант» при содействии ОАО «РТИ им. академика А.Л. Минца» и участии сотрудников ВА ВКО им. Г.К. Жукова. Результаты испытаний подтвердили перспективность применения систем маловысотной полуактивной локации целей в поле подсвета БС систем сотовой связи стандарта GSM.

При удалении приемного модуля на расстоянии 1,3–2,6 километра от БС с мощностью излучения 40 Вт цель типа Як-52 уверенно обнаруживалась под различными ракурсами наблюдения как в переднюю, так и заднюю полусферу в первом элементе разрешения.

Конфигурация существующей сети сотовой связи позволяет строить гибкое предполье мониторинга маловысотного воздушного и приземного пространства в поле подсвета БС сети GSM связи в приграничной полосе.

Систему предлагается строить в несколько рубежей обнаружения на глубину 50–100 км, по фронту в полосе 200–300 км и по высоте до 1500 метров.

Каждый рубеж обнаружения представляет последовательную цепь зон обнаружения, располагаемых между БС. Зона обнаружения формируется однобазовой разнесенной (бистатической) допплеровской РЛС. Данное принципиальное решение основано на том, что при просветном обнаружении цели ее эффективная отражающая поверхность многократно возрастает, что позволяет обнаруживать малозаметные цели, выполненные по технологии «Стелс».

Наращивая возможности ВКО

От рубежа к рубежу обнаружения происходит уточнение количества и направления пролетающих целей. При этом становится возможным алгоритмическое (расчетное) определение дальности до цели и ее высоты. Количество одновременно регистрируемых целей определяется пропускной способностью каналов передачи информации по линиям сотовых сетей связи.

Информация с каждой зоны обнаружения поступает по сетям GSM в Центр сбора и обработки информации (ЦСОИ), который может располагаться за много сотен километров от системы обнаружения. Отождествление целей осуществляется по пеленгационным, частотным и временным признакам, а также при установке видеорегистраторов – по изображению целей.

Таким образом, комплекс «Рубеж» позволит :

1. создать сплошное маловысотное радиолокационное поле с многократным многочастотным перекрытием зон излучения, создаваемых различными источниками подсвета;

2. обеспечить средствами контроля воздушного и наземного пространства слабооборудованную традиционными средствами радиолокации государственную границу и другие территории страны (нижняя граница контролируемого радиолокационного поля менее300 метров создана лишь вокруг диспетчерских узлов крупных аэропортов. Над остальной территорией РФ нижняя граница определяется только потребностями сопровождения гражданских воздушных судов вдоль магистральных авиалиний, которые не опускаются ниже5000 метров);

3. существенно снизить затраты на размещение и ввод в эксплуатацию по сравнению с любыми аналогичными системами;

4. решать задачи в интересах практически всех силовых ведомств РФ :

— МО (наращивание дежурного маловысотного радиолокационного поля на угрожаемых направлениях);

— ФСО (в части обеспечения безопасности объектов государственной охраны – комплекс можно располагать в пригородных и городских районах для мониторинга воздушных террористических угроз или контроля использования приземного пространства);

— УВД (контроль над полетами легких летательных аппаратов и беспилотных средств на малых высотах, включая воздушные такси, – по прогнозам Минтранса ежегодный прирост летательных аппаратов малой авиации общего назначения составляет 20 % ежегодно);

— ФСБ (задачи антитеррористической защиты стратегически важных объектов и охраны государственной границы);

— МЧС (мониторинг пожарной безопасности, поиск потерпевших аварию летательных аппаратов и т. д.).

Предложенные средства и способы решения задач маловысотной радиолокационной разведки ни в коем случае не отменяют созданные и состоящие на снабжении Вооруженных сил России средства и комплексы, а лишь наращивают их возможности.

/Андрей Демидюк, доктор военных наук, доцент;
Евгений Демидюк, кандидат технических наук, vpk-news.ru
/

настоящих Федеральных правил

144. Контроль за соблюдением требований настоящих Федеральных правил осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах.

Контроль за использованием воздушного пространства Российской Федерации в части выявления воздушных судов - нарушителей порядка использования воздушного пространства (далее - воздушные суда-нарушители) и воздушных судов - нарушителей правил пересечения государственной границы Российской Федерации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

145. В случае если органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) выявляется нарушение порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, информация об указанном нарушении немедленно доводится до сведения органа противовоздушной обороны и командира воздушного судна, если с ним установлена радиосвязь.

146. Органы противовоздушной обороны обеспечивают радиолокационный контроль воздушного пространства и представляют соответствующим центрам Единой системы данные о движении воздушных судов и других материальных объектов:

а) угрожающих незаконным пересечением или незаконно пересекающих государственную границу Российской Федерации;

б) являющихся неопознанными;

в) нарушающих порядок использования воздушного пространства Российской Федерации (до момента прекращения нарушения);

г) передающих сигнал "Бедствие";

д) выполняющих полеты литеров "A" и "K";

е) выполняющих полеты для проведения поисково-спасательных работ.

147. К нарушениям порядка использования воздушного пространства Российской Федерации относятся:

а) использование воздушного пространства без разрешения соответствующего центра Единой системы при разрешительном порядке использования воздушного пространства, за исключением случаев, указанных в пункте 114 настоящих Федеральных правил;

б) несоблюдение условий, доведенных центром Единой системы в разрешении на использование воздушного пространства;

в) невыполнение команд органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и команд дежурного воздушного судна Вооруженных Сил Российской Федерации;

г) несоблюдение порядка использования воздушного пространства приграничной полосы;

д) несоблюдение установленных временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений;

е) полет группы воздушных судов в количестве, превышающем количество, указанное в плане полета воздушного судна;

ж) использование воздушного пространства запретной зоны, зоны ограничения полетов без разрешения;

з) посадка воздушного судна на незапланированный (незаявленный) аэродром (площадку), кроме случаев вынужденной посадки, а также случаев, согласованных с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами);

и) несоблюдение экипажем воздушного судна правил вертикального и горизонтального эшелонирования (за исключением случаев возникновения на борту воздушного судна аварийной ситуации, требующей немедленного изменения профиля и режима полета);

(см. текст в предыдущей редакции)

к) несанкционированное органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) отклонение воздушного судна за пределы границ воздушной трассы, местной воздушной линии и маршрута, за исключением случаев, когда такое отклонение обусловлено соображениями безопасности полета (обход опасных метеорологических явлений погоды и др.);

л) влет воздушного судна в контролируемое воздушное пространство без разрешения органа обслуживания воздушного движения (управления полетами);

М) полет воздушного судна в воздушном пространстве класса G без уведомления органа обслуживания воздушного движения.

148. При выявлении воздушного судна-нарушителя органы противовоздушной обороны подают сигнал "Режим", означающий требование о прекращении нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

Органы противовоздушной обороны доводят сигнал "Режим" до соответствующих центров Единой системы и приступают к действиям по прекращению нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Центры Единой системы предупреждают командира воздушного судна-нарушителя (при наличии с ним радиосвязи) о поданном органами противовоздушной обороны сигнале "Режим" и оказывают ему помощь в прекращении нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

149. Решение о дальнейшем использовании воздушного пространства Российской Федерации, если командиром воздушного судна-нарушителя прекращено нарушение порядка его использования, принимают:

а) начальник дежурной смены главного центра Единой системы - при выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения;

б) начальники дежурных смен регионального и зонального центров Единой системы - при выполнении внутренних полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения;

в) оперативный дежурный органа противовоздушной обороны - в остальных случаях.

(см. текст в предыдущей редакции)

150. О решении, принятом в соответствии с пунктом 149 настоящих Федеральных правил, центры Единой системы и органы противовоздушной обороны извещают друг друга, а также пользователя воздушного пространства.

(см. текст в предыдущей редакции)

151. При незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации, применении оружия и боевой техники Вооруженных Сил Российской Федерации по воздушному судну-нарушителю, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных воздушных судов и других материальных объектов в исключительных случаях органы противовоздушной обороны подают сигнал "Ковер", означающий требование немедленной посадки или вывода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением воздушных судов, привлекаемых для борьбы с воздушными судами-нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы противовоздушной обороны доводят сигнал "Ковер", а также границы района действия указанного сигнала до соответствующих центров Единой системы.

(см. текст в предыдущей редакции)

Центры Единой системы немедленно принимают меры по выводу воздушных судов (их посадки) из района действия сигнала "Ковер".

(см. текст в предыдущей редакции)

152. В случае невыполнения экипажем воздушного судна-нарушителя команды органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) о прекращении нарушения порядка использования воздушного пространства такая информация немедленно доводится до органов противовоздушной обороны. Органы противовоздушной обороны применяют меры к воздушному судну-нарушителю в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Экипажи воздушных судов обязаны выполнять команды дежурных воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для прекращения нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

В случае принуждения к посадке воздушного судна-нарушителя его посадка осуществляется на аэродром (вертодром, посадочную площадку), пригодный для посадки такого типа воздушного судна.

153. При возникновении угрозы безопасности полета, в том числе связанной с актом незаконного вмешательства на борту воздушного судна, экипаж подает сигнал "Бедствие". На воздушных судах, оборудованных системой сигнализации об опасности, при нападении на экипаж дополнительно подается сигнал "ССО". При получении от экипажа воздушного судна сигнала "Бедствие" и (или) "ССО" органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязаны принять необходимые меры по оказанию помощи экипажу, терпящему бедствие, и немедленно передать в центры Единой системы, авиационные координационные центры поиска и спасания, а также в органы противовоздушной обороны данные о его местонахождении и другую необходимую информацию.

154. После выяснения причин нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации разрешение на дальнейшее выполнение международного полета или полета, связанного с пересечением более 2 зон Единой системы, принимает начальник дежурной смены главного центра Единой системы, а в остальных случаях - начальники дежурных смен зонального центра Единой системы.

Решаться данная проблема может доступными, рентабельными и безопасными в санитарном отношении средствами. Строятся такие средства на принципах полуактивной радиолокации (ПАЛ) с использованием сопутствующего подсвета передатчиков сетей связи и вещания. Сегодня над проблемой трудятся практически все известные разработчики средств радиолокации.

Задача создания и поддержания сплошного круглосуточного дежурного поля контроля воздушного пространства на предельно малых высотах (ПМВ) сложна и затратна. Причины этого кроются в необходимости уплотнения порядков радиолокационных станций (РЛС), создании разветвлённой сети связи, насыщенности приземного пространства источниками радиоизлучений и пассивных переотражений, сложности орнитологической и метеорологической обстановки, густой населённости, высокой интенсивности использования и противоречивости нормативно-правовых актов, касающихся данной области.

Кроме того, границы ответственности различных министерств и ведомств при осуществлении контроля приземного пространства разобщены. Всё это значительно затрудняет возможности организации радиолокационного мониторинга воздушного пространства на ПМВ.

Зачем нужно сплошное поле мониторинга приземного воздушного пространства

Для каких целей необходимо создание сплошного поля мониторинга приземного воздушного пространства на ПМВ в мирное время? Кто будет основным потребителем получаемой информации?

Опыт работы в данном направлении с различными ведомствами свидетельствует о том, что никто не против создания такого поля, но каждому заинтересованному ведомству необходим (в силу различных причин) свой, ограниченный по целям, задачам и пространственным характеристикам функциональный узел.

Министерству обороны необходимо контролировать воздушное пространство на ПМВ вокруг обороняемых объектов или на определённых направлениях. Пограничной службе - над государственной границей, и не выше 10 метров от земли. Единой системе организации воздушного движения - над аэродромами. МВД - только готовящиеся к взлёту или посадке воздушные суда вне разрешённых районов совершения полётов. ФСБ - пространство вокруг режимных объектов.

МЧС - районы техногенных или природных катастроф. ФСО - районы пребывания охраняемых лиц.

Такое положение свидетельствует об отсутствии единого подхода к решению проблем и угроз, которые ожидают нас в приземной маловысотной среде.

В 2010 году проблема контроля использования воздушного пространства на ПМВ была переведена из поля ответственности государства в поле ответственности самих эксплуатантов воздушных судов (ВС).

В соответствии с действующими Федеральными правилами использования воздушного пространства, для полётов в воздушном пространстве класса G (малая авиация) был установлен уведомительный порядок использования воздушного пространства. С этого времени полёты в этом классе воздушного пространства могут выполняться без получения диспетчерского разрешения.

Если рассматривать данную проблему сквозь призму темы появления в воздухе беспилотных летательных аппаратов, а в недалекой перспективе и пассажирских «летающих мотоциклов», то возникает целый комплекс задач, связанных с обеспечением безопасности использования воздушного пространства на предельно малых высотах над населёнными пунктами, промышленно-опасными районами.


Кто будет контролировать движение в маловысотном воздушном пространстве?

Разработками таких доступных маловысотных средств передвижения занимаются компании во многих странах мира. Например, российская компания «Авиатон» планирует к 2020 году создать собственный пассажирский квадрокоптер для полётов (внимание!) вне аэродромов. То есть там, где не запрещено.

Реакция на данную проблему уже проявилась в виде принятия Государственной думой закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов». В соответствии с этим законом регистрации подлежат все беспилотные летательные аппараты (БЛА) весом более 250 г.

Для того чтобы зарегистрировать БЛА, необходимо подать заявление в Росавиацию в произвольной форме с указанием данных дрона и его собственника. Однако, судя по тому, как обстоят дела с регистрацией пилотируемой лёгкой и сверхлёгкой авиации, представляется, что с беспилотной авиацией проблемы будут такие же. Теперь за регистрацию лёгких (сверхлёгких) пилотируемых и беспилотных воздушных судов отвечают две разные организации, а контроль за правилами их пользования в воздушном пространстве класса G над всей территорией страны не в состоянии организовать никто. Такая ситуация способствует неконтролируемому росту случаев нарушений правил использования маловысотного воздушного пространства и, как следствие, возрастанию угрозы техногенных катастроф и террористических атак.

С другой стороны, созданию и поддержанию широкого поля мониторинга на ПМВ в мирное время традиционными средствами маловысотной радиолокации препятствуют ограничения санитарных требований к электромагнитной нагрузке на население и совместимости РЭС. Существующее законодательство жёстко регламентирует режимы излучений РЭС, особенно в населённых районах. С этим неукоснительно считаются при проектировании новых РЭС.

Итак, что же в сухом остатке? Потребность в мониторинге приземного воздушного пространства на ПМВ объективно сохраняется и будет только возрастать.

Однако возможность её воплощения ограничивается высокой затратностью создания и поддержания поля на ПМВ, противоречивостью правовой базы, отсутствием единого заинтересованного в широкомасштабном круглосуточном поле ответственного органа, а также ограничениями, налагаемыми надзорными организациями.

Необходимо срочно приступить к разработке превентивных мер организационного, правового и технического характера, направленных на создание системы сплошного мониторинга воздушного пространства ПМВ.

Максимальная высота границы воздушного пространства класса G варьируется до 300 метров в Ростовской области и до 4,5 тысячи метров в районах Восточной Сибири. В последние годы в гражданской авиации России наблюдается интенсивный рост числа зарегистрированных средств и эксплуатантов авиации общего назначения (АОН). По состоянию на 2015 год в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации зарегистрировано свыше 7 тыс. воздушных судов. Следует учесть, что в целом по России зарегистрировано не более 20-30% от общего количества воздушных судов (ВС) юридических лиц, общественных объединений и частных владельцев воздушных судов, использующих летательные аппараты. Остальные 70-80% летают без свидетельства эксплуатанта либо вообще без регистрации воздушных судов.

По оценкам НП «ГЛОНАСС», в России ежегодно продажи малых беспилотных авиационных систем (БАС) увеличиваются на 5-10%, а к 2025 году их в РФ будет приобретено 2,5 млн. Ожидается, что рынок России в части потребительских и коммерческих малых БАС гражданского назначения может составить около 3-5% от общемирового.

Мониторинг: экономичный, доступный, экологически чистый

Если подходить непредвзято к средствам создания сплошного мониторинга ПМВ в мирное время, то решаться данная проблема может доступными, рентабельными и безопасными в санитарном отношении средствами. Строятся такие средства на принципах полуактивной радиолокации (ПАЛ) с использованием сопутствующего подсвета передатчиков сетей связи и вещания.

Сегодня над проблемой трудятся практически все известные разработчики средств радиолокации. Исследовательская группа SNS Research опубликовала доклад «Рынок пассивных радаров для военной и гражданской авиации: 2013-2023» (Military & Civil Aviation Passive Radar Market: 20132023) и ожидает, что к 2023 году объёмы инвестиций в обоих секторах в развитие технологий таких радаров достигнут более 10 млрд долларов США, причём ежегодный рост в период 2013-2023 гг. составит почти 36%.

Простейшим вариантом полуактивной многопозиционной РЛС является двухпозиционная (бистатическая) РЛС, в которой передатчик подсвета и радиолокационный приёмник разнесены на расстояние, превышающее ошибку измерения дальности. Бистатическая РЛС состоит из передатчика сопутствующего подсвета и радиолокационного приёмника, разнесённых на расстояние базы.

В качестве сопутствующего подсвета могут быть использованы излучения передатчиков связных и широковещательных станций как наземного, так и космического базирования. Передатчик подсвета формирует всенаправленное низковысотное электромагнитное поле, находясь в котором цели

С определённой эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР) отражают электромагнитную энергию, в том числе и в направлении радиолокационного приёмника. На антенную систему приёмника поступают прямой сигнал источника подсвета и задержанный относительно него эхо-сигнал от цели.

При наличии антенны направленного приёма измеряются угловые координаты цели и суммарная дальность относительно радиолокационного приёмника.

Основой существования ПАЛ являются обширные зоны покрытия сигналами вещания и связи. Так, зоны различных операторов сотовой связи практически полностью перекрываются, взаимно дополняя друг друга. Помимо зон подсвета сотовой связи территорию страны накрывают перекрывающиеся поля излучений передатчиков эфирного вещания ТВ, УКВ ЧМ и FM станций вещания спутникового ТВ и так далее.

Для создания многопозиционной сети радиолокационного мониторинга на ПМВ необходима развёрнутая сеть связи. Такими возможностями располагают выделенные защищённые APN - каналы передачи пакетной информации на основе технологии М2М «телематика». Типовые характеристики пропускной способности таких каналов при пиковой нагрузке не хуже 20 Кб/сек, но по опыту применения практически всегда намного выше.

АО «НПП «КАНТ» ведёт работы по исследованию возможности обнаружения целей в поле подсвета сетей сотовой связи. В ходе исследований было установлено, что наиболее широко покрытие территории РФ осуществляется сигналом связи стандарта GSM 900. Этот стандарт связи предоставляет не только достаточную энергетику поля подсвета, но и технологию пакетной передачи данных GPRS беспроводной связи со скоростью до 170 Кб/сек между элементами многопозиционной РЛС, разнесёнными на региональные расстояния.

Проведённые в рамках НИОКР работы показали, что типовое загородное территориально-частотное планирование сети сотовой связи обеспечивает возможность построения маловысотной многопозиционной активно-пассивной системы обнаружения и сопровождения наземных и воздушных (до 500 метров) целей с эффективной отражающей поверхностью менее 1 кв. м.

Большая высота подвеса базовых станций на антенных башнях (от 70 до 100 метров) и сетевая конфигурация систем сотовой связи позволяют решать задачу обнаружения маловысотных целей, выполненных по малозаметной технологии СТЕЛС, методами разнесённой локации.

В рамках НИОКР для обнаружения воздушных, наземных и надводных целей в поле сетей сотовой связи разработан и испытан обнаружитель пассивного приёмного модуля (ППМ) полуактивной радиолокационной станции.

В результате полевых испытаний макета ППМ в границах сети сотовой связи стандарта GSM 900 с расстоянием между базовыми станциями 4-5 км и мощностью излучения 30-40 Вт достигнута возможность обнаружения на расчётной дальности пролётов самолёта типа Як-52, БЛА - квадракоптера типа DJI Phantom 2, движущегося автомобильного и речного транспорта, а также людей.

В ходе проведения испытаний оценивались пространственно-энергетические характеристики обнаружения и возможности GSM-сигнала по разрешению целей. Продемонстрирована возможность передачи пакетной информации обнаружения и удалённого картографирования информации из района испытаний на вынесенный индикатор наблюдения.

Таким образом, для создания сплошного круглосуточного многочастотного перекрывающегося поля локации в приземном пространстве на ПМВ необходимо и возможно построение многопозиционной активно-пассивной системы локации с объединением потоков информации, получаемых с помощью источников подсвета различного диапазона волн: от метрового (аналоговое ТВ, УКВ ЧМ и FM вещание) до короткого дециметрового (LTE, Wi-Fi). Для этого необходимы усилия всех работающих в данном направлении организаций. Необходимая инфраструктура и обнадёживающие экспериментальные данные для этого имеются. Можно смело утверждать, что наработанная информационная база, технологии и сам принцип скрытой ПАЛ найдут своё достойное место и в военное время.


На рисунке: «Схема бистатической РЛС». Для примера приведена действующая зона покрытия границ Южного федерального округа сигналом оператора сотовой связи «Билайн»

Чтобы оценить масштабы размещения передатчиков подсвета, возьмём для примера среднестатистическую Тверскую область. В ней на площади 84 тысячи кв. км с населением 1 млн 471 тысяча человек действуют 43 радиовещательных передатчика трансляции звуковых программ УКВ ЧМ и FM станций мощностью излучения от 0.1 до 4 кВт; 92 аналоговых передатчика телевизионных станций мощностью излучения от 0.1 до 20 кВт; 40 цифровых передатчиков телевизионных станций мощностью от 0.25 до 5 кВт; 1500 передающих радиотехнических объектов связи различной принадлежности (в основном базовые станции сотовой связи) мощностью излучения от единиц мВт в городской зоне до нескольких сотен Вт в загородной зоне. Высота подвеса передатчиков подсвета варьируется от 50 до 270 метров.


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Научно-технические проблемы развития федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и пути их решения Генерал-майор А.Я. КОБАН, кандидат технических наук Полковник Д.Н. САМОТОНИН, кандидат технических наук АННОТАЦИЯ. Определены основные научно-технические проблемы и направления развития Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационной системы страны в условиях создания воздушно-космической обороны России. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: федеральная система разведки и контроля воздушного пространства РФ, аэронавигационная система России, радиотехнические войска, радиолокационное обеспечение, единая автоматизированная радиолокационная система. SUMMARY. Rey scientific and technical problems and areas for developing the RF Federal system of air space reconnaissance and control and Air navigation system of the country in terms of creation of the Aerospace Defense of Russia. KEYWORDS: RF Federal system of air space reconnaissance and control, Air navigation system of Russia, Radio Technical Troops, radar support, unified automated radar system. ФЕДЕРАЛЬНАЯ система разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП РФ) создана на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 января 1994 года 146, является межведомственной системой двойного назначения и предназначена для обеспечения радиолокационной информацией о воздушной обстановке пунктов и центров управления (ПУ, ЦУ) Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) в интересах решения задач противовоздушной обороны (ПВО), в том числе задач по охране государственной границы и пресечению террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве РФ, по обеспечению полетов воздушных судов государственной, экспериментальной и гражданской авиации, а также для радиолокационного обеспечения центров организации воздушного движения аэронавигационной системы РФ (АНС России) за счет комплексного использования имеющихся в ВС РФ и АНС России радиолокационных систем и средств. Информационно-технической основой ФСР и КВП РФ является единая автоматизированная радиолокационная система (ЕАРЛС). Для решения задач, возложенных на ФСР и КВП, в составе ЕАРЛС привлекаются силы и средства радиотехнических частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также радиолокационных позиций двойного назначения (РЛП ДН) Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). В целях развития ЕАРЛС в период с 2007 по 2015 год выполнена федеральная целевая программа «Совершенствование федеральной системы

2 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФСР И КВП РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 15 разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (гг.)» (далее Программа (), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2006 года 345. Анализ итогов реализации Программы () показывает, что заявленные в ней цели по повышению эффективности контроля воздушного пространства, снижению общих затрат на содержание радиотехнических подразделений Минобороны России и повышение безопасности полетов авиации в основном достигнуты. Вместе с тем отсутствие концептуальных и нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы функционирования, обеспечения деятельности и развития ФСР и КВП, изменение условий и факторов, влияющих на построение и применение единой радиолокационной системы и системы контроля за использованием воздушного пространства РФ, обусловили ряд научно-технических проблем развития ФСР и КВП на период до 2025 года: недостаточный уровень автоматизации информационно-технического взаимодействия ЦУ (ПУ, КП) ПВО (ВКО) с оперативными органами Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) для реализации эффективной совместной обработки радиолокационной, полетной и плановой информации о воздушной обстановке при решении задач контроля использования воздушного пространства РФ; несоответствие принципов построения и функционирования ЕАРЛС требованиям по ее интеграции с ЕС ОрВД, формированию и поддержанию единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки в условиях создания системы ВКО РФ и АНС России; несоответствие принципов разработки, функционирования и применения в системе управления Воздушно-космических сил (ВКС) средств автоматизации контроля использования воздушного пространства РФ предъявляемым к ним в современных условиях требованиям; несоответствие ТТХ устаревших средств радиолокации современным информационным потребностям Минобороны России при решении возлагаемых на них задач с учетом возрастания угроз безопасности РФ в воздушном пространстве. Сформулированные научно-технические проблемы позволили обосновать следующие основные направления развития ФСР и КВП в условиях создания системы ВКО РФ и АНС России. Первое направление. Разработка новых и модернизация существующих средств разведки (наблюдения) воздушного пространства. Анализ прогнозируемой целевой и помеховой обстановки на период до 2025 года обуславливает необходимость существенного повышения требований к применяемым средствам радиолокации в части их пространственных и информационных возможностей. Учитывая, что вся пилотируемая авиация, а также многие беспилотные средства противника для облегчения преодоления системы ПВО оборудованы передатчиками помех, существенно возрастают требования к помехоустойчивости группировок радиотехнических войск (РТВ). В условиях сокращения временного интервала между обнаружением целей и нанесением по ним удара средствами воздушного нападения (СВН) противника основным способом сохранения группировки РТВ будет маневр силами и средствами радиолокационной разведки. Следовательно, требования к мобильности перспективных РЛС повышаются. Учитывая, что задачи боевого дежурства по ПВО выполняются непрерывно (в мирное и военное время), а условия функционирования средств радиолокации в мирное и военное время отличаются, то и тре-

3 16 А.Я. КОБАН, Д.Н. САМОТОНИН бования к средствам радиолокации дежурного режима мирного и военного времени будут различны. Для решения задач мирного времени необходимы относительно недорогие РЛС с интегрированными средствами вторичной радиолокации и дополнительной аппаратурой автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В). Эти средства радиолокации в целях снижения стоимости могут быть стационарными (перевозимыми), но при этом должны обладать высокой надежностью (назначенный ресурс более ста тысяч часов, наработка на отказ тысячи часов), ремонтопригодностью (блочно-модульный принцип построения, встроенная аппаратура диагностики и поиска неисправностей, прогнозирования технического состояния), низкой стоимостью эксплуатации (автоматические, без участия расчета радиолокационные модули). С учетом необходимости использования информации о воздушной обстановке в интересах Минобороны и Минтранса России при решении задач ОрВД данные средства радиолокации должны проходить сертификацию установленным порядком. Одним из основных направлений развития средств радиолокации дежурного режима, выполняющих задачи в мирное время, должно быть доведение их до уровня автоматических РЛС. Данное требование в том числе обусловлено необходимостью воссоздания радиолокационного поля в Арктической зоне РФ. Исходя из условий применения в военное время к радиолокационным средствам дежурного режима, дополнительно предъявляются следующие требования: автоматическая разведка типов помех и адаптация к воздушной и радиоэлектронной обстановке, в том числе возможность концентрации энергии на помехоопасных и других важных направлениях; высокая скрытность работы, обеспечиваемая разработкой пассивных (полуактивных) средств радиолокации; высокая мобильность, обеспечиваемая сокращением времени свертывания (развертывания), включения и контроля функционирования РЛС; автоматическая топопривязка и ориентирование. При этом РЛС дежурного режима, предназначенные для несения боевого дежурства по ПВО в военное время, должны быть многодиапазонными, обеспечивающими при незначительных энергетических затратах требуемые характеристики по дальности обнаружения и точности определения координат СВН противника. С учетом анализа потенциальных угроз РФ в воздушно-космической сфере возрастает актуальность обнаружения СВН, действующих на малых и предельно-малых высотах. Различия по условиям и задачам применения маловысотных РЛС предопределяют их деление на РЛС дежурного и боевого режима. Основными требованиями, предъявляемыми к перспективным маловысотным РЛС дежурного режима, являются: возможность обнаружения и сопровождения низколетящих, малоразмерных и не скоростных воздушных целей (КР, БЛА, дельтапланов и др.) на фоне интенсивных отражений от земли, местных предметов, гидрометеообразований, преднамеренных пассивных и несинхронных импульсных помех; наличие в составе радиолокационных комплексов (РЛК) удаленных радиолокационных модулей, размещенных вне подразделений РТВ и работающих в автоматическом режиме; возможность размещения антенных систем на высотных опорах (в отдельных случаях на привязных аэростатах). К маловысотным РЛС боевого режима прежде всего предъявляются требования высокой маневренности, достаточного энергети-

4 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФСР И КВП РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 17 ческого потенциала с возможностью его концентрации в заданном направлении (секторе), повышенной точности измерения координат и возможности обнаружения целей с малой эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР). Одним из основных требований, предъявляемых к перспективным РЛС, является необходимость их сопряжения с действующими и перспективными комплексами средств автоматизации, а также возможность интеграции в единое информационное пространство о состоянии воздушной обстановки. Это предусматривает в том числе применение унифицированных протоколов обмена информацией о состоянии воздушной обстановки, объединение радиолокационной информации из различных источников о воздушных объектах, обмен данной информацией на более высоких скоростях с использованием средств создаваемой цифровой телекоммуникационной сети Минобороны России. Второе направление. Полномасштабное развертывание ЕАРЛС ФСР и КВП и ее комплексная модернизация в интересах повышения эффективности использования радиолокационной, полетной и плановой информации, получаемой от органов ЕС ОрВД, для решения задач ПВО. Полномасштабное развертывание ЕАРЛС и ее комплексная модернизация предусматривают: оснащение (переоснащение) радиотехнических подразделений современными и перспективными РЛС (РЛК); модернизацию трассовых радиолокационных позиций двойного назначения Росавиации путем развертывания на них новых РЛК ДН, а также реконструкцию центров ЕС ОрВД, в том числе в интересах совершенствования межведомственного информационно-технического взаимодействия; создание и развертывание унифицированных автоматических модулей программно-технических средств (МПТС), обеспечивающих автоматический обмен плановой, радиолокационной и дополнительной информацией с использованием унифицированных протоколов информационно-технического взаимодействия трассовых радиолокационных позиций двойного назначения и центров ЕС ОрВД с ЦУ (ПУ, КП) ВС РФ. Для обеспечения информационно-технического взаимодействия по цифровым каналам и с использованием унифицированных протоколов со стороны объектов Минобороны России предусмотрены закупки перспективных комплексов средств автоматизации (КСА), что в совокупности обеспечит повышение эффективности совместной обработки радиолокационной, полетной и плановой информации на командных пунктах радиотехнических полков. Третье направление. Поэтапное создание интегрированной радиолокационной системы ФСР и КВП в интересах формирования единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки с использованием ресурсов развернутой ЕАРЛС. Реализация направления организована путем оснащения радиотехнических полков комплексами автоматических средств, разработанных в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Наблюдатель ФСР и КВП», и интеграции на их основе всех источников радиолокационной информации Минобороны России и Росавиации, дислоцированных в границах позиционного района радиотехнического полка. Четвертое направление. Организация единой системы автоматизированного контроля использования воздушного пространства РФ (ЕСКИВП) в системе управления ВКС. Реализацию этого направления планируется осуществить в рамках государственной программы вооружения, предусматривающей разработку и принятие на вооружение унифицированных МПТС автоматизации решения задачи контроля использования

5 18 А.Я. КОБАН, Д.Н. САМОТОНИН воздушного пространства РФ. МПТС предназначены для совместного применения с КСА ЦУ (ПУ, КП) объединений ВКС, соединений ПВО, воинских частей РТВ в интересах повышения качества решения задачи контроля использования воздушного пространства на основе реализации современных системотехнических принципов обмена и обработки информации, поступающей от центров ЕС ОрВД и ПУ радиотехнических войск. МПТС разрабатывается в различных комплектациях с открытым интерфейсом информационно-технического сопряжения для применения на всех уровнях управления при автоматизированном решении задачи контроля использования воздушного пространства совместно с существующими и перспективными комплексами средств автоматизации. Таким образом, в решении основных научно-технических проблем в период до 2025 года можно выделить два этапа годы комплексная модернизация ЕАРЛС во всех регионах РФ, создание головного участка совместного применения интегрированной радиолокационной системы (ИРЛС) ФСР и КВП и ЕСКИВП годы полномасштабное развертывание ИРЛС и ЕСКИВП во всех регионах страны. Успешная реализация этапов развития ФСР и КВП возможна при безусловном выполнении мероприятий ГПВ и своевременной разработке (уточнении) концептуальных и нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы построения, функционирования, обеспечения деятельности и развития ФСР и КВП.


ОБЗОРНАЯ ДВУХКООРДИНАТНАЯ РЛС метрового диапазона П-18Т/TRS-2D назначение РЛС П-18Т/TRS-2D является импульсной когерентной радиолокационной станцией метрового диапазона и предназначена для обнаружения

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении Авиационных правил организации радиолокационного обеспечения полетов государственной авиации Республики Беларусь 26 октября 2015 г.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫх СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕННЫх СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Евгений Робертович Мейчик НАЧА ЛьНИК СВязИ ВООРУ женных СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ заместитель

Радиолокация на современном этапе. Возможные пути развития поэтапная модернизация и создание унифицированных блочномодульных комплектаций. Боевые действия в военных конфликтах второй половины XX-го и наступившего

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРА -НСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ) ПРИКАЗ Москва &Jt Об утверждении Положения об Управлении радиотехнического обеспечения полетов и

Перспективы развития системы связи и АСУ Вооруженных Сил Российской Федерации Н а ч а л ь н и к Г л а в н о г о у п р а в л е н и я С в я з и В о о р у ж е н н ы х С и л Р о с с и й с к о й Ф е д е р а

Трёхкоординатная средних и больших высот дежурного режима НАЗНАЧЕНИЕ предназначена для обнаружения, измерения трёх координат, сопровождения, определения государственной принадлежности воздушных объектов

ВНЕДРЕНИЕ ИКТ В СЛУЖЕБНО-БОЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ н а ч а л ь н и к У п р а в л е н и я с в я з и и а в т о м а т и з и р о в а н н о г о у п р а в л е н и я в о й с к а м и Г К

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ СВЯЗИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Начальник связи Вооруженных Сил Российской Федерации з а м е с т и т е л ь н а ч а л ь н и к а Г е н е р а л ь н о г о ш т а б а В

Работа по созданию сплошного радиолокационного поля РФ. Оснащение Вооруженных Сил России радиолокационными станциями (РЛС) высокой заводской готовности «Воронеж-ДМ» идѐт с опережением графика. Об этом

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 июля 2017 г. 98 О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 августа 2013 г. 88 На

64 Bозможности оборонно-промышленного комплекса России по созданию перспективных огневых систем ПРО Игорь КОРОТЧЕНКО Главный редактор журнала «Национальная оборона» Основной задачей, которую решают войска

Войска воздушно-космической ОБОРОНЫ НАДЕЖНЫЙ щит страны в воздухе и КОСМОСЕ Александр Валентинович Головко ком андующий ВойСК АМИ ВОзД У ШНО-КОСМИЧЕСКОй ОБОРОНЫ, ГЕНЕРА Л-ЛЕйТЕНАНТ Войска воздушно-космической

Космические войска Космические войска являются родом войск Воздушно-космических сил Космические войска решают широкий спектр задач, основными из которых являются: - наблюдение за космическими объектами

ГЕОПОЛИТИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ Глобальный мониторинг космической обстановки важнейшее направление обеспечения военной безопасности Российской Федерации в воздушно-космической сфере Полковник А.Н. КАЛЮТА АННОТАЦИЯ.

ПЕЧОРА-2ТМ Зенитный ракетный комплекс ЗРК средней дальности С-125-2ТМ «Печора-2ТМ» ЗРК С- 125-2ТМ «Печора -2ТМ» предназначен для борьбы с современными и перспективными средствами воздушного нападения в

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РАДИОНАВИГАЦИИ И РАДИОПРОТИВОДЕЙСТВИЯ В ЛОКАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ Яцкевич В. А., ООО «Специальные радиосистемы

А.М. Мухаметжанов¹, О.С. Ишутин² Современные подходы в управлении военно-медицинской службой ¹Военная кафедра Карагандинской государственной медицинской академии. Республика Казахстан. ²Военно-медицинское

Перспективы развития икт в интересах системы управления Вооруженных Сил Российской Федерации Начальник Управления заказов и поставок автоматизированных систем управления, информационных систем, комплексов

НовЫЕ АСПЕКты военно-технической ПОЛИтИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ в современных условиях Сергей Кужугетович Шойгу МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ, ГЕНЕРА Л АРМИИ В настоящее время научно-технический

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ И ИНФОРМАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 СОДЕРЖАНИЕ РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ... 3 УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ (СИЛАМИ) И ОРУЖИЕМ. МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОЕННЫХ

Соколов Никита Вячеславович студент ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» г. Санкт-Петербург Степаненко Кирилл Васильевич

Основы боевого применения ПВО Взаимодействие родов войск Истребительная авиация Радиотехнические войска Зенитно-ракетные войска Взаимодействие родов войск ПВО Выполнение боевой задачи по охране и обороне

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине «Военно-техническая подготовка» по военно-учетной специальности Эксплуатация и ремонт радиотехнических средств наведения зенитных ракетных комплексов противовоздушной

Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» УТВЕРЖДАЮ Первый проректор Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и

Буренок В.М., доктор технических наук, профессор Москаленко В.И., кандидат технических наук Соломенин Е.А. Направления развития системы опознавания Рассмотрены вопросы построения перспективной системы

С.С. Смирнов, кандидат технических наук, доцент В.Л. Лясковский, доктор технических наук, профессор Д.В. Нестеров Методика формирования программных мероприятий по созданию технологий и образцов оружия

Совершенствование организационной структуры военной составляющей Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации Аннотация. В статье на фоне совершенствования организационной структуры

Структура и состав пункта управления тылом войск национальной гвардии Российской Федерации. Дементьев Дмитрий Николаевич капитан, слушатель 116 ВНГ учебного отделения Военная академия материально-технического

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕхНИКИ РАКЕТНЫх ВОЙСК И АРТИЛЛЕРИИ СУхОПУТНЫх ВОЙСК В СОВРЕМЕННЫх УСЛОВИЯх Александр Викторович Кочкин заместитель НАЧА ЛьНИК А ГЛАВНОГО РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОГО

УДК 623.418.2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ИМИТАТОРА-ТРЕНАЖЕРА РАБОЧИХ МЕСТ ЗРК ДД-СД ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАВЕДЕНИЯ ЗРК ПВО ВВС Тимофеев Г.Г., студент

25/8/03 ОДИННАДЦАТАЯ АЭРОНАВИГАЦИОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Монреаль, 22 сентября 3 октября 2003 года Пункт 1 повестки дня. Пункт 1.2 повестки дня. Представление и оценка глобальной эксплуатационной концепции организации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ от 24 февраля 2015 года 65 О поддержании сил и органов управления гражданской обороны в готовности к действиям В соответствии с Федеральным законом от 12

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-КОСМИчЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫх УСЛОВИЯх Олег Николаевич Остапенко КОМ АНДУЮщИЙ КОСМИЧЕСКИМИ ВОЙСК АМИ, ГЕНЕРА Л-М АЙОР Современные мировые тенденции

Проблемы нормативно-правового обеспечения применения комплексов с БЛА Управление авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России, заместитель начальника отдела, к.т.н. Н.Н. Олтян 1 Управление авиации

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 150 30 апреля 2007 г. г. Москва Об утверждении Федеральных авиационных правил по штурманской службе государственной авиации В соответствии с постановлением

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЦЕНТРАЛЬНОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Научно-исследовательский испытательный

РОЛь военных технологий в РАзвитИИ СИСтЕМЫ вооружения вооруженных СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАцИИ Сергей Егорович Панков нача льник У ПРАВЛЕНИ я ПЕРСПЕКТИВНЫХ МЕжВИ ДОВЫХ ИССЛЕДОВАНИй и СПЕЦИА ЛьНЫХ ПРОЕКТОВ

Приложение 14 Основные направления взаимодействия и пути информационно-технического сопряжения АСРК-РФ ФГУП «РЧЦ ЦФО» с Единой системой комплексного технического контроля Вооруженных Сил Российской Федерации

А. В. Леньшин, Н. М. Тихомиров, С. А. Попов БОРТОВЫЕ РАДИОЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ Учебное пособие Под редакцией доктора технических наук А. В. Леньшина Рекомендовано УМО по образованию в области эксплуатации

О Т З Ы В официального оппонента на диссертационную работу Фитасова Евгения Сергеевича «Пространственно-временная обработка сигналов в малогабаритных мобильных радиолокационных системах обнаружения низколетящих

В.Г. Найденов доктор технических наук старший научный сотрудник Е.В. Першин Постановка задачи определения оптимального типажа средств экспериментально-испытательной базы полигона Минобороны России для

КОРАБЕЛЬНЫЕ АСУ: МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СРЕДСТВ И КОМПОНЕНТОВ УДК 681.324 В.А. Ильин, И.Л. Козлов АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНОЙ КОРАБЛЕЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 8 июля 2015 г. 79 О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства образования Республики Беларусь На основании пункта

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР» «СЫКТЫВКАР» КАР КЫТШЛÖН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНСА АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШУÖМ от г. Сыктывкар, Республика Коми Об утверждении положения

II. Аннотация 1. Цели и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование и развитие у обучающих профессиональных компетенций, обеспечивающих исполнение ими первичных научных должностей

ПОВЫШЕНИЕ ПОМЕХОЗАЩИЩЕННОСТИ РЛС С АФАР ЗА СЧЕТ СИСТЕМЫ ВСТРОЕННОГО КОНТРОЛЯ 1. Обеспечение помехозащищенности системы во многом определяется характеристиками антенной системы, входящей в состав РЛС, т.к.

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 20 марта 2012 г. N 5/35415 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 марта 2012 г. N 234 О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ПерсПектиВЫ развития системы радиоэлектронной БорЬБЫ российской ФедерАЦии на Период до 2020 ГодА Михаил Валерьевич Доскалов НАЧА ЛьНИК ВОйСК РА ДИОЭЛЕКТРОННОй БОРьБы ВООРУЖЕННыХ СИЛ РОССИйСКОй ФЕДЕРАЦИИ,

УДК 623.76(092) Я. В. Безель, 2015 Этапы развития автоматизированных систем управления авиацией и ПВО Приводится краткий обзор работ, выполненных в НИИ-5 (МНИИПА) в 1923 2010 гг. по созданию и совершенствованию

Подходы к обеспечению безопасного применения БАС Текущая ситуация в области применения беспилотных аппаратов Стремительный рост бесконтрольно используемых беспилотных аппаратов в России и в других странах

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 9 ноября 2017 г. 2478-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Стратегии обеспечения единства измерений в до 2025 года.

Анализ современного состояния обороннопромышленного комплекса Республики Казахстан и перспективы его развития Талгат Женисович Жанжуменов Заместитель Министра обороны Республики К аза хстан, генера л-м

56 Bоздушно-космическая оборона России: история создания и основные задачи 57 Николай ЛЯХОB Полковник в отставке, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, с 2003 по 2007 гг. заместитель начальника

УДК 629.733.34 Технические науки Мешкова Е.В., Митрошина Е.В. студентки 4 курса электротехнического факультета, Пермский национальный исследовательский политехнический университет ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 августа 1999 г. N 1308 О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ [Изменения и дополнения:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 18 ноября 2014 г. 1215 МОСКВА О порядке разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов, а также сбора и

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований

УДК 623.4 М.Ю. Трубин НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ ВМФ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Трубин Максим Юрьевич, окончил факультет АСУ ВМИРЭ им. А.С. Попова.

Код УДК: 355/359 2016г Качалков А.Д., магистрант Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС, г.екатеринбург

Российская Федерация Новгородская область, Мошенской район Администрация Калининского сельского поселения П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 22.02.2013 25 д. Новый Поселок О внесении изменений в Положение о

1. Основные положения по управлению ГО. 2. Пункты управления: предназначение, размещение, оснащение, системы жизнеобеспечения, организация работы на пункте управления. 3. Штаб ГО и возлагаемые на него

Структура Вооруженных Сил Республики Казахстан Силы Воздушной Обороны Военно-морские силы Аэромобильные войска Ракетные войска и артиллерия Региональные командования Тыл ВС РК Специальные войска Военные-учебные

Государственной программе вооружения эффективные методы контроля и управления Сергей Владимирович Хуторцев Директор Департамента мобилизационной подготовки экономики РФ и формирования госуд арственного

Возможные решения задачи мониторинга воздушного движения на малых высотах Гринченко О.Т. Начальник Северо-Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства

УДК 65.011.56 В.Г. Тодуров ПЕРСПЕКТИВА СОЗДАНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ОБРАЗЦОВ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ ОХРАНЫ И ОБОРОНЫ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ ПРИБРЕЖНЫХ СТРАН Тодуров Владимир Григорьевич, кандидат технических наук, окончил

Связь и автоматизированное управление важнейшее условие руководства спасательными силами Н а ч а л ь н и к У п р а в л е н и я з а щ и т ы и н ф о р м а ц и и и о б е с п е ч е н и я б е з о п а с н о

2013 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА 189 УДК 629.735.017.1 ВЫБОР МЕТОДОВ АНАЛИЗА НАДЁЖНОСТИ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ АЭРОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ О.В. МИЩЕНКО, А.А. АПАНАСОВ Статья представлена доктором технических