Питание в случае задержки рейса. Эксперты объяснили, с чем связаны задержки чартерных рейсов

С 29 октября должны вступить в силу новые инициативы Минтранса, согласно которым авиакомпании будет жестоко наказываться за задержку чартерных рейсов. В частности, за это им вообще будут запрещать совершать международные рейсы: Росавиация внесет соответствующие изменения в сертификат эксплуатанта.

Для чартерных авиакомпаний это фактически будет означать в большинстве случаев полную остановку деятельности, так как именно за границу подавляющее большинство чартерных рейсов и совершается. Для обычных авиакомпаний прекращение международных полетов тоже станет серьезным ударом по выручке.

Правда, пока непонятно, сколько именно рейсов и на какой срок нужно задержать, чтобы попасть под санкции, и здесь важно не перегнуть палку: например, поскольку регулярные имеют перед ними приоритет, и в загруженных аэропортах, например, московских, ожидание слота на вылет может занять несколько часов.

Впрочем, серьезные задержки вылетов чаще всего возникают из-за отсутствия необходимого числа исправных самолетов: численность флота у чартерных авиакомпаний, как правило, невелика, и из-за поломки одной-двух машин возникают веерные задержки рейсов. Причины могут быть и не в поломках: например, летом массовые задержки рейсов «ВИМ-Авиа» происходили из-за того, что авиакомпания позже запланированного срока получила самолеты с ; а год назад с похожей проблемой .

Росавиация ежемесячно публикует статистику задержек отдельно по регулярным и отдельно по чартерным рейсам, учитывая серьезные задержки (более 2 часов) по вине авиакомпаний. Показатели задержек у всех, кто более-менее серьезно занимается чартерными перевозками, значительно выше, чем на регулярных рейсах. Так, если на «регулярке» у крупных компаний в июле этого года задерживалось 1-5% рейсов (ЮТэйр 1,09%, Победа 1,47%, Аэрофлот 2,65%, Россия 3,42%, S7 Airlines 4,62%, лишь у Уральских авиалиний 10,65%), то на чартерных рейсах совсем другие цифры: у “России” 7%, у Azur Air (крупнейший игрок рынка) 7,9%, «Роял Флайт» - 8%. «Северный ветер» задержал 9,6% рейсов, «ВИМ Авиа» 13,8%, iFly 19,3%, а «Ред Вингс» - 21,8%.

Теперь Росавиация должна будет также проверять возможности перевозчиков выполнять заявленные объемы чартерных перевозок, и только после этого туроператоры смогут заключать с ними договоры фрахта, пишут “Известия”.

«Это к доктору», - лаконично комментирует ситуацию Андрей Крамаренко, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.

“На самом деле задерживаться могут не только чартеры, но и регулярные рейсы. Чаще всего это происходит по объективным причинам: непогода или затянувшееся техобслуживание. Но есть нюанс: пассажирам регулярного рейса при длительной задержке скорее всего предоставят другое судно, а вот пассажирам чартерного рейса придется ждать, пока подадут их самолет. Авиакомпании, конечно, заинтересованы поскорее решить свои форс-мажоры, чтобы не получить штраф за задержку. Но и пассажиры должны знать свои права: например, при задержке более 2 часов они вправе требовать питание и прохладительные напитки. Жесткое регулирование чартерных рейсов спасет потерянные дни отпуска у туристов (и главное нервы), а также избавит авиакомпанию от лишних трат на штрафы и компенсации пассажирам”, – комментирует представитель Aviasales Янис Дзенис.

Действительно, в мире достаточно компаний, специализирующихся на оперативном предоставлении резервных бортов с экипажами на случай технических проблем, однако для чартерных рейсов такой услугой не пользуются из экономии.

“Для того, чтобы можно было реализовывать какие-либо меры, необходимы чёткие критерии. Какие критерии выбраны – на данный момент не ясно. Озвученные меры теоретически уже есть в арсенале регулятора и при необходимости могут в той или иной мере применяться к нерадивым перевозчикам“, - комментирует Анастасия Матюшина, Директор по связям с общественностью авиакомпании AZUR air.

Уже давно перелеты на самолете вошли в обыденную жизнь человека. Передвижения с помощью авиатранспорта более удобны, занимают меньше времени, и конечно, отнимают меньше сил. За максимально короткие сроки можно оказаться в любой точке мира. Такую скорость не способен предложить ни один другой вид транспорта. А если спланировать свою поездку правильно, предварительно выяснив все нюансы, то стоимость билета на самолет может оказаться очень приятной.

С каждым новым днем все больше и больше людей отдают свое предпочтение воздушному транспорту. И это неудивительно, ведь положительные стороны такого способа передвижения видны невооруженным глазом. Количество клиентов в авиакомпаниях с каждым днем стремительно увеличивается. За все это время определенная часть людей смогла испытать на себе такую проблему, как задержка рейса. Она уже не вызывает удивление. Самолет - сложный механизм, да и чтобы поднять эту машину в воздух, необходимо согласовать целый ряд фактов. Любая ошибка или даже самая мелкая неисправность приводит к проблеме задержки рейса.

Ниже будут описаны самые распространенные причины задержки рейсов. Подобных ситуаций довольно много, поэтому их можно классифицировать по отдельным группам.

Метеорологическая ситуация


Таких причин может быть довольно много. Погода очень непредсказуемая вещь, и даже синоптики не всегда могут предоставить точный прогноз. Ввиду таких причин рейс может быть задержан, или судно приходится обрабатывать специальными средствами перед вылетом. Использование таких средств также требует временных затрат.

Очень часто возникает ситуация, что одна авиакомпания задерживает рейс до стабилизации погоды, а вот другая спокойно продолжает перевозку пассажиров. Одни не понимают причин такого поведения, другие пытаются найти, в чем личная выгода для компании. На самом деле объяснение более чем простое, у каждой компании есть свои воздушные машины, которые отличаются моделью и комплектацией. Каждый самолет имеет свой температурный порог и условия эксплуатации. Поэтому все рекомендации четко исполняются, и компания пытается максимально позаботиться о своих пассажирах.

Выявленные неисправности авиалайнера

Самолет достаточно сложный механизм, в работе которого большое значение имеют даже самые незначительные мелочи. Перед взлетом судно проверяют по всем параметрам. Выявление мелких поломок устраняется на месте, естественно, что для этих видов работы тоже необходимо время. Если поломка оказывается более серьезной, самолет снимается с рейса, и ему ищут замену. Такие ситуации случаются редко и входят в список экстренных случаев. Но все равно пассажиры будут доставлены к нужному пункту назначения.

Большинство авиакомпаний очень не любят, когда складываются ситуации подобного рода. Ведь такие задержки всегда оставляют свой след на репутации. В большинстве случаев задержка происходит из-за мелкого ремонта. Узнав о неисправностях самолета, любой пассажир может запаниковать, поэтому администрация предпочитает называть другие причины, по которым происходит задержка рейса.

Позднее прибытие авиалайнера

Это причина наиболее распространенная у администрации аэропортов. Ведь звучит она безобидно и не вызывает особого подозрения у пассажиров. Поэтому очень часто в аэропортах можно услышать именно такое обоснование задержки рейсов. Но настораживает именно то, что в определенных случаях такая причина не является правдой.

Сбой в работе наземных служб

Задержка рейса может возникнуть в период с прилета до вылета. Именно в связи с этим и могут возникать различного рода проблемы. Причин такой задержки неисчислимое количество. В большинстве случаев роль играет человеческий фактор. Это может быть опоздание обслуживающего персонала, продолжительная уборка в салоне самолета или же долгая разгрузка багажного отдела.

В подобных ситуациях задержка рейса не длится слишком долго, максимально это может занять около 30-ти минут. Обычно такое время не вызывает особой паники у пассажиров. Все происходит без нервов, да и причины довольно обоснованы. При возникновении более серьезных ситуаций, когда задержка вылета рейса происходит в связи с нарушением работы наземных служб на протяжении более двух часов, то каждый пассажир вправе требовать возмещение части от стоимости билета.

Права пассажиров

Если рейс задерживается, но при этом пассажиры не услышали объявления с обоснованиями задержки, то первым делом необходимо обратится к работнику за стойкой регистрации. В большинстве случаев четкого ответа на поставленный вопрос пассажир не получает. Чаще всего можно услышать какие-то распространенные причины, которые не должны вызвать лишнего волнения со стороны людей. И это логично, ведь любая компания дорожит своей репутацией.

Действия граждан

Как бы не складывалась ситуация, сознательный пассажир должен внести в своей билет специальную отметку о задержке рейса. Именно эта отметка даст основание требовать скидку или вообще возместить деньги за билет. Именно это право гарантировано каждому пассажиру при длительной задержке рейса.

Отмечаются особые права авиапассажиров при задержке рейса на время от 30 минут до 2-х часов. Администрация аэропорта обязана предоставить бесплатное хранение багажа, а также обеспечить бесплатное пребывание женщин с детьми в специально оборудованной комнате.

Права при задержке рейса от 2-х до 4-х часов гарантируют возможность пассажирам совершить два звонка в любую точку мира. Эти звонки должны быть оплачены авиакомпанией. Также гарантируется бесплатная раздача прохладных или горячих напитков.

Задержка рейса от 4 до 6 часов предусматривает бесплатную раздачу пищи с интервалом 6-8 часов.

Если задержали рейс на более чем 6 часов, то авиакомпания должна предоставить пассажирам место для ночлега. Естественно, это не может быть зал ожидания. Компания обязана оплатить гостиницу и все транспортные расходы.

Компенсация

Как бы там ни было, в любом случае задержка вылета - это вина транспортной компании, даже если причиной стали Каждый пассажир может возместить часть от суммы стоимости билета. Максимальная часть компенсации - это 50%. Но вместе с тем администрация обязана оплатить все денежные затраты пассажира во время ожидания рейса. Это может быть что угодно - оплата билетов на другие виды транспорта, оплата посещений разнообразных развлекательных заведений, оплата счета в ресторане или кафе. Единственным нюансом является то, что пассажир обязан предоставить все чеки, в противном случае возмещение не будет осуществлено.

Особые случаи

Если пассажиры ехали на отдых, и билет при этом включен в общую стоимость путевки, то можно предъявить претензии на оплату пропущенных дней отдыха. Если в течение 20-ти дней заявка не будет подана, в дальнейшем она не подлежит рассмотрению. Иногда перелет предусматривает пересадку, которая совершается одной авиакомпанией. Естественно, пассажир не успеет на предполагаемый второй самолет. Поэтому по прибытию администрация должна позаботиться и разместить пассажира в другой самолет абсолютно бесплатно. Причем, если человек летел эконом-классом, а места есть только в бизнес-классе, то его обязаны посадить в отделение повышенного уровня. Если же ситуация произошла в точности наоборот, то компания обязана оплатить разницу.

Каким образом нужно добиваться компенсации?

В сложившейся ситуации нужно позаботиться о наличии доказательств задержки рейса. У администрации аэропорта необходимо потребовать справку о задержке самолета. Эта бумага должна иметь печати, обоснованные причины. Человек во время ожидания своего рейса может пользоваться любыми услугами. Главное сохранять чеки, на которых будет четко видно время. Можно пойти в ресторан, снять номер в отеле и так далее.

Подобные ситуации решаются очень быстро, ведь ни одному перевозчику не нужно создавать скандалы. скажется на дальнейшей работе, поэтому желательно, чтобы пассажир был доволен.

Бывают и такие компании, которые могут отказаться возмещать денежные средства. В такой ситуации можно смело подавать в суд, приложив к делу все необходимые документы. Добиваться возращения денег через суд - трудоемкий процесс, но в большинстве случаев правда всегда на стороне пострадавшего.

Чтобы не попасть в неловкое положение, нужно всегда иметь при себе дополнительные деньги. Ведь в таких непредвиденных ситуациях они могут очень сильно понадобиться.

Действия в случае нарушения прав пассажира

Такая ситуация очень неприятна, но оставить все, как есть, не выход. Необходимо добиться справедливости и возврата потраченных денежных средств. Для начала нужно собрать весь необходимый пакет документов, а именно:

  • Непосредственно авиабилет. На нем должны присутствовать необходимые отметки о задержке рейса.
  • Все чеки и квитанции о затратах, которые были необходимы в связи с задержкой рейса.
  • Четко расписанное письмо, в котором указываются все претензии и требования.

Все собранные документы необходимо вложить в конверт и отправить в главный офис компании.

Если на протяжении 30 суток пассажир не получил ответа от авиакомпании, то можно смело подавать заявление в суд. И уже через некоторое время справедливость будет восстановлена.

Описанные в статье правила и нормы распространяются на все виды рейсов. Даже если происходит задержка чартерного рейса, права пассажиров остаются такими же. Ответственность несет перевозчик в одинаковой степени. Потребитель должен получать качественный сервис в любом случае.

Реклама

Задержки чартерных рейсов стали регулярными, ежедневно Росавиация фиксирует от трех до 13 таких случаев. Накануне Azur Air задержала чартер из Домодедово во Вьетнам на 14 часов, а авиакомпания «Икар» задержала вылет из Новосибирска в Камран на 16 часов. Для оздоровления рынка авиаперевозок в туристском сегменте федеральные ведомства могут перевести чартерные перевозки в статус регулярных.

В этом туристическом сезоне Росавиация ежедневно фиксирует не менее 3–4 задержек чартерных пассажирских перевозок на срок более двух часов. В некоторые дни задерживаются больше десяти рейсов. По данным Росавиации, в России 6 августа были задержаны 13 чартеров.

В первые дни августа на первое место по количеству задержанных чартеров вышла компания Azur Air. 1 августа авиаперевозчик задержал один рейс, 2–3 августа - по пять, а 6 августа - шесть, в числе которых рейс из московского авиаузла Домодедово до Нячанга (Вьетнам), задержанный на 14 часов.

По расписанию вылет должен был состояться 5 августа в 15.25, однако рейс перенесли сначала на 20.45, а затем откладывали каждый час. Отчаявшиеся пассажиры задержанного рейса пыталась заблокировать вылет этой же авиакомпании в Анталию в 4.30 утра. По сообщениям информагентств, люди скандировали: «Помогите, позор Azur Air».

В Росавиации отмечают, что причиной задержки стала неисправность воздушного судна и его вынужденная замена. В то же день в Домодедово был задержано еще два рейса Azur Air в Турцию (более чем на 12 часов каждый) - также из-за неисправности воздушных судов.

Вылет чартерного рейса «Новосибирск – Анталья» авиакомпании Royal Flight задерживается на 9,5 часов из-за неисправности самолёта.

По расписанию Boeing 757 должен был вылететь из аэропорта Толмачёво 7 августа в 8:00, но не отправился в Турцию до сих пор. Сейчас расчётное время вылета перенесено на 17:30, сообщает онлайн-табло аэропорта.

«Посадку даже не объявляют. Зарегистрировались мы в 12 часов дня, прошли все таможни, досмотры. И с этого момента в зале ожидания сидим. <…> Номер выхода нам сначала поставили, потом убрали. Пишут: "Задержка"», - рассказала НГС.НОВОСТИ одна из пассажирок чартера.

По её словам, в зале ожидания много пассажиров с детьми. «Очень маленьких нет, грудничков - от 1,5–2 лет и постарше. Они уже все шоколадки из автомата съели, газировку всю выпили, чипсы и всё такое, потому что дети голодные - с утра приехали. Питания никакого не предоставлено пока», - рассказала пассажирка. Уже во второй половине дня туристам предложили прохладительные напитки - в итоге за водой выстроилась очередь.

Минтранс РФ совместно с Росавиацией разрабатывает пакет законопроектов, системно решающих проблему срывов чартерных рейсов в высокий туристический сезон, сообщает во вторник газета "Известия" со ссылкой на источник в авиационной отрасли.
Как пишет газета, новые меры будут направлены на "недопущение создания условий для задержек и отмен чартерных рейсов, выполняющихся по заказам туроператоров". Они также будут предполагать более жесткую реакцию авиационного регулятора и "неотвратимость наказания авиаперевозчиков, допустивших сбой". По данным "Известий", ведомства также планируют доработать механизм аннулирования допусков авиакомпаний к выполнению международных чартерных рейсов.

"Одна из инициатив, которая уже обсуждается, - это введение обязательного требования к авиакомпаниям предоставлять в Росавиацию сведения о планируемых объемах чартерных пассажирских перевозок… Ведется дискуссия о возможности отказа от практики перевозки туристов на массовых направлениях отдыха чартерными рейсами, фрахтователями которых выступают крупные туроператоры. Но пока однозначного мнения о целесообразности этого шага нет", - пишет издание.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Проблемы авиаперевозки нередко сказываются на качестве отдыха наших туристов. Все чаще можно услышать о вопиющих случаях задержек или отмен авиарейсов, казалось бы, довольно крупных и известных авиакомпаний. Например, наделавшая много шума недавняя проблема, возникшая у туристов с «ВИМ-авиа». Конечно, можно много рассуждать, кто в этом виноват, говоря на пространные темы, но стоит помнить, что в первую очередь от этого страдают живые люди, распланировавшие свой отдых или вынужденные вылететь в другой город или страну, в связи с какими-то семейными обстоятельствами. И эти люди, возможно надеются, что они попадут на другой стыковочный рейс, чтобы продолжить свое дальнейшее путешествие. Но вдруг узнают, что их рейс отменен или задержан, и неважно, какой он – прямой или чартерный. Что же им в таком случае нужно делать, какие шаги предпринять? Как получить компенсацию за испорченный отдых?

Трудно не растеряться в подобной ситуации, тем более если она произошла с вами впервые, либо ваш авиарейс рейс был стыковочным, либо вы были привязаны ко времени вашего прилета. Но стоит помнить, что ваш билет на самолет - не что иное, как договор с данной авиакомпанией, которая обязалась доставить вас, как пассажира, в нужную вам точку планеты и в необходимое вам время, в ином случае, она обязуется позаботиться о своем пассажире, если обстоятельства сложились не по плану.

Каждый пассажир должен знать, что в Гражданском кодексе РФ оговорены случаи, когда авиаперевозчик не несет ответственности при отмене или задержке рейса, это: различные стихийные явления - пожары, снежные заносы, ураганы, наводнения; нелетные погодные условия; внезапные военные действия; полное прекращение, либо режим ограничения грузоперевозки в ряде направлений; в некоторых случаях при забастовке персонала авиакомпании или аэропорта, при наличии неисправностей, несущих угрозу жизни и здоровью авиапассажиров. Во всех остальных случаях вина лежит на авиакомпании, нарушившей свои обязательства по договору.

Сначала рассмотрим подробно, что бывает при отмене прямого или чартерного рейса авиакомпанией.

- Рейс могут отменить за несколько дней до вылета самолета в пункт назначения.

В таком случае авиакомпания традиционно предлагает пассажирам несколько путей решения проблемы отмены вылета: альтернативу перелету по другому маршруту этого же авиаперевозчика или авиарейс иной компании, но пункт назначения остается прежним.

Пассажир имеет право требовать полного возврата стоимости его авиабилета. Например, если вами был куплен один авиабилет на рейс с пересадками, то вам обязаны вернуть сумму за весь маршрут. Если пассажир купил два билета, к примеру, Москва-Барселона и отдельно Барселона-Валенсия, а первый рейс до Барселоны был отменен, то вам вернут лишь сумму, потраченную на авиабилет от Москвы до Барселоны, а билет из Барселоны до Валенсии вам будет нужно сдавать в обычном тарифном режиме. Если отмена авиарейса затронула вторую часть авиапутешествия – Барселона-Валенсия, а альтернативных вариантов вам предоставлено не было, но поездка утратила свой смысл, то авиаперевозчик обязан по закону, не просто осуществить возврат денег за авиабилет в Валенсию, но и бесплатно доставить вас назад в Москву. Относительно возврата стоимости за билеты туда и назад, вам удастся осуществить возврат их полной стоимости, если рейс отменен и если вы приобрели их не отдельно, а в виде «round trip», то есть два билета на едином бланке.

- Рейс могут отменить или задержать, когда турист уже находится в аэропорту.

Авиакомпания обязана дать вам четкую информацию о причине и времени, на которое рейс был задержан. Вы имеете право требовать данную информацию у сотрудника вашей авиакомпании, а он обязан предложить туристам варианты их дальнейших действий. Зачастую сотрудник авиакомпании вносит предложение переправить туристов в точку назначения другим авиабортом или авиарейсом иного перевозчика. И при условии вины авиаперевозчика, данный перелет будет для туриста бесплатным.

Не все пассажиры, понесшие моральные и материальные проблемы из-за отмены или задержки авиарейсов, знают о своих правах на получение компенсации. Данная компенсация разнится, в зависимости от сроков переноса и отмены рейса, а также расстояния до нужной точки. При вине авиакомпании, она по закону обязана отдать пассажиру три процента от стоимости его авиабилета за каждый час, проведенный им в ожидании, как компенсацию за задержку рейса. Это оговорено в статье 28 пункте 5 Закона «О защите прав потребителя». Кроме того, отдать в виде штрафа двадцать пять процентов минимального размера оплаты труда за каждый час в ожидании, но эта сумма не может превышать половину цены авиабилета. Другие дополнительные компенсации несостоявшимся пассажирам при отмене авиарейсов не выдаются, но каждый турист имеет право на то, что ему вернут назад сумму за билеты, либо обменяют их на похожий авиарейс.

Права туриста-пассажира при задержке авиарейса больше двух часов:

Совершение двух телефонных звонков или отправления двух электронных сообщений; - вам обязаны предоставить бесплатные напитки; - если с вами находятся дети, младше семи лет, то вам должны предоставить бесплатный доступ в комнату матери и ребенка.

Права туриста при задержке рейса больше четырех часов:

Пассажира должны бесплатно покормить горячим питанием, причем кормить через каждые шесть часов – днем и через восемь часов - ночью.

Права туристов-пассажиров при переносе авиарейса больше чем на восемь часов в дневное время и больше шести часов в ночное:

Авиакомпания должна привезти и заселить вас в отель за свой счет, причем обеспечить вам бесплатный трансфер туда и назад. Согласно законодательства, туриста не имеют права заселять в один номер с посторонними ему людьми. Если пассажиру не понравился предоставленный номер или предложенный отель, то он может найти себе подходящий вариант, а авиакомпания должна оплатить сумму, которая будет равна по цене предложенному ей первоначальному варианту размещения. Турист может доплатить ценовую разницу за выбранный им более дорогой номер или оплатить свое проживание в полном объеме, но рекомендуем вам в этом случае сохранить чек об оплате, чтобы, таким образом вернуть часть потраченных денег при наличии объективных причин отказа от проживания по варианту, предложенному авиаперевозчиком. Но, стоит знать, что при отказе от номера, предложенного авиакомпанией, вы теряете право на бесплатный трансфер туда и обратно, зато ваш багаж авиаперевозчик обязан хранить за свой счет.

Куда жаловаться туристам-пассажирам, чтобы получить компенсацию за отмененный или задержанный авиарейс?

Если была отмена или задержка внутреннего прямого или чартерного авиарейса российской компании, то претензии рассматриваются согласно законодательства РФ. Также рассматриваются в России и жалобы пассажиров на иностранные авиакомпании, которые не выполнили своих обязательств перед ними на территории РФ. А вот, когда авиакомпанией откладывается или отменяется рейс за границей, то судебные тяжбы ведутся в той стране и по тем законам, где это произошло, и тут не будет играть роли место, где зарегистрирован авиаперевозчик.

Претензии подаются пассажиром лично в аэропорту его вылета или по прилету на место. Когда в аэропорту отсутствует представительство вашей авиакомпании, нет на месте ее сотрудников, то претензия подается через сайт авиакомпании. Хотя зачастую электронные письма могут игнорировать, лучше отправлять свою претензию заказным письмом в адрес авиакомпании, причем сделайте подробную опись вложенных документов и сохраняйте копию своего заявления, подтверждения об отправке, так как это может быть использовано в судебном разбирательстве, если авиаперевозчик вас проигнорирует или откажет в компенсации. По нашему российскому законодательству пассажир имеет право предъявить свои претензии к авиаперевозчику на протяжении полугода со дня отмены, задержки авиарейса.

Хочется затронуть еще один немаловажный для туристов момент, очень злободневный для московских аэропортов. Очень часто пассажиров доставляют в аэропорт, отличный от указанного в его билете. В таком случае авиакомпания обязана доставить туриста-пассажира в необходимую ему точку назначения на бесплатном транспорте. И данное правило действует на территории всех аэропортов РФ.